Февраль1 неделя
Тема №18
Конспект занятия «Учимся говорит: дикция, интонация»
- обратить внимание детей на интонационную выразительность речи,
- развивать интонационный строй речи у детей.
- упражнять детей в проговариваиии фраз с различной интонацией.
- развивать коммуникативные способности.
Ход занятия:
Педагог: - Здравствуйте ребята! Традиционное приветствие «Жест - Привет!» - каждый ребенок по очереди называет свое имя, сопровождая его любым жестом, все хором повторяют, и так до завершения полукруга.
Давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу слева, справа. Помните, как поется в знакомой нам песне? (звучит мелодия).
«От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется».
Итак, приступаем. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Тема сегодняшнего урока: «Учимся говорить: дикция, интонация». Как вы понимаете эти выражения?
Педагог: Хорошая дикция означает чёткость, ясность произнесения слов, фраз, точность звучания каждого звука. Чистота дикции помогает чтецу и актёру выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. Интонация - это манера произношения, отражающая настроение, характер и чувства говорящего, его тон.
Интонация дает возможность нам поделиться своими переживаниями, радостью. Нам, театралам, приходится много произносить разного текста, с разной интонацией. Вот попробуйте за мной произнести несколько предложений: с счастьем, восторгом, печалью.
Разминка. Упражнения на три вида выдыхани):
1) Спокойное, плавно звучащее: свистит ветер-с-с-с-с- Шумят деревья- ш-ш-ш- Летит пчела – ж-ж-ж-ж… Пищит комар – з-з-з-з-з-з-з-з…
2) Волевое, но сдержанное: работает насос – с-с-с-с! Метет метель – ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель – з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!
3) Эмоциональное в быстром темпе: кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Пилит пила – С! С! Заводится мотор – Р! Р! Р! Р!
Второе упражнение называется «Паромщик».
Представьте, что мы стоим на берегу реки и нам нужно позвать паромщика с другого берега. Для того, чтобы «добросить» звук, участвует все тело: «берем» звук в правую руку, «размахиваемся» изо всей силы, снизу, и «бросаем» его на 100 метров вперед – «Эй, парооомщииик!» А теперь еще дальше – на километр.
Педагог: Зачем это делать? Чтобы понять: мы не говорим «в пространство». У наших слов есть адресат, мы буквально передаем ему свои слова, как ценную посылку, заботясь, чтобы он получил их в целости.
Второе упражнение называется «Назойливый комар». Это упражнение выполняется перед зеркалом.Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
Педагог: Молодцы! У вас хорошо получается.
И, наконец третье упражнение на дикцию «Голос изнутри». Одну ладонь положите на грудь, вторую на макушку, громко произнесите «ммммм» сквозь закрытые губы. Меняйте высоту звука, пока не почувствуете, как под ладонью вибрируют и грудная клетка, и голова. Это значит, вы поймали свое природное звучание, нашли природный голос.
Педагог: Спасибо! А мы переходим к основной части нашего занятия.
Педагог: для того, чтобы наше занятие было эффективным и интересным, оно будет проходить в форме соревнования.
Вам нужно разделиться на команды и выбрать капитана.
Педагог: Первое задание называется «Произнеси по-разному», которое будет направлено на интонационную выразительность речи. Задача каждой команды произнести фразу, например, «Я иду домой» на разные лады, чтобы мы могли определить характер отношения, говорящего к содержанию слов: весело, грустно, хвастливо, восторженно, зло. Примеры фраз для произношения написаны у вас в карточках, каждой команде дано по четыре предложения. Каждый по очереди будет произносить текст. Команды готовы? Начинаем. 1.Дом стоит на берегу реки. (с восторгом/ с сожалением).
2. У моего друга много книг. (радостно/завистливо). 3. Где вы купили эту ручку? (насмешливо/ удивлённо). 4. Завтра будет очень жарко. (недовольно/блаженно).
(По ходу задания педагог помогает, тем, кто затрудняется)
Педагог: Молодцы, у всех хорошо получилось. Следующее задание также на развитие интонации, оно так и называется «Интонирование».
Вы все наверняка знаете, стишок «Наша Таня громко плачет…». Предлагаю попробовать прочитать его, но по-разному. Итак, вы сейчас прочтете эту фразу из стиха так, как будто вы:
• Страшно замерзли;
• Как маленький ребенок;
• Как робот;
• Как сонный человек, зевая;• Как будто у вас во рту горячая картошка.
• Очень тихо;
• Очень медленно;
• Со злостью;
• Смеясь;
• Как будто вы заикаетесь.
Начиная с первого игрока каждой команды по очереди. Всем понятно задание? Команды приготовились, начинаем.
Педагог: Очень хорошо! Команды не отстают друг от друга. А мы переходим к третьему заданию, на развитие дикции, оно называется «Испорченный телефон»Капитан каждой команды получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи, и последний представитель которой лучше и точнее произнесёт её в слух.
Задание командам понятно?
Педагог: Молодцы! И с этим заданием обе команды неплохо справились.И так голоса подсчитаны. Обе команды получают одинаковое количество баллов. Поздравляю! Победила дружба