СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку "Синонимы, антонимы, омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку "Синонимы, антонимы, омонимы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №33

г.Майкоп Республика Адыгея







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по ФГОС



Предмет: русский язык

по программе «Школа России» класс: 4 «Г»

Тема: «Синонимы, антонимы, омонимы.»



Студент-практикант: Чапцева Надежда Андреевна

Учитель начальных классов: Золотухина Марина Анатольевна





2018 г.

Тема урока: «Синонимы, антонимы, омонимы»

Тип: повторение изученного материала

Цель: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Планируемые результаты

Предметные:

- различать синонимы, антонимы, омонимы

- подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

- высказывать и обосновывать свое мнение

- осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные:

- уважительно относиться к русскому слову

Оборудование: проектор, доска

Ход урока



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

5 мин

Прозвенел звонок веселый,

Мы урок начать готовы!

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.


  1. Актуализация знаний

3 мин

- Узнайте слова по их лексическому значению.

  1. Поток воздуха.

  2. Время еды, обычно в середине дня.

  3. Утренняя еда, еда до обеда.

- Ветер

- Обед

- Завтрак

  1. Самоопределение к деятельности

6 мин

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? 

- К какой части речи они относятся?

- Правильно. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые по значению.

- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

- Как называются слова, противоположные по значению?

- Какой частью речи являются эти слова?

- Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению: правда – ложь, вверх – вниз.

- Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. 

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка?

- Есть ли между этими значениями что–то общее?

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?

Омонимы - слова не совсем обычные: и сходные, и различные.

- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет




- Синонимы

- Глагол





- Это дятел. Враг – друг

- Антонимы

- Имя существительное





- Ключ

- Оно имеет два значения

- Нет

Омонимы

  1. Работа по теме урока

6 мин

-Откройте свои тетради. Напишите Четвёртое октября. Классная работа. Посмотрите на экран. Выберите из данных слов синонимы и запишите отдельно каждую группу.

Мчаться, тревожный, бросать, пища, нестись, кидать, еда, огромный, беспокойный, бежать, швырять, громадный.

Подберите антонимы к словам:

Сильный, пришёл, трудный, звонкий, добро.

Найдите омонимы и определите их значение.

1.Сшито из байки; конец веселой байки

2.Деревянные балки; лесные балки

3.Пушистая норка; глубокая норка

4.Красивая строчка на блузке; стихотворная строчка





- Бежать, мчаться, нестись.

- Еда, пища.

- Кидать, бросать, швырять.

- Огромный, громадный.

- Беспокойный, тревожный



- Слабый, ушёл, лёгкий, глухой, зло.

- Байка - мягкая ворсистая ткань; выдумка.

- Балка - часть сооружения, машины, станка. ложбина,иногда большой протяженности.

- Норка - хищный пушной зверек; жилище животного.

-Строчка - сплошной шов на поверхности материала; ряд слов, букв, иных знаков

  1. Физкультминутка

5 мин

Мы покажем букву А, 
(улыбнулись все сперва!)
Ноги в стороны прыжком, 
Руки кверху шалашом… 
Перед нами буква А: 
Раз присели, встали – два!


  1. Закрепление изученного материала

8 мин

- Откройте свои учебники на странице 48 №72. Вам нужно объяснить смысл пословиц и найти в каждой пословице синонимы, антонимы, омонимы. Мы это упражнения сделаем письменно.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. ( делает Тимур)

Вьюги да метели под февраль полетели. (делает Ксения) В большом горе и маленькая радость велика. (делает Камилла) Кому честь, тому и почёт. (делает Айдын) Ученье- свет, а не ученье- тьма (делает Дамир) Мир лучше ссоры. (делает Зарина)
Мир не без добрых людей. (делает Родион)





- Правда ложь (Антонимы)

- Вьюги метели (Антонимы)

- Горе радость(Антонимы)

- Честь почёт (Синонимы)

- Свет тьма (Синонимы)

- Мир ссора (Омоним)

- Мир ( Омоним)

  1. Рефлексия

4 мин

- Давайте вспомним, что мы сегодня делали на уроке?

- Что такое синонимы, антонимы, омонимы?

- Изучали синонимы, антонимы, омонимы.

- Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые по значению.


- Омонимы- слова не совсем обычные: и сходные, и различные.

- Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению:

  1. Домашнее задание

3 мин

Запишите в дневники домашнее задание: стр 43 найти площадь2 фигуры, 198