СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме: « Наследственная (генотипическая) изменчивость

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия нового знания Методы: частично-поисковые, практические (построение опорного конспекта).  

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме: « Наследственная (генотипическая) изменчивость»

Цели и задачи урока для ученика

Цели и задачи урока для учителя

Формирование на уроке УУД

Цель: Выявить, как у живых организмов возникают и проявляются признаки наследственной изменчивости

Цель: сформировать представление о наследственной (генотипической ) изменчивости

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Задачи:

-на знание:

Называет основные понятия: мутация, кроссинговер, кариотип, полиплоидия


Задачи:

- образовательные

Дать определения основным понятиям

Дает определения основным понятиям


Строит понятное, монологическое высказывание

- на понимание:

Характеризует генотипическую изменчивость

Объясняет особенности генотипической изменчивости

Устанавливает причинно-следственные связи



- на применение:

Приводит мутации у различных организмов и особи с мутациями


Привести примеры мутации у различных видов живых организмов



Обменивается мнениями в малых группах

- на анализ

Сравнивает нормальные живые организмы и особи с мутациями

-развивающая

Формировать у детей умение сравнивать нормальные живые организмы и особи с мутациями

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

Выполнять задачи в соответствии с поставленной целью, отвечает на вопросы

Использует информационные ресурсы для поиска информации о различных проявлениях мутаций у живых организмов

- на синтез

Делают выводы о значении мутаций

Формирует умение делать выводы

Устанавливает причинно-следственные связи



- на оценку

Оценивает значение проявления мутаций для жизнедеятельности организмов

Формирует у детей умения оценивать значение проявления мутаций для жизнедеятельности организмов


Умение самостоятельно планировать и регулировать свою деятельность



- воспитательные

Формирование научного мировоззрения




Тема: « Наследственная (генотипическая) изменчивость

Образовательная цель урока: расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее новых элементов: наследственной изменчивости, ее закономерности и эволюционную направленность.

Деятельностная цель: формировать познавательные универсальные учебные действия, формулировать цель учебной деятельности по овладению обобщенными способами приобретения новых знаний, осущевлять самооценку собственной деятельности

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные: ученик научится давать определения понятий «мутации», «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Различать и сравнивать формы изменчивости: модификации и мутации. Ученик будет иметь возможность научиться характеризовать закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводить примеры мутаций у организмов. Классифицировать мутации. Объяснять причины возникновения мутаций и описывать их эволюционное значение в природе.

Метапредметные:

Познавательные – ученик научиться выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов, выделять общий признак двух или нескольких явлений и объяснять их сходство, объединять явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, ученик научиться находить и использовать различные источники информации. Ученик будет иметь возможность научиться сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Регулятивные – ученик научиться определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и будет иметь возможность составлять алгоритм их выполнения, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные – ученик научиться корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, уметь выдвигать контраргументы, выделять общую точку зрения в дискуссии.

Личностные: Познавательный интерес к биологии. Представление о роли мутационной изменчивости в процессе эволюции. Осознание повышения вероятности появления вредных мутаций под действием мутагенов. Умение анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью. Принятие ответственности за свои действия по отношению к окружающим. Осознание важности получения знаний.

Учащийся  должен знать: основные свойства живых организмов, основные формы изменчивости живых организмов, определения генные мутации, хромосомные мутации, геномные мутации, утрата, делеция, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества, закономерности мутационной изменчивости организмов, классификацию мутаций, причины возникновения мутаций, эволюционное значение мутаций в природе.


Учащиеся должны уметь: называть основные свойства живых организмов, основные формы изменчивости живых организмов, сравнивать различные формы изменчивости, сравнивать и анализировать информацию, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, давать определения понятиям: генные мутации, хромосомные мутации, геномные мутации, утрата, делеция, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества.


Средства обучения (обеспечение урока): учебники, компьютер, мультимедийный проектор, слайды презентации, карточки с тестами, рабочие листы.


