СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме "Монологическое высказывание-повествование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект элективного учебного предмета по теме "Монологическое высказывание-повествование" составлен с учетом системно-деятельностного подхода в обучении, соответствует требованиям ФГОС ООО, предусматривает подготовку к итоговому собеседованию по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Монологическое высказывание-повествование"»

Монологическое высказывание-повествование


Цели: систематизация знаний о типах речи, структуре повествования, расширение и углубление общих сведений о нормах русского языка, обучение построению монологического высказывания-повествования;

развитие культуры устного речевого общения, умения выразительно читать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с текстом, творческого мышления;

воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.

Оборудование: раздаточный ма­териал для работы в группах/парах.

Методические приемы:  чтение и анализ языкового материала, беседа, работа с опорой.


Сценарий занятия


1. Оргмомент


2. Актуализация знаний

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1) Реализация д/з: опрос:

= монолог-описание (сб. Цыбулько)

2) Языковой практикум:

  • Пунктуационный практикум:

= Прочитайте предложение, укажите, чем оно осложнено. Устно обоснуйте свой выбор ответа.

       Сама история распорядилась так, что кремлёвский холм стал главной музейной достопримечательностью Москвы, хранителем исторической памяти многих поколений, создавших и сохранивших это бесценное наследие.

  • Аналитическая работа с текстом:

= Прочитайте текст, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Перескажите текст.

Собрание оружия Музеев Московского Кремля включает около восьми тысяч памятников XI–XX веков. Его основу составляют два исторически сложившихся комплекса: Большая государева оружейная казна – арсенал русских царей XVI–XVII веков и Императорская Рюст-камера – коллекция оружия XVIII – начала XIX века.

Предметы вооружения, входившие в состав обоих комплексов, использовались российскими самодержцами и представителями высшей знати на войне, охоте, во время торжественных церемоний и парадов. Отдельные предметы церемониального вооружения русских царей можно рассматривать как военные государственные регалии. Таковы, например, знаменитая «шапка ерихонская» , изготовленная в 1621 году лучшим мастером Государевой Оружейной палаты   Никитой Давыдовым, и саадак (налуч и колчан)  , над созданием которого в 1627–1628 годах трудилась целая группа придворных ювелиров из Серебряного приказа. (По материалам сайта  «Музеи Московского Кремля»)

  • Орфографический практикум:

1.

Обожжённым кирпич..м

12.

На столе, покрыт..м скатертью

2.

Принимать участие в спектакл..

13.

Соревнование в выносливост..

3.

По площад.. не так велика

14.

Главная мысль басн..

4.

В осенн..ю пору

15.

Шедевры русской поэзи..

5.

На хорош..м счету

16.

У похож..го на атлета

6.

С застывш..ми от удивления глазами

17.

Владел снайперск..м броском

7.

Умеющ..го видеть красоту

18.

На прилегающ..х к нему островах

8.

К внезапно выросш..му на дороге

19.

У растущ..го организма

9.

Они дел..тся новостями

20.

Гнёзда стро..тся на ветках

10.

Когда исполн..тся два года

21.

Игроки дел..тся на две группы

11.

Вдруг увид..шь проворного зверька

22.

Стебли кабачков не стел..тся по земле

= Среди примеров 1–11 найдите фразеологизм, который используется для характеристики человека, имеющего положительную репутацию. Выпишите его.

= Найдите и выпишите слово, которое иллюстрирует следующее правило: «В корне с чередованием гласных пишется буква И, если после корня стоит суффикс -А-».

= Найдите имя прилагательное, употреблённое в краткой форме, и выпишите его.

Среди примеров 12–22 найдите слово, которое имеет значение «лучшее в своём роде произведение искусства». Выпишите его.

Начало формы


Начало формы


Читают, комментируют прочитанное


Объясняют постановку знаков препинания.









Читают, пересказывают.






















Комментируют орфо-граммы, выполняют задания.


3. Мотивация. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

Организует беседу по постановке целей урока


ставят цели, составляют траекторию изучения темы урока (под руководством учителя).


4. Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1. Слово учителя

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку – и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б. Житков)
Композиция текста-повествования

1. Завязка (начало событий).

2. Развитие действия.

3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).

4. Развязка (итог событий).

2. Составление советов ученику для составления монолога-повествования

1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы:

  • Какова тема монологического высказывания?

  • О каком событии из своей жизни будете рассказывать?

  • Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники?

  • Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом?

  • Какой момент был кульминационным в развитии событий?

  • Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)?

2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).

3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).

4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было самым напряжённым? Чем всё завершилось?)

5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).

6. При составлении рассказа представьте, что вы рисуете мультфильм. Подумайте, в каком порядке события будут сменять друг друга. Используя такой приём, как словесное рисование, подумайте, сколько кадров у вас будет и чем эти кадры будут заполнены.

Чтобы легче было рассказывать, можно нарисовать кадры-квадраты, заполнив их ключевыми словами или словосочетаниями. Расскажите о том, что видели, участником или зрителем чего были, что запомнилось, что делали вы.


Делают записи в тетрадях























Составляют советы



5. Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1. Р.р. Работа по обогащению словарного запаса учащихся: составление речевых клише (см. Приложение 1)



2. Р.р. Дифференцированная работа по составлению монологического высказывания на основе составленных клише по заданной теме (работа в парах)

- интересный урок в школе;

- интересная профессия.



