СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект подгруппового коррекционного занятия "Звуко-буквенный анализ слов. Звуки [б]- [б']. Буквы «Б», «б»"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого подгруппового коррекционного занятия с учащимися первого класса (Нерезко выраженное общее недоразвитие речи).

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звуки [б]- [б']. Буквы «Б», «б»

  Задачи:

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать умения звуко-буквенного анализа;

- развивать умения языкового анализа на уровне слова;

- развивать умение заучивать рифмованные тексты с помощью наглядной модели;

- активизировать и расширить словарь по теме «Дикие животные»;

- воспитывать взаимопомощь и дружеские отношения друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового коррекционного занятия "Звуко-буквенный анализ слов. Звуки [б]- [б']. Буквы «Б», «б»"»

Конспект открытого подгруппового коррекционного занятия с учащимися первого класса (Нерезко выраженное общее недоразвитие речи).

Учитель-дефектолог Шляжко Светлана Ивановна


Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звуки [б]- [б']. Буквы «Б», «б»

Задачи:

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать умения звуко-буквенного анализа;

- развивать умения языкового анализа на уровне слова;

- развивать умение заучивать рифмованные тексты с помощью наглядной модели;

- активизировать и расширить словарь по теме «Дикие животные»;

- воспитывать взаимопомощь и дружеские отношения друг к другу.

Оборудование: аудиозапись песни Бориса и Екатерины Железновых «Автобус», компьютер, план занятия, конверты с заданиями, медальоны с изображением бобра и белки, наглядная модель для заучивания наизусть текста стихотворения, ЭСО «Перфокарты», д/у «Ромашки», картинки к д/у «Подбери картинку», разрезные буквы «Б», зелёные и синие камушки, звоночки, тетради, шишки.

1.Вводная часть

У. – Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, давайте встретим их с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям.

2.Сообщение темы занятия

У. – И ещё по одной причине наше занятие будет особенным: нас ждёт интересное путешествие и вкусное угощение. Мы отправляемся в лес, а, именно, в Лесную школу. На чём же мы можем добраться до неё? (Ребята предлагают варианты транспорта.)

Предлагаю поехать на автобусе. Прошу, вас, занимайте места и отправимся в путь.

Звучит аудиозапись песенки Бориса и Екатерины Железновых «Автобус». Ребята поют песенку и выполняют движения, соответствующие тексту.

У. – Ребята, куда привёз нас автобус? (В Лесную школу.)

У. – Как вы думаете, кто учится в лесной школе?

(Дикие животные и птицы.)

У. – Чтобы не напугать обитателей леса, давайте превратимся в диких животных. Для этого вам необходимо отгадать загадки, а мне сказать волшебные слова.

Работящие зверьки,

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придёт,

Знайте, что из речки вход.

У. – Кто же это? (Бобёр.)



Ребёнок, отгадавший загадку с помощью волшебных слов «Покружись, повернись и в бобра превратись», «превращается» в дикое животное. Ребёнку надевается медальон с изображением бобра.

Загадываю ещё одну загадку.

Хожу в пушистой шубе.

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

У. – Кто это? (Белка.)

Аналогично второй ребёнок превращается в белку.

У. – Вы теперь вовсе не мальчики, а ребята-зверята.

У. – Дорогие, зверюшки, скажите, какой первый звук вы слышите в слове «бобёр»? ([б].) А какой первый звук вы слышите в слове «белка»? ([б’].)

У. – Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

– (Со звуками [б], [б']).

- Правильно, ребята, мы сегодня будем работать со звуками [б], [б'] и буквами «Б», «б».

2.1 Знакомство с планом занятия.

У. – Бельчонок, бобрёнок, подойдите к доске и познакомьтесь с планом нашего занятия в Лесной школе. Задания для нас подготовили лесные жители – дикие животные.

- Наше занятие мы начнем с мишуткиных заданий «Звукознайка». Выполняя данные задания, мы дадим характеристику изучаемым звукам, научимся их различать на слух в изолированной позиции, слогах, словах.

- Выполняя задания под названием «Слоговички», которые нам подготовила Лисичка-Сестричка, мы научимся подбирать картинки на заданный слог.

Волчок-Серый Бочок просит выполнить нас звуко-буквенный анализ слов. Его задания называются «Грамотейка».

-Задания «Буквоешка» от Зайчишки-Трусишки предполагают игры с буквой.

- И, наконец, мы разучим стихотворение с помощью таблицы, которую нам предложила Белка-Огонёчек. Это задание называется «Запомни-ка».

3. Основная часть.

Мишкины задания

У. – Какие же задания для нас приготовил Медвежонок? Открываю конверт.

3.1 Акустическая характеристика звуков [б], [б'] и соотнесение их с буквами «Б», «б».

У. – Бельчонок, Бобрёнок, вам нужно рассказать о звуках [б], [б'].

- Произнесите звук [б]. Какой это звук: гласный или согласный? Почему?

- (Согласный. Этот звук нельзя пропеть, потому что воздух, выходящий изо рта встречает преграду.)

- Приложите свои ладошки к шее и произнесите [б]. Это звонкий звук или глухой?

- (Звонкий. Потому что горлышко дрожит.)

- Ещё раз произнесите звук [б] и ответьте: твёрдый он или мягкий?

(Твёрдый.)

На доску вывешивается мнемокартинка, на которой изображены основные характеристики звука [б].

- Бельчонок, а какими буквами на письме обозначается звук [б]?

- (Заглавной или строчной буквой «бэ».)

Аналогично анализируем звук [б'].

3.2 Игра «Поймай звук [б']»

У. – Следующая игра, в которую предлагает поиграть Медвежонок, называется «Поймай звук [б'] ». Вам нужно позвонить в звоночек, когда услышите звук [б’].

- Из ряда изолированных звуков; из ряда слогов; из ряда слов (баран, бегемот, забор, бочка, белый, белка, бананы.)

3.3 Игра «Перфокарты» ЭСО

У. – Что бы выполнить следующее задание, нам необходим компьютер.

Бельчонок, бобрёнок, подойдите к компьютеру. На экране вы видите картинки предметов. А под ними нарисованы пустые и цветные квадраты. Вам нужно определить, какой звук «живёт» в слове: [б] или [б’] и «кликнуть» мышкой по квадрату нужного цвета. Давайте с вами вспомним, каким цветом мы обозначаем твёрдые звуки? А мягкие?

(Ребята выполняют задание и комментируют свои действия.)

3.4 Игра «Ромашки»

У. – А сейчас, дорогