Этап. Актуализация знаний (5 мин.) Этап. Целеполагание планирования (1мин.) | Актуализирует имеющиеся знания. Сегодня урок я хотела бы начать со слов Генри Форда – известный американский изобретатель и владелец сети автомобильных заводов – Собраться вместе- это начало, Держаться вместе- это прогресс, Работать вместе- это успех. Эпиграф к уроку: «Одна голова хорошо, а две это мутация!!!» И один из важных вопросов , который мы сегодня должны выяснить А почему рождаются такие существа? И две головы –это хорошо или все таки мутация? Может следую щий отрывок из литературного произведения поможет. Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Конек - горбунок». Послушайте и выскажите свое предположение, какое свойство живых организмов описал автор сказки. Вдруг о полночь конь заржал… Караульщик наш привстал, Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу. Кобылица та была Вся, как зимний снег бела, Грива – в землю, золотая, В мелки кольца завитая. Все вы помните, что Иван поймал кобылицу, и она в обмен на свободу пообещала родить ему двух коней. Что ж он видит? – Прекрасивых Двух коней золотогривых. В мелки кольца завитой, Хвост, струится золотой. Да игрушечку – конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами. Выслушиваются мнения учащихся о предполагаемом свойстве Какое свойство живых организмов показано? Определение темы. Учитель предлагает приступить к заполнению рабочего листа (Приложение 1 Блок 1) . Что вам известно о генотипической изменчивости из телевидения? Полезны или вредны мутации? Все ли мутации передаются по наследству? Почему вопросы вызвали затруднения? Чего мы еще не знаем? Какова цель урока? В каждой группе запишите вопросы, ответы на которые вы хотели бы узнать на данном уроке. Для работы можно воспользоваться вопросительными словами: Как? Что? Где? Почему? Каким образом? Для чего? Учитель кратко записывает Вместе с учащимися выстраивается логика изучения темы: 1.Определение генотипической изменчивости (возможный вопрос: Что такое мутация?.) 2.Классификация изменчивости: мутации геномные, хромосомные , генные (возможный вопрос : Какие бывают мутации? Где возникают мутации ?Почему возникают мутации?). 4.Мутагенные факторы (возможный вопрос : из-за чего возникают мутации? Почему возникают мутации?) 5.Свойства мутаций. Как часто возникают мутации? 6.Значение мутаций? (возможный вопрос :Где используются мутации? Для чего используют мутации?) Хотела бы обратиться к девочкам. Какой по вашему мнению парень более симпатичен? А теперь юноши оцените девушек? Почему вы смогли быстрее сделать выбор? Так значит, когда выбор сделать легче? Почему? Задумаемся над вопросом а в природе должны ли быть особи одного вида совершенно одинаковыми или разными?В чем может быть эти отличия ?Какое значение для природы? Итак, особи одного вида должны быть разные Вот мы и должны выяснить, что может быть причиной того, что они разные и какое это может иметь значение. Это будут те два главных вопроса, на которые мы должны ответить. | Смотрят слайды презентации, отвечают на вопросы. Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, обмениваются мнениями. Выявляют и осознают проблему и затруднения. Составляют «бортовой журнал», записывают вопросы, на которые хотят получить ответы. Высказывают свои мнения о предполагаемом свойстве Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, обмениваются мнениями. Выявляют и осознают проблему и затруднения. Составляют «бортовой журнал», называют вопросы, на которые хотят получить ответы Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднений (т.е. формулируют, какие знания им нужны). Согласовывают с учителем цель урока, осознают цель предстоящей деятельности. Высказывают свои предположения. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения, - учатся аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: - учатся фиксировать индивидуальные затруднения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учатся учитывать разные мнения. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
Этап. «Открытие нового знания» (12 мин.) | Что обеспечивает постоянство внешнего вида, какое свойство живого? А что позволяет быть другим? Что такое изменчивость? (свойство живого организма приобретать новые качества под действием определенных факторов. Изменчивость бывает модификационная и генотипическая. мутационная изменчивость. Комбинативная Наша задача различать эти виды изменчивости Сегодня каждая группа будет решать одну из поставленных задач. Поможет вам инструктивная карточка. Ответы на вопросы будут в устной и письменной форме. Записи ведутся в ваших рабочий листах. Результаты в каждой группе защищает один представитель. На работу 12 минут. Приступили. Раздает инструктивные карточки с заданиями для самостоятельной работы. Организует работу в группах по карточкам (приложение 1), предлагает индивидуальную работу с текстом по дополнительной литературе (Приложение 2) | Работают в группах. Выполняют задания по карточкам: анализируют, делают выводы об изменениях в строении генетического материала, нарушениях в процессе мейоза и их последствия для жизни организма. Отвечают на вопросы. Формулируют определения генных, хромосомных и геномных мутаций. Приводят примеры мутагенных факторов. Дополняют «бортовой журнал» новыми знаниями. | Познавательные УУД: - учатся анализировать, обобщать, делать выводы; - учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах; - учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - учатся аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания (17 мин). | Организует работу по усвоению обучающимися нового способа действия. Предлагает заполнение Рабочих листов каждого блока Выводит данное задание с помощью проектора на доску. Остались ли вопросы без ответов? | Осмысливают задание. Формулируют проблему, цель и способы ее достижения. Предлагают варианты формулировок, которые необходимо поместить в рабочий лист. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; |
Этап. Рефлексия (1 мин.) | Организует самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. Организует подводящий диалог: Все ли задачи, поставленные в начале урока, нашли своё решение? Возвращает обучающихся к первоначальным записям в «бортовом журнале», предлагает сравнить записи. Учитель предлагает мысленно вернуться к сказке и высказать свое мнение о том:
- к какому виду наследственной изменчивости можно отнести этот пример? - дайте характеристику данному виду мутации ( рецессивная, не летальная, возможно хромосомная или геномная). - назовите причины рождения «конька - горбунка» (перечисляются мутагенные факторы: удобрения, ядохимикаты и т.д.). Так хорошо или плохо, когда организм обладает изменчивостью? Изменчивость позволяет приспособиться к разным условиям, а с другой стороны дает материал для эволюции.О том, что мутации являются материалом для эволюции будете более подробно изучать в 11 кл «Эволюционное учение» | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали нового на уроке. Формулируют вывод об основных характеристиках мутаций. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли; - учатся слушать и понимать речь другого человека. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Домашнее задание. (1 мин.) | Комментирует домашнее задание: 1. Прочитать текст параграфа с. 196-200 (задание обязательное для всех). 2. Написать сочинение-размышление «Полезные мутации. Как их использовать на благо общества». «ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ» «Прожив и прочувствовав» сегодняшний урок, напишите письмо своему будущему ребенку, о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск мутаций у себя и будущих потомков | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. | Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию. |