СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку "Начальная и косвенные формы имен существительных" (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку "Начальная и косвенные формы имен существительных" (3 класс)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Русский язык

Класс: 3

ФИО студента: Прокопенко Елизавета Сергеевна

Тема урока

«Начальная и косвенные формы имен существительных»

УМК

«Школа России»

Тип урока

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цель

Создание условий для формирования знаний учащихся о начальной форме и косвенных формах имени существительного.

Задачи урока

Образовательные: познакомить с определением «начальная форма имени существительного» и «косвенные падежи»; закрепить знания о падежах; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Развивающие: развивать познавательный интерес к данной теме; развивать внимание, память, мышление; развивать речь учащихся; развивать умение правильно формулировать свои высказывания (ответы) в устной форме; развивать умение корректно вести учебный диалог; развивать умение слушать объяснения учителя; развивать умение слушать и оценивать ответы товарищей.

Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества и взаимопомощи с помощью заданий, требующих беседу, рассуждения, парной или групповой работы; воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умеют определять начальную форму имени существительного и косвенные падежи у имён существительных; знают алгоритм определения падежа имени существительного.

КУУД: слушают и понимают речь других; оформляют свои мысли в устной форме; умеют формулировать собственное мнение; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

ПУУД: используют различные способы работы с информацией для поиска ответа; развивают умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи.

РУУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.

Формируют учебно-познавательный интерес к учебному материалу; умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; развивают доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Оборудование

Учебник русского языка 3 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкого, презентация PowerPoint, карточки с заданием, карточки для самоанализа, конспект урока, школьная доска, рабочие тетради.

Методы и приемы

Словесный метод: приветствие учеников, составление целей и задач урока, дискуссия, беседа, вопросы, устные задачи, инструкция по выполнению заданий, устный разбор задач, вопросы для подведения итогов.

Практический метод: решение упражнений (отгадывание загадок, словарная работа, выполнение упражнений из учебника, с презентации и доски общего пользования, викторина «Падежи имен существительных»).

Наглядный метод: демонстрация презентации и упражнений; использование интерактивной онлайн-доски.

Формы обучения

Фронтальная работа, групповая работа (в группах и парах), индивидуальная работа.

Формы контроля

Дискуссия, устный опрос, текстовые задания, вопросы для подведения итогов.

Ход урока:


Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация

У: Добрый день, друзья! Меня зовут Елизавета Сергеевна. И сегодня я у вас буду вести этот замечательный урок. Хорошего вам настроения!

У: Что надо сделать, чтобы как следует подготовиться к уроку?

У: Вы всё правильно подметили. А как нам следует вести себя на уроке, вы знаете?

(Включаю презентацию)

У: Предлагаю для этого посмотреть на презентацию и сказать, какое поведение не приемлемо на уроке.

  1. Всегда будь чистым и опрятным.

  2. Бережно относись к школьному имуществу, к своим вещам и вещам товарищей.

  3. Постарайся шуметь, чтобы привлечь к себе больше внимания.

  4. Внимательно слушай объяснения учителя, старательно выполняй задания, хорошо веди себя на уроке.

  5. Не отвечай учителю, когда тот задает тебе вопрос.

  6. Разговаривай с соседом на уроке.

  7. Будь честным и правдивым.

У: Кто готов ответить?



У: Давайте проверим ваши ответы. Все ли правильно ответили?

У: Замечательно!

Приветствуют учителя.




Высказывают свои предположения.


- Да.



Определяют качества поведения, которые неприемлемы на уроке.




















Озвучивает свои ответы.

- На уроке нельзя: шуметь, чтобы привлечь к себе внимание; не отвечать учителю, когда тот задает тебе вопрос; разговаривать с соседом по парте во время урока.

Проверяют свои ответы с ответами на доске.

2. Актуализация пробного учебного действия

У: Сейчас я вам предлагаю открыть свои тетради и записать сегодняшнее число и классную работу. Сегодня у нас «Третье марта». Не забудьте про «СС» в слове «классной». Все записали? Отлично!

У: Проведем словарную работу, но не простую. Сейчас я вам буду зачитывать предложения, а вы должны подумать, каким общим словом можно заменить это предложение. Все поняли свою задачу?

У: Внимательно слушаем то, что я говорю:

  1. Первый зимний месяц.

  2. Длинный ряд домов, между которыми проходит дорога.

  3. Человек, который учит других.

  4. Помещение, в котором продают лекарства.

  5. Домашнее животное, охраняющее дом.