Составляют и записывают клише


Создание монолог. высказывания



6. Этап самостоятельной работы

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1. Р.р. Творческая работа

= Составьте монолог по теме «Поход в музей»

Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.

Не забудьте рассказать

в каком музее Вы были;

когда и с кем;

что вы увидели;

что понравилось и запомнилось больше

Составляют монолог. высказывания, рецензируют ответы друг друга.


7. Этап включения в систему знаний и повторения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

Проводит подготовку к ГИА

1) Аналитическое задание

= Прочитайте предложения. Найдите и выпишите тропы.

Всё произошло так быстро, что трудно было осознать, отчего вдруг распахнулись окна и балконные двери дома. Оттуда облачком вылетело множество легкокрылых мотыльков. Среди них – большие, которые, как казалось, медленными взмахами своих воздушных крылышек создают ветер, и совсем крохотные мотыльки. Мотыльковое облако всё приближалось к нам и вот уже порхало над нашими головами.

Эпитеты:

Метафора:

Сравнение:


выполняют задание


8. Этап рефлексии

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

Подведение итогов.

Прием «Ключевые слова»

= Назовите основные понятие сегодняшнего занятия, объясните их значение.

Взаимооценивание

Поясняет д/з: составить монолог-повествование (сб. Цыбулько)

Высказывание уч-ся

Самооценка деятельности




















Приложение 1


Речевые клише

Вступление

Основная часть

Заключение

Выходной день, который запомнился больше всего (вариант 1)

Я люблю выходные дни. Это время, когда можно отдохнуть от трудовой недели, побыть с родными, пообщаться с друзьями. Но особенно я люблю выходные, которые совпадают с праздниками. И, представляете, в этом году мой день рождения был в воскресенье. Такого дня рождения у меня ещё не было. Он запомнился мне навсегда!

Было обычное утро выходного дня.. Сначала я…. Потом… Но вдруг…

Неожиданно для меня ….

Когда мы приехали, то я…

Затем…

Через несколько минут я…

Пролетело мгновение, и снова…

Чудеса продолжались весь день: …

И, наконец,…

Уже вечером, когда погас свет, я ….

Весь день у меня было… настроение, которое создали мне …. Этот выходной день был самым лучшим!

Интересный урок в школе (вариант 2)

Я люблю учиться. Люблю узнавать что-то неизведанное, знакомиться с новыми литературными героями, заглядывать в мир неопознанного… И это происходит на уроке (каком?)… Однажды нас сказали, что урок будет проходить не в классе, а на улице: выпал первый снег, и мы пойдём наблюдать за тем, как меняется природа, а потом все эти изменения нарисуем.


И вот начался наш урок в сказочном зимнем парке… Падал снег, медленно покрывая всё вокруг. Мы, ученики … класса, и учитель ИЗО тоже стали похожи на волшебные фигуры.

Любовь Николаевна предложила… Мы с радостью…

Затем, когда …., весь класс начал изучать снежинки… Они летели с неба и … Потом мы увидели … и стали… Через несколько минут деревья и кустарники… 45 минут пролетело незаметно, и мы…

Особенно мне понравилось, что… Побольше бы таких уроков!

Встреча с интересным человеком (вариант 3)

Мне почему-то всегда казалось, что удивить меня очень трудно. Но однажды произошло то, что потрясло меня: к нам на классный час пришёл человек, который воевал в Афганистане…

Была перемена, мы «летали» по классу. И вдруг, неожиданно для всех нас, в кабинет вошёл… Сначала он… Затем… И наши непослушные мальчишки замерли от… Он рассказывал нам о… Когда он стал вспоминать о…, то…

Мы сидели… Потом произошло то, чего… Лётчик включил видеофильм, и класс… А затем…

Прозвенел звонок с урока, но мы …

Через несколько минут…

Время пролетело незаметно.

Мы поблагодарили его… поняли, что интересным человеком можно назвать того, кто… Встреча, которая произошла в школе, потрясла нас: мы…

Интересная профессия (вариант 4)

Помните стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?»:

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Действительно, кем быть? Как выбрать профессию? Какая из множества других самая интересная?

Думаю, самая интересная та, которая тебе по душе. Моя мама работает врачом. Она говорит: не «работает», а «служит» людям.

Однажды я решила, что надо познакомиться с её профессией поближе, и пошла на работу к маме.

Я присела в уголке её кабинета и…

Быстро, стремительно в кабинет влетела… Она… Мама… После неё в кабинет медленно, тяжело ступая, вошёл старый человек. Он… Мама снова… Через несколько минут следом за ним, жалуясь на…, появилась…

Я сидела в своём потайном уголке и наблюдала за людьми.

Мама сначала…, потом…, дальше … и уже в конце приёма …


Мама не раз говорила, что, чтобы быть хорошим врачом, надо обладать знаниями … и умениями… Только тогда человек станет … врачом. Наблюдая за мамой, за тем, как она…, я поняла, что… Конечно, её профессия самая … Я тоже хочу стать…

Интересная поездка (вариант 19)

Сколько себя помню, я мечтала о поездке на море. Мне представлялось, как мы всей семьёй отправимся на поезде или машине к Чёрному морю.

И вот однажды… Этим летом…

Сначала мы… Потом… Затем…

Но вскоре мы…

Интересное путешествие…

Самое яркое событие …

В конце концов… Дома мы…

Лето прошло, но мы вспоминаем эту поездку к морю, его ласковый шёпот, шёлковый песок и людей, с которыми…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!