Конспект открытого подгруппового коррекционного занятия с учащимися первого класса (Нерезко выраженное общее недоразвитие речи).
Учитель-дефектолог Шляжко Светлана Ивановна
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звуки [б]- [б']. Буквы «Б», «б»
Задачи:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать умения звуко-буквенного анализа;
- развивать умения языкового анализа на уровне слова;
- развивать умение заучивать рифмованные тексты с помощью наглядной модели;
- активизировать и расширить словарь по теме «Дикие животные»;
- воспитывать взаимопомощь и дружеские отношения друг к другу.
Оборудование: аудиозапись песни Бориса и Екатерины Железновых «Автобус», компьютер, план занятия, конверты с заданиями, медальоны с изображением бобра и белки, наглядная модель для заучивания наизусть текста стихотворения, ЭСО «Перфокарты», д/у «Ромашки», картинки к д/у «Подбери картинку», разрезные буквы «Б», зелёные и синие камушки, звоночки, тетради, шишки.
1.Вводная часть
У. – Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, давайте встретим их с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям.
2.Сообщение темы занятия
У. – И ещё по одной причине наше занятие будет особенным: нас ждёт интересное путешествие и вкусное угощение. Мы отправляемся в лес, а, именно, в Лесную школу. На чём же мы можем добраться до неё? (Ребята предлагают варианты транспорта.)
Предлагаю поехать на автобусе. Прошу, вас, занимайте места и отправимся в путь.
Звучит аудиозапись песенки Бориса и Екатерины Железновых «Автобус». Ребята поют песенку и выполняют движения, соответствующие тексту.
У. – Ребята, куда привёз нас автобус? (В Лесную школу.)
У. – Как вы думаете, кто учится в лесной школе?
(Дикие животные и птицы.)
У. – Чтобы не напугать обитателей леса, давайте превратимся в диких животных. Для этого вам необходимо отгадать загадки, а мне сказать волшебные слова.
Работящие зверьки,
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт,
Знайте, что из речки вход.
У. – Кто же это? (Бобёр.)
Ребёнок, отгадавший загадку с помощью волшебных слов «Покружись, повернись и в бобра превратись», «превращается» в дикое животное. Ребёнку надевается медальон с изображением бобра.
Загадываю ещё одну загадку.
Хожу в пушистой шубе.
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
У. – Кто это? (Белка.)
Аналогично второй ребёнок превращается в белку.
У. – Вы теперь вовсе не мальчики, а ребята-зверята.
У. – Дорогие, зверюшки, скажите, какой первый звук вы слышите в слове «бобёр»? ([б].) А какой первый звук вы слышите в слове «белка»? ([б’].)
У. – Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
– (Со звуками [б], [б']).
- Правильно, ребята, мы сегодня будем работать со звуками [б], [б'] и буквами «Б», «б».
2.1 Знакомство с планом занятия.
У. – Бельчонок, бобрёнок, подойдите к доске и познакомьтесь с планом нашего занятия в Лесной школе. Задания для нас подготовили лесные жители – дикие животные.
- Наше занятие мы начнем с мишуткиных заданий «Звукознайка». Выполняя данные задания, мы дадим характеристику изучаемым звукам, научимся их различать на слух в изолированной позиции, слогах, словах.
- Выполняя задания под названием «Слоговички», которые нам подготовила Лисичка-Сестричка, мы научимся подбирать картинки на заданный слог.
Волчок-Серый Бочок просит выполнить нас звуко-буквенный анализ слов. Его задания называются «Грамотейка».
-Задания «Буквоешка» от Зайчишки-Трусишки предполагают игры с буквой.
- И, наконец, мы разучим стихотворение с помощью таблицы, которую нам предложила Белка-Огонёчек. Это задание называется «Запомни-ка».
3. Основная часть.
Мишкины задания
У. – Какие же задания для нас приготовил Медвежонок? Открываю конверт.
3.1 Акустическая характеристика звуков [б], [б'] и соотнесение их с буквами «Б», «б».
У. – Бельчонок, Бобрёнок, вам нужно рассказать о звуках [б], [б'].
- Произнесите звук [б]. Какой это звук: гласный или согласный? Почему?
- (Согласный. Этот звук нельзя пропеть, потому что воздух, выходящий изо рта встречает преграду.)
- Приложите свои ладошки к шее и произнесите [б]. Это звонкий звук или глухой?
- (Звонкий. Потому что горлышко дрожит.)
- Ещё раз произнесите звук [б] и ответьте: твёрдый он или мягкий?
(Твёрдый.)
На доску вывешивается мнемокартинка, на которой изображены основные характеристики звука [б].
- Бельчонок, а какими буквами на письме обозначается звук [б]?
- (Заглавной или строчной буквой «бэ».)
Аналогично анализируем звук [б'].
3.2 Игра «Поймай звук [б']»
У. – Следующая игра, в которую предлагает поиграть Медвежонок, называется «Поймай звук [б'] ». Вам нужно позвонить в звоночек, когда услышите звук [б’].
- Из ряда изолированных звуков; из ряда слогов; из ряда слов (баран, бегемот, забор, бочка, белый, белка, бананы.)
3.3 Игра «Перфокарты» ЭСО
У. – Что бы выполнить следующее задание, нам необходим компьютер.
Бельчонок, бобрёнок, подойдите к компьютеру. На экране вы видите картинки предметов. А под ними нарисованы пустые и цветные квадраты. Вам нужно определить, какой звук «живёт» в слове: [б] или [б’] и «кликнуть» мышкой по квадрату нужного цвета. Давайте с вами вспомним, каким цветом мы обозначаем твёрдые звуки? А мягкие?
(Ребята выполняют задание и комментируют свои действия.)
3.4 Игра «Ромашки»
У. – А сейчас, дорогие зверушки, мы отправляемся на полянку, где растут необычные ромашки. В серединках ромашек прописаны буквы, обозначающие звуки [б], [б’]. А на их лепестках изображены картинки с этими звуками. Вам нужно сложить ромашки в зависимости от того, какой звук «живёт» в слове: [б] или [б’].
У. – Бельчонок, бобрёнок, вы выполнили все задания Медвежонка. Вы большие молодцы. (Самооценка детей.)
У. – А сейчас пришло время отдохнуть.
Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так, вот так,
Ещё эдак, ещё так.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так, вот так,
Ещё эдак, ещё так.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали:
Вот так, вот так.
Ещё эдак, ещё так.
Дети имитируют игры медвежат.
Лисичкины задания
У. – Какие же задания для нас подготовила Лисичка-Сестричка? Открываю конверт.
3.5 Игра «Подбери картинку»
У. – Лисичка-сестричка подготовила для вас картинки, на которых изображены различные предметы и прописаны слоги –ба- и –би-. Вам необходимо провести «дорожки» от слогов к картинкам, названия которых начинаются с заданного слога.
- Бобрёнок, назови картинки, названия которых начинаются со слога -ба-.
- Бельчонок, назови картинки, названия которых начинаются со слога -би-.
Умницы, вы отлично справились с заданием. А как вы оцениваете свою работу? (Самооценка.)
Задания Волчонка
3.6. Звуко-буквенный анализ слов «банан», «кубики»
У. – Переходим к заданиям Волчонка. Волчонок предлагает нам выполнить звуко-буквенный анализ слов. Помогут нам это сделать наши друзья – Звуковички.
У. – Что изображено на картинке?
(Банан.)
У. – Мы с вами выполним звуко-буквенный анализ слова «банан».
- Какой первый звук в слове «банан»?
- ([Б].)
У. - Какой это звук гласный или согласный? Звонкий или глухой?
Твёрдый или мягкий?
(Согласный,звонкий,твёрдый.)
У. - Звуковичком какого цвета мы обозначим звук [б]?
(Синего цвета с колокольчиком.)
У. – Какой буквой мы обозначим звук [б]?
(Буквой «бэ».)
У. – Откройте ваши тетради. В них нарисованы «домики» для слов. Запишите в первом «домике» в первой клеточке букву «бэ».
У. – Какой второй звук в слове «банан»?
(Звук [а].)
У. – Это какой звук гласный или согласный? Ударный или безударный?
(Гласный, безударный.)
У. – Звуковичком какого цвета мы обозначим звук [а]?
(Красного без молоточка.)
У. – Какой буквой мы обозначим звук [а]? – (Буквой «а».)
У. – Запишите во второй клеточке букву «а».
Аналогично анализируются остальные звуки слова «банан».
У. – Сколько всех звуков в слове? Сколько гласных звуков? Назовите ударный гласный. Сколько согласных звуков? Назовите слог, в котором есть звук [б].
- Ещё раз прочтите слово в «домике». (Банан.) Запишите его прописными буквами в тетрадях по письму.
Составьте предложение со словом «банан». Сколько слов в твоём предложении?
Аналогично анализируется слово «кубики».
Молодцы, мои дорогие зверушки. Оцените свою работу.
Зрительная гимнастика
«Елка»
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Зайкины задания
3.9 Д/у «Построй букву»
У. – Какое задание для нас подготовил Зайка? Открываю конверт.
У. – Зайка предлагает вам собрать букву «Б» из разрезных картинок. Задание непростое, поэтому он предложил образец.
(Мальчики собирают буквы «Б» по образцу.)
У. – Бобрёнок, назови картинки, изображённые на твоей букве. А сейчас Бельчонок назовёт картинки.
- У вас есть камушки зелёного и синего цвета. Покладите на картинку камушек синего цвета, если в названии картинки есть звук [б], а зелёного – на картинку, в названии которой есть звук [б’].
У.- Какие же вы умелые. Оцените свою работу.
Белкины задания
3.10 Заучивание наизусть стихотворения с использованием мнемотаблицы.
У. – Нам осталось выполнить последнее задание, которое нам подготовила Белочка.
Послушайте шуточное стихотворение про бобра.
Бобёр в бору затеял бал,
Бобёр на бал гостей созвал:
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок.
У. – Назовите слова со звуком [б]; [б'].
- Вам понравилось стихотворение? Хотите выучить его быстро и надолго запомнить?
Белка-Огонёк предлагает вам выучить стихотворение с помощью вот такой «волшебной» таблицы.
Ещё раз читаю текст стихотворения с указанием на элементы модели. Затем дети проговаривают данный текст совместно со мной, а затем – каждый индивидуально. (Проговаривая индивидуально, учащиеся одновременно выполняют кинезиологические упражнения.)
У. – Молодцы! И с этим заданием вы справились. Оцените свои старания.
4.Заключительная часть
У. – Вот и закончилось наше путешествие. Пора вам, зверюшки, опять становиться мальчиками. (Говорю волшебные слова.)
- Чему вы научились на сегодняшнем занятии?
- Какое задание было для вас самым сложным?
Оцените свои знания.
- Помните, ребята, в начале путешествия я говорила вам, что вас ожидают не только интересные задания, но и вкусное угощение. От кого – спросите вы? А догадайтесь!
- Спасибо вам за работу! До свидания.