Тип урока: урок открытия нового знания
Методы: частично-поисковые, практические (построение опорного конспекта).


Деятельность учителя и ученика

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Формируемые УУД

Организационный момент.

(1 мин.)


Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


Коммуникативные УУД:

учатся культуре общения.

Этап.  Актуализация знаний

(5 мин.)





















































Этап. Целеполагание планирования

(1мин.)

Актуализирует имеющиеся знания.

Сегодня урок я хотела бы начать со слов Генри Форда – известный американский изобретатель и владелец сети автомобильных заводов

– Собраться вместе- это начало, Держаться вместе- это прогресс, Работать вместе- это успех.
Эпиграф к уроку: «Одна голова хорошо, а две это мутация!!!»

И один из важных вопросов , который мы сегодня должны выяснить А почему рождаются такие существа? И две головы –это хорошо или все таки мутация?

Может следую щий отрывок из литературного произведения поможет.

Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Конек - горбунок». Послушайте и выскажите свое предположение, какое свойство живых организмов описал автор сказки.
Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.
Кобылица та была
Вся, как зимний снег бела,
Грива – в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.
Все вы помните, что Иван поймал кобылицу, и она в обмен на свободу пообещала родить ему двух коней.
Что ж он видит? – Прекрасивых
Двух коней золотогривых.
В мелки кольца завитой,
Хвост, струится золотой.
Да игрушечку – конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Выслушиваются мнения учащихся о предполагаемом свойстве


Какое свойство живых организмов показано?


Определение темы. Учитель предлагает приступить к заполнению рабочего листа (Приложение 1 Блок 1) .

Что вам известно о генотипической изменчивости из телевидения? Полезны или вредны мутации? Все ли мутации передаются по наследству? Почему вопросы вызвали затруднения? Чего мы еще не знаем? Какова цель урока?


В каждой группе запишите вопросы, ответы на которые вы хотели бы узнать на данном уроке.

Для работы можно воспользоваться вопросительными словами: Как? Что? Где? Почему? Каким образом? Для чего?


Учитель кратко записывает
Вместе с учащимися выстраивается логика изучения темы:
1.Определение генотипической изменчивости (возможный вопрос: Что такое мутация?.) 2.Классификация изменчивости: мутации геномные, хромосомные , генные (возможный вопрос : Какие бывают мутации? Где возникают мутации ?Почему возникают мутации?).
4.Мутагенные факторы (возможный вопрос : из-за чего возникают мутации? Почему возникают мутации?)

5.Свойства мутаций. Как часто возникают мутации?

6.Значение мутаций? (возможный вопрос :Где используются мутации? Для чего используют мутации?)


Хотела бы обратиться к девочкам. Какой по вашему мнению парень более симпатичен?

А теперь юноши оцените девушек? Почему вы смогли быстрее сделать выбор?

Так значит, когда выбор сделать легче? Почему?

Задумаемся над вопросом а в природе должны ли быть особи одного вида совершенно одинаковыми или разными?В чем может быть эти отличия ?Какое значение для природы?

Итак, особи одного вида должны быть разные

Вот мы и должны выяснить, что может быть причиной того, что они разные и какое это может иметь значение.

Это будут те два главных вопроса, на которые мы должны ответить.

Смотрят слайды презентации, отвечают на вопросы.
















Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, обмениваются мнениями. Выявляют и осознают проблему и затруднения.

Составляют «бортовой журнал», записывают вопросы, на которые хотят получить ответы.













Высказывают свои мнения о предполагаемом свойстве










Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, обмениваются мнениями. Выявляют и осознают проблему и затруднения.

Составляют «бортовой журнал», называют вопросы, на которые хотят получить ответы


Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднений (т.е. формулируют, какие знания им нужны). Согласовывают с учителем цель урока, осознают цель предстоящей деятельности.

Высказывают свои предположения.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать.


Коммуникативные УУД:

- учатся культуре общения,

- учатся аргументировать свое мнение.


Регулятивные УУД:

- учатся фиксировать индивидуальные затруднения.




























Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием;

Коммуникативные УУД:

- учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

учатся учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Этап. планирования

(1мин.)

С помощью чего можно решить данные задачи и достичь поставленной цели

Организует выбор способа и средств реализации учебной цели.

(изучить материал учебника, дополнительную литературу).

Знакомит с планом работы.


Выбирают способы и средства получения новых знаний.

Коммуникативные УУД:

- учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

учатся учитывать разные мнения.

Этап. «Открытие нового знания»

(12 мин.)

Что обеспечивает постоянство внешнего вида, какое свойство живого?

А что позволяет быть другим?

Что такое изменчивость? (свойство живого организма приобретать новые качества под действием определенных факторов.

Изменчивость бывает модификационная и генотипическая.

мутационная изменчивость. Комбинативная

Наша задача различать эти виды изменчивости

Сегодня каждая группа будет решать одну из поставленных задач. Поможет вам инструктивная карточка. Ответы на вопросы будут в устной и письменной форме. Записи ведутся в ваших рабочий листах. Результаты в каждой группе защищает один представитель. На работу 12 минут. Приступили.

Раздает инструктивные карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Организует работу в группах по карточкам (приложение 1), предлагает индивидуальную работу с текстом по дополнительной литературе (Приложение 2)


Работают в группах. Выполняют задания по карточкам: анализируют, делают выводы об изменениях в строении генетического материала, нарушениях в процессе мейоза и их последствия для жизни организма. Отвечают на вопросы. Формулируют определения генных, хромосомных и геномных мутаций. Приводят примеры мутагенных факторов. Дополняют «бортовой журнал» новыми знаниями.

Познавательные УУД:

- учатся анализировать, обобщать, делать выводы;

- учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию;

- учатся строить высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах;

- учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- учатся аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания (17 мин).

Организует работу по усвоению обучающимися нового способа действия. Предлагает заполнение Рабочих листов каждого блока

Выводит данное задание с помощью проектора на доску.



Остались ли вопросы без ответов?


Осмысливают задание. Формулируют проблему, цель и способы ее достижения. Предлагают варианты формулировок, которые необходимо поместить в рабочий лист.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию;

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;


Тестирование

5 мин


Проверим как понята вами данная тема.

Взаимопроверка




Этап. Рефлексия

(1 мин.)

Организует самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. Организует подводящий диалог:

Все ли задачи, поставленные в начале урока, нашли своё решение?

Возвращает обучающихся к первоначальным записям в «бортовом журнале», предлагает сравнить записи.

Учитель предлагает мысленно вернуться к сказке и высказать свое мнение о том:

- к какому виду наследственной изменчивости можно отнести этот пример?
- дайте характеристику данному виду мутации ( рецессивная, не летальная, возможно хромосомная или геномная).
- назовите причины рождения «конька - горбунка» (перечисляются мутагенные факторы: удобрения, ядохимикаты и т.д.).

Так хорошо или плохо, когда организм обладает изменчивостью?

Изменчивость позволяет приспособиться к разным условиям, а с другой стороны дает материал для эволюции.О том, что мутации являются материалом для эволюции будете более подробно изучать в 11 кл «Эволюционное учение»

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали нового на уроке. Формулируют вывод об основных характеристиках мутаций.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- учатся выражать свои мысли;

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Подведение итогов и выводов

1 мин

Изменчивость – это источник генетического разнообразия. Мутации служат материалом для эволюции



Этап. Домашнее задание.

(1 мин.)

Комментирует домашнее задание:

1. Прочитать текст параграфа с. 196-200 (задание обязательное для всех).

2. Написать сочинение-размышление «Полезные мутации. Как их использовать на благо общества».

«ПИСЬМО В БУДУЩЕЕ»
«Прожив и прочувствовав» сегодняшний урок, напишите письмо своему будущему ребенку, о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск мутаций у себя и будущих потомков

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- мобилизуют свои силы к волевому усилию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!