У: Итак, наше время подходит к концу, попрошу вас всех заканчивать свои работы. Посмотрите на презентацию, скажите, вы согласны с данными ответами? Правильно ли записаны слова? У всех так? У кого были ошибки? Исправьте.

У: Замечательно! Вы все отлично постарались!

(Выключаю презентацию)

У: Ребята, скажите, а сколько в русском языке падежей. Как они называются?

У: Совершенно верно! А сейчас мы проверим ваши знания, так как сегодня они нам еще пригодятся.

У: Но перед этим, давайте вместе с вами вспомним, как мы определяем падеж имени существительного. Кто расскажет?



У: Все вспомнили? Отлично!

(Включаю презентацию)

У: Посмотрите на упражнение. Перед собой вы видите небольшой текст. Ваша задача сейчас состоит в том, чтобы прочитать текст и определить главные члены его предложений. А у имен существительных – падежи. Все поняли задание? Тогда выполняем.

Утёнок плавал по озеру без отдыха. Ранним утром проходил мимо озера человек. Он взял утёнка с собой. Ребятишки стали играть с ним. Но утёнок выбежал в открытую дверь.

У: Кто смог уже определить главные члены предложения? Назовите их.


У: Замечательно. А кто хочет сказать нам падежи имен существительных в тексте?




У: Какого падежа у нас подлежащие?

У: Прекрасно! Отличная работа!

Записывают в своих тетрадях число и классную работу.





Слушают учителя и записывают в тетрадь слово, которое описывает предложение.

- Ответы на словарной работе:

  1. Декабрь.

  2. Улица.

  3. Учитель.

  4. Аптека.

  5. Собака.







Сверяют свои ответы с ответами на слайде. Разбирают причины допущенных ошибок вместе с учителем.








- В русском языке 6 падежей. Именительный, родительный, винительный, дательный, творительный и предложный падежи.




Алгоритм определения падежа имени существительного:

  1. Найти слово, с которым связано имя существительное.

  2. Поставь от него вопрос (это может быть основной вопрос или вспомогательное слово).

  3. По вопросу и предлогу определи падеж.
















- Утенок плавал. Проходил человек. Он взял. Ребятишки стали играть. Утенок выбежал.



- Плавал (кто?) утёнок (И.П.). Плавал (по чему?) по озеру (Д.П.). Плавал (без чего?) без отдыха (Р.П.). Работал (чем?) лапками (Т.П.). Выбился (из чего?) из сил (Р.П.). Утром (Т.П.) проходил (мимо чего?) мимо озера (Р.П.). Проходил (кто?) человек (И.П.). Взял (кого?) утёнка (Р.П.). Стали играть (кто?) ребятишки (И.П.). Выбежал (кто?) утёнок (И.П.). Выбежал (во что?) в дверь (В.П.).

- Подлежащие у нас находятся в именительном падеже.


3. Выявления места и причины затруднения

У: Ребята, посмотрите еще раз на наши существительные. Скажите, кто-то смог увидеть различия между падежами?

У: Молодцы! Как вы считаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься?

У: Верно! Сегодня мы с вами будем изучать начальную и косвенные формы имен существительных.

(Выключаю презентацию)

- В именительном падеже находятся только подлежащие. Остальные падежи находятся во второстепенных членах предложения.

- Узнавать разницу между именительным и остальными падежами.

4. Построения проекта выхода из затруднения

(Вешаю картинки на доску)

У: Перед тем, как начать нашу работу, предлагаю вам взглянуть на доску и составить план работы. Скажите, какие пункты плана мы можем поставить сегодня на уроке.

  • Повторим:

  • Узнаем:

  • Закрепим:

У: Вы все ответили верно. Молодцы!

- Повторим: виды падежей и их вопросы, предлоги.

Узнаем: какие падежи называются косвенными, а какие начальными.

Закрепим: знание падежей и умение определять падежи по вопросу.

5. Реализация построенного проекта

У: Давайте откроем наши учебники на 58 странице и прочитаем правило.

У: Ребята, какие падежи являются косвенными? Сколько их?

У: Молодцы!

(Раздаю по карточке на ряд)

У: Теперь я вам предлагаю поработать в группах. Но перед этим, давайте вспомним правила работы в группе.

У: Сейчас я вас разделю на отдельные группы, которые должны будут работать сообща. Ваша задача состоит в том, чтобы определить падежи имен существительных и подчеркнуть главные члены предложения.

Итак, всем понятно задание?

1 группа: Собака быстро бежит по площади. Дворники работают мётлами. Под елями виднеются мухоморы. Между деревьями синеет небо.

2 группа: Петя пишет в тетради. На табуретке лежит тетрадь Маши. На сцену вышли артисты. Под окнами слышатся голоса детей.

3 группа: Отряд шагал через болото. Гости дарят подарки малышам. На спинке кровати висят носки. В песочнице играют дети.

У: Тогда можете начинать. Если у вас будут вопросы по решению упражнения, то смело обращайтесь ко мне. Мы вместе решим проблему.

У: Заканчиваем работу и готовим ответы. Итак, какая команда хочет начать? Назовите мне начальные и косвенные формы имен существительных.














У: Молодцы! Так держать!

У: Ребята, давайте взглянем на страницу 57. Посмотрите на таблицу «Признаки падежей». Что вы можете сказать про именительный падеж? Чем другие падежи от него отличаются?

У: Все верно! Хорошая работа!

Открывают учебник и читают правило на 58 странице.


- Родительный, винительный, дательный, творительный и предложный падежи.




Перечисливают правила работы в группе.


После того, как учитель поделит класс на группы, дети выполняют задание: определяют падежи имен существительных и подчеркивают главные члены предложения. При появлении вопроса ученики спрашивают учителя, и тот все разъясняет.
























- Ответы детей:

1 группа: Собака (И.П.) быстро бежит по площади (П.П). Дворники (И.П) работают мётлами (Т.П.). Под елями (Т.П.) виднеются мухоморы (И,П,). Между деревьями (Т.П.) синеет небо (И.П.).

2 группа: Петя (И.П.) пишет в тетради (П.П). На табуретке (П.П.) лежит тетрадь (И.П.) Маши (Р.П.). На сцену (В.П.) вышли артисты (И.П.). Под окнами (Т.П.) слышатся голоса (И.П.) детей (Р.П.).

3 группа: Отряд (И.П.) шагал через болото (В.П.). Гости (И.П.) дарят подарки (В.П.) малышам (Д.П.). На спинке (П.П.) кровати (Р.П.) висят носки (И.П.). В песочнице (П.П) играют дети (И.П.).

Начальные формы имен существительных:

Собака, дворники, мухоморы, небо, Петя, тетрадь, артисты, голоса, отряд, гости, носки, дети.

Косвенные падежи имен существительных:

По площади, метлами, под елями, между деревьями, в тетради, на табуретке, Маши, на сцену, под окнами, детей, через болото, подарки, малышам, на спинке, кровати, в песочнице.


Открывают на 58 странице учебника таблицу и анализируют ее.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

У: А теперь давайте выполним упражнение 106. Посмотрите на него. Что нам надо сделать?

У: Правильно. Но давайте мы вместе с вами разберем немного иначе. Давайте вместе с вами, по очереди, разберем 5 имен существительных в этом тексте, по образцу. А позже запишем разбор понравившихся нам существительных к себе в тетрадь. Ну что готовы? Кто хочет выйти к доске?

















У: Молодцы! Вы все отлично постарались! Для меня в удовольствие быть вашим учителем!

*Физминутка*

У: А теперь давайте мы с вами немного отдохнем от работы и расслабимся. Встаем из-за своих мест!

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

У: Садитесь.

- Прочитать и разобрать одно из существительных как часть речи по образцу.



Читают предложение, после чего выделяют имена существительные и пытаются разобрать его по образцу. При возникновении затруднений учитель задает ему наводящие вопросы или просит детей помочь однокласснику и высказать свое мнение. Несколько учеников работают у доски.

- Ответы детей:

  1. Филипок – имя сущ., обозначающее имя человека, отвечает на вопрос «кто?», нач. форма – Филипок. Одуш., собств., м.р.. Употреблен в форме И.п., ед.ч.. В предложении является главным членом предложения. И является начальной формой существительного.

  2. (На) учителя – имя сущ., обозначающее человека, отвечает на вопрос «кого?», нач. форма – учитель. Одуш., нариц., м.р.. Употреблен в форме Р.п., ед.ч.. В предложении является второстепенным членом. И является косвенным падежом.

  3. Муравей – имя сущ., обозначающее насекомое, отвечает на вопрос «кто?», нач. форма – муравей. Одуш., нариц., м.р.. Употреблен в форме И.п., ед.ч.. В предложении является главным членом предложения. И является начальной формой существительного.

  4. (К) ручью – имя сущ., обозначающее предмет, отвечает на вопрос «к чему?», начальная форма - ручей. Неодуш., нариц., м.р.. Употреблено в форме Д.п., ед. ч.. В предложении является второстепенным членом. И является косвенным падежом.

  5. Олень – имя сущ., обозначающее животное, отвечает на вопрос «кто?», нач. форма – олень. Одуш., нариц., м.р.. Употреблен в форме И.п., ед.ч.. В предложении является главным членом предложения. И является начальной формой существительного.





Встают из-за своих парт. Выполняют физминутку, повторяя движения за учителем.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У: Сейчас я вам предлагаю проверить свои знания при помощи теста «Да – Нет». Я вам буду диктовать предложения, и, если вы согласны с данным утверждением, то пишите да, если не согласны – то нет. В конце теста мы проверим ваши ответы, поэтому старайтесь писать верно. Будьте внимательны, а мы начинаем!

  1. У именительного падежа есть предлоги.

  2. Родительный падеж относится к косвенным падежам.

  3. Все падежи, кроме именительного, являются косвенными.

  4. В предложении винительный падеж является подлежащим.

У: Итак, наше время подходит к концу, попрошу вас всех заканчивать свои работы, сейчас будем проверять.

(Включаю слайд с ответами)

У: Ну, а теперь давайте же смерим ваши решения и ответы с эталоном. Скажите, у всех так получилось? У кого были ошибки? Где они были допущены?

У: Молодцы! Вы все выложились на все сто!

Пишут на листках слово «Тест» и пишут да или нет на озвученные учителем утверждения.

- Правильные ответы:

  1. Нет.

  2. Да.

  3. Да.

  4. Нет.










Сверяют свои ответы с ответами на слайде.




Разбирают причины допущенных ошибок вместе с учителем.





8. Включения в систему знаний и повторения

У: Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Скажите, какие правила должны соблюдаться?




(Раздаю по одной карточке на парту)

У: Отлично! Сейчас я вам разъясню ваше задание. Вам нужно в парах вставить пропущенные буквы и определить падежи тех слов, которые выделены в предложении. Не забудьте подчеркнуть главные члены предложения. На это задание вам дается 4 минуты. Приступайте.

В лес… идет дождь, и листв… на дорожках не шуршит под ног….

У: Время подошло к концу, кто готов рассказать, какие главные члены у этого предложения? Какие падежи вы определили? Какие имена существительные являются косвенными, а какие именными? Кто не соогласен? У всех так?

У: Замечательно! Вы все хорошо постарались.

У: Ребята, запишите домашенее задание:

  1. С.58, правило учить.

  2. С. 58 №104 или С. 81 №105 на выбор.

- Примерные правила работы в парах:

  • Работать должны оба;

  • Один говорит, другой слушает;

  • Свое несогласие высказывай вежливо;

  • Работать тихо, не мешать другим.



Берут листик и определяют корни и окончания выделенных слов, вставляя пропущенные буквы, определяя падежи выделенных имен существительных. Подчеркивают подлежащее и сказуемое предложений.

- Правильные ответы:

В лесу (Д.П.) идет дождь, и листва (И.П.) на дорожках не шуршит под ногами (Т.П.).





Сравнивают полученные результаты с ответами одноклассников. Разбирают полученные ошибки вместе с учителем.







Записывают домашнее задание.

9. Рефлексия учебной деятельности

-У: Наше занятие уже подходит к концу. Какую пословицу мы читали в начале урока? Кто помнит? Как она звучала? В чем ее смысл?

У: Скажите, ребята, о чем мы с вами говорили на уроке? Как звучит тема урока?

У: Отлично. А какую цель мы преследовали на занятии? Была ли она достигнута?

У: Вспомните наш план работы. Все ли пункты нашего плана мы выполнили?

У: Великолепно! Ребята, а теперь давайте оценим нашу работу на уроке, продолжив данные фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

Я научился …

Наибольший мой успех сегодня …

Я испытал следующие трудности …

У: Замечательно! Вижу, что многие ребята смогли сегодня справиться с преградами новых знаний и подняться уже на новую вершину.

У: На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу! До скорых встреч!

Отвечают на вопросы рефлексии.










Оценивают свою работоспособность на уроке при помощи продолжения фраз.











Прощаются с учителем.


Резервное задание:

Составь и запиши верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, реке, стоит, на, Неве, город.

Невой, горожане, рекой, гордятся.

Соединяя буквы по линиям в любом направлении, можно составить не менее 20 слов.