СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме "Рост и развитие животного"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок состоит из 7 этапов. Все этапы взаимосвязаны между собой. При этом применяются мультимедийные слайды созданные учителем, а также готовые образовательные ресурсы в виде видеоурока. Цель урока достигнута, целесообразны методы и приемы на разных этапах урока. Урок требует большого труда для подготовки, тема интересна для обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Рост и развитие животного"»

Тема: Рост и развитие животного

Цели и задачи:

Расширить представление о росте и развитии животных, определить особенности роста и развития животных, уметь различать стадии и пути развития животных.

Развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, способности анализировать и обобщать, делать выводы; совершенствовать умения работать с источниками информации.

Воспитать биологическую культуру.воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, слова в конвертах, рисунки и таблицы, раздаточный материал: карточки для работы в группе.

Тип урока:изучение новой темы - комбинированный урок.

Форма урока: групповая работа.

Методы обучения:

  • словесный;

  • репродуктивный;

  • аудиовизуальный;

  • эвристический;

  • симулирующий.

Методические приемы:

  • анализ;

  • сравнение;

  • установление аналогии;

  • демонстрация рисунков и таблиц;

  • составление схемы;

  • работа с терминами.

Урок состоит из 7 этапов. Все этапы взаимосвязаны между собой. При этом применяются мультимедийные слайды созданные учителем, а также готовые образовательные ресурсы в виде видеоурока. Цель урока достигнута, целесообразны методы и приемы на разных этапах урока. Урок требует большого труда для подготовки, тема интересна для обучающихся.

Во время работы на уроке каждый учащийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. На уроке учитывается индивидуальность ребенка - его интерес, темп работы, уровень обученности.

Тема урока актуальна, так как позволяет не только познакомиться с историей развития жизни на Земле, но и с тем, что может ожидать её в будущем.

Ход урока

І. Организационный момент. (2 минуты)

Вступление – приветствие.

– Добрый день. Я рада видеть ваши умные и любознательные лица! Сегодня у нас с вами не совсем обычная работа и я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное мы сможем осуществить. Поэтому мы должны работать слаженно, как единый организм. Сегодняшний урок мы начнем словами:

Эпиграф урока:

«Биология – это жизнь, а жизнь – это биология».

Нас много в мире, мы различны… Нас – это всех живых организмов. Почему организмов много?

Да, благодаря очень важному свойству организмов – размножению, продолжается существование живых организмов, т.е. существует жизнь. Мы уже говорили с вами на уроках о размножении, способах и формах размножения, о размножении и развитии растений. Поэтому я хочу представить вам несколько утверждений, а вы должны сказать правильно это или нет. Так или не так.

ІІ. Повторение пройденной темы.

Игра «Да или нет» (+, -)

  1. Цветок – это орган полового размножения растений.(+)

  2. Опыление – это процесс попадания пыльцы на тычинку (-) на пестик

  3. У цветковых растений мужские половые клетки развиваются в пыльцевых зернах.(+)

  4. Гаметы – это обычные клетки тела. (-) половые

  5. Женские гаметы у цветковых растений развиваются в зародышевом мешке (+)

  6. При двойном оплодотворении растений две мужские гаметы сливаются: первый с женской гаметой и второй с крупной центральной клеткой. (+)

  7. После двойного оплодотворения формируется зародыш и запас питательных веществ – эндосперм. (+)

  8. После попадания семени в благоприятные условия, появляется проросток, затем взрослое растение. (+)

ІІІ. Усвоение новых знаний.

Актуализация знаний.

А как происходит развитие животных?

Составить предложения из слов в группе (по парте):

  1. Размножение – это воспроизведение себе подобных.

С помощью чего происходит размножение?

  1. Гаметы – это половые клетки.

Какой процесс должен произойти?

  1. Оплодотворение– процесс слияния двух половых клеток.

Что формируется после оплодотворения?

  1. Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка.

. Сколько клеток мы (животные) имеем?т.е. каждый организм растет и развивается из одной клетки - из зиготы. Как же это происходит? Как растет эта маленькая клетка – зигота. Что развивается из зиготы?

На это мы найдем ответ

Чтоб больше было пользы, прока,

В конце урока подведем итог.

Вот, в общем-то, начнем урок.

Я попрошу вас всех открыть тетрадь

И тему нашу быстро записать.

Тема урока: Рост и развитие животных.

2. Подготовка к основному этапу занятия. (ребус) Эмбрион.

Постановка проблемы:

Однажды знаменитый русский эмбриолог Карл Бэр поместил в спирт два маленьких эмбриона (зародыша) и забыл их сразу подписать.

ИКТ на мониторе стадии эмбрионального развития. Эмбрион—зародыш. Зародышевое развитие организма длится до выхода из яиц или рождения.

Какие же стадии развития проходит эмбрион в своем развитии? Названия этих стадий вы также определите разгадав ребус.

(Учитель отмечает учеников, проявивших наибольшую активность при разгадывании ребусов).

Далее ребята я предложу вам самостоятельную работу по характеристике этих стадий. Для этого вы заполните таблицу, обратите внимание на рабочую карту, подпишите её, выполняем задания по группам. Первая группа характеризует первую стадию развития, вторая - бластула, третья – гаструлу, четвертая- нейрула . Прочитайте задания, рассмотрите таблицу. По каким признакам вы должны провести описание стадий? Где вы это найдете?

Групповые задания:

1.группа Возьмите « пакет» рисунков стадии «дробление» и попробуйте разложить рисунки так, как бы по- вашему шло дробление клетки.

-Дайте объяснение вашей схеме. (устно).

-Сравните свою схему со схемой учебника на стр. 136.и на доске. -Прочитайте 1.2 абзац учебника на стр.136. Заполните таблицу в тетради.

2 группа. Прочитайте характеристику стадии « бластула»-3 абзац, стр157. Найдите на рисунке эту стадию. Один человек от группы даёт пояснение по этой стадии. Заполните таблицу.

3 группа. Найдите пакет рисунков со стадией « гаструла». Как вы думаете в какой последовательности располагаются эти две схему и почему?
Объясните. Прочитайте характеристику этой стадии в учебнике на стр136-4 абзац. Ответьте на вопрос : Сколько слоёв образуется на этой стадии. Заполните таблицу

4 группа Найдите пакет рисунков со стадией «нейрула». Рассмотрите рисунки, подумайте в какой последовательности их можно разложить. Объясните, почему именно так? Прочитайте последний абзац на стр136. Ответьте на вопрос: какие органы формируются из 3х слоёв: эктодермы, мезодермы, энтодермы. Заполните таблицу.

Представьте свои результаты: каждая группа выдвигает выступающего,

Выступление представителей групп (с использованием компьютера). (6 мин.)Вывод – в конце выступлений

1 стадия развития – дробление. В результате деления клеток образуется бластула. (динамическое пособие на доске)

2 стадия Запись в словари: Бластула – это однослойный зародыш.

3 стадия –Гаструла состоит из 2-х или 3-х слоев. Все слои имеют свои названия. Эктодерма (наружный), эндодерма (внутренний) мезодерма (между внутренним и наружным) слоем.

А сейчас попробуем раскрыть секрет «черного ящика». (Достаем муляжи головного мозга, сердца, легких, уха и т. д.). Как вы думаете, что я хотела вам показать, подбирая вам именно эти объекты? Верно, это органы, которые образуются из зародышевых листков, а вот из каких именно образуется каждый из этих органов мы узнаем

4 стадия – органогенез (орган, генез—происхождение) на этой стадии идет закладка новых органов. Из каждого слоя растут и развиваются отдельные органы и системы органов.

Из эктодермы: нервная система (головной, спинной мозг, нервы, различные органы чувств), кожа и ее производные (ногти, волосы, когти)

Из эндодермы: пищеварительная система, выделительная система, дыхательная система (легкие, жабры), железы внутренней секреции.

Из мезодермы: мышцы, скелет (кости и хрящи), почки, сердечно-сосудистая система, половая система (семенники и яичники).

Так происходит зародышевое развитие у всех живых организмов. Рассмотрим рисунок на странице 153, где показано эмбриональное развитие хордовых животных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих и человека. Если закрыть рисунок, оставив только первую стадию развития организмов, можно сказать, где чей зародыш? Это действительно, трудно сделать. Все зародыши на первых стадиях очень похожи. Эту закономерность открыл Карл Бэр и назвал ее законом зародышевого сходства. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и ответим на него. (Учащиеся отвечают на проблемный вопрос).

Вы великолепно умеете читать рисунки, поэтому давайте рассмотрим еще один на странице151. посмотрим, как происходит второй этап развития организма – послезародышевый.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА.

Как же идет развитие организмов после выхода из яиц или рождения? Было бы очень просто, да у некоторых животных имеются свои особенности развития.

давайте рассмотрим еще один на странице151. посмотрим, как происходит второй этап развития организма – послезародышевый. (Учащиеся по рисункам рассказывают, как происходит развитие лягушки, бабочки, саранчи.)

Посмотрим развитие лягушки. Чем дышит головастик? (жабрами) Сколько камер имеет головастик? (два: желудочек и предсердие как у рыб). А взрослая лягушка чем же дышит? (легкими, кожей в воде). Сколько камер имеет взрослая лягушка? (3: два желудочка и предсердие).

В процессе эволюции таким же образом водные обитатели вышли на сушу. Это развитие лягушки показывает, как шла эволюция земноводных. Этот процесс развития идет очень быстро у лягушки, но эволюция идет через сотни и миллионы лет. Такое развитие с изменениями называется метаморфическим (мета—изменяю, морфо—строение).

Бывает и такое развитие – без метаморфоза – прямое (при котором родившийся организм внешне похож на взрослую особь, только размером мал). Примеры: человек, собака, кошка, корова, олень.

Посмотрим видео сюжеты:

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Непрямое развитие с метаморфозом (полное или неполное). Неполное развитие включает стадии: яйцо-личинка-взрослая особь; Например: кузнечик,

Полное развитие: яйцо – личинка – куколка – имаго; Например: бабочка, майский жук.

Запись таблицы с экрана монитора.

IV. Закрепление новых знаний.

А теперь несколько творческих задач:

1. Взрослая лягушка может жить и в воде, и на суше, а головастик – только в воде. Почему?

2. Почему самка оленя имеет однотонную окраску, а детеныш – пятнистую?

3. Почему все бабочки – капустницы, которые попадаются нам на глаза, бывают примерно одного размера?

4. Гусеница похожа на червя. Головастик похож на маленькую рыбку. Обобщите эти факты и попытайтесь сформулировать закономерность.

  1. В группе сделать стадии развития лягушки и особенности ее строения. Рисунок: яйцо-головастик-(сердце 2 камерное, жабры)-взрослая лягушка (легкие, сердце 3 камерное). ( 2 группы)

  2. Какие органы развиваются из слоев гаструлы? Соберите в соответствии: Эктодерма, мезодерма, эндодерма. (2 группы)

  3. Разделите живых организмов по типам развития. Прямое, непрямое (полное или неполное)

  4. Разгадайте кроссворд. 1. эндодерма. 2. куколка 3. бластула 4. гаструляция 5. яйцо НАСТЯ

  1. Найдите ошибки Незнайки и исправьте.

  1. Из мезодермы развивается нервная трубка. (из эктодермы; мышцы, скелет, почки, кровеносная и половая системы)

  2. Первый этап развития зародыша называется гаструлой. (дробление)

  3. Прямое развитие характерна для лягушки. (с метаморфозом)

  1. Из эктодермы развивается выделительная система (из эндодермы; из эктодермы: нервная система, кожа и ее произыводные)

  2. Бластула зародыша состоит из 2-х или 3-х слоев. (1 слойный зародыш)

  3. Полное непрямое развитие включает стадии: яйцо-личинка-взрослая особь. (яйцо – личика – куколка – имаго)

  1. Из эндодермы развивается кожа и ее производные. (из эктодермы: пищеварительная система, выделительная система, дыхательная система (легкие, жабры), железы внутренней секреции; кожа- из эктодермы).

  2. Гаструла состоит из слоев: эктодермы, эндодермы и синдермы (мезодермы)

  3. Неполное непрямое развитие включает стадии: яйцо-личинка-куколка-взрослая особь (яйцо – личинка – взрослая особь)

  1. Из мезодермы развивается кожа и ее производные.(из мезодермы: мышцы, скелет (кости и хрящи), почки, сердечно-сосудистая система, половая система (семенники и яичники); кожа из эктодермы)

  2. На последней стадии развития зародыша образуется зародыш. (органы)

  3. Для майского жука и бабочки характерны неполное непрямое развитие. (полное непрямое)


V. Подведение итогов урока. (1 мин)

На основание оценок из сводной ведомости журнала учитель благодарит за активную работу и выставляет оценки в дневник.(выставление оценок)



«К концу подходит наш урок

Пора нам подвести итог

Что вам запомнилось, что нет?

На все ли вы нашли ответ?

Через минуту раздасся звонок

Увы, но к концу подошел наш урок

Большое спасибо я всем говорю

Мы цели достигли – благодарю!»

VI. Домашнее задание. (1 мин)

с.54 №3, 4Изучать текст §3.9 и ответить на вопросы с. 136.

VІI. Рефлексия. (1 мин)

Рефлексия деятельности на уроке

Учитель: Ребята, а можно ли закодировать эмоции? Чтобы оценить наше сотрудничество, я предлагаю вам закодировать свое настроение: в начале урока и в конце урока. Если примеры смайликов с презентации не отразили ваше настроение, можете придумать свои. Спасибо за работу.

Учащиеся показывают свои смайлики.


Список литературы: 

  1. Н.И. Сонин Биология. 6 кл. Живой организм.: Учеб.дляобщеобразоват. учеб. заведений.-4-е изд.—М.: Дрофа, 1999.-176 с.

  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.—М.: Дрофа, 2005.




























Рабочая карта учащегося_________________________________

Задания:

1 группа.

    1. Проанализировать статью учебника на стр.136, охарактеризовать первую стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.


Стадии развития зародыша

Количество слоёв данной стадии

Название данных слоёв (зародышевых листков)

Какие органы и системы органов из этого слоя формируются




























    1. Разгадать кроссворд.













  1. Внутренний слой гаструлы

  2. Стадия развития бабочки после личинки

  3. Однослойный зародыш после дробления

  4. Процесс, происходящий после дробления.

  5. С какой стадии начинается полное и неполное развитие организмов










Рабочая карта учащегося_________________________________

      1. группа.

  1. Проанализировать статью учебника на стр. 136, охарактеризовать вторую стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.


Стадии развития зародыша

Количество слоёв данной стадии

Название данных слоёв (зародышевых листков)

Какие органы и системы органов из этого слоя формируются


























  1. В группе составить схему: Этапы развитие животных. (в конвертиках слова, которые нужно применить для составления схемы).


























Рабочая карта учащегося________________________________



3 группа.

  1. Проанализировать статью учебника на стр.136, охарактеризовать третью стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.



Стадии развития зародыша

Количество слоёв данной стадии

Название данных слоёв (зародышевых листков)

Какие органы и системы органов из этого слоя формируются



























  1. Найти ошибки, которые допустил Незнайка. (ошибку зачеркнуть, в графе записать правильное слово).


  1. Из мезодермы развивается нервная трубка.

____________________________________

  1. Первый этап развития зародыша называется гаструлой.

____________________________________

  1. Прямое развитие характерно для лягушки.

____________________________________

  1. Из эктодермы развивается выделительная система.

____________________________________

  1. Бластула зародыша состоит из 2-х или 3-х слоев.

____________________________________

6.Полное непрямое развитие включает 3 стадии: яйцо-личинка-взрослая особь.

_________________________________________









Рабочая карта учащегося________________________________

4 группа. Проанализировать статью учебника на стр.136, охарактеризовать четвертую стадию развития зародыша, сделать записи в таблице, представить результат классу.



Стадии развития зародыша

Количество слоёв данной стадии

Название данных слоёв (зародышевых листков)

Какие органы и системы органов из этого слоя формируются


























2.В группе составить схему:


Решите, верно или нет утверждение.

1.Бластула – это двухслойный зародыш.

2.В результате дробления образуются клетки, которые энергично растут.

3.Гаструла возникает в результате дробления яйца.

4.Мезодерма – слой клеток, расположенный между эктодермой и энтодермой.

5.Из эктодермы развиваются мускулатура, хрящи и костные элементы.

6. Нервная трубка развивается из эктодермы.











Онтогенез

Эмбриональный период

Постэмбриональный период

Дробление Прямое развитие

Непрямое развитие

Бластула

Гаструла Полное

Неполное Нейрула

Онтогенез

Эмбриональный период

Постэмбриональный период

Дробление Прямое развитие

Непрямое развитие

Бластула Гаструла Полное

Неполное Нейрула




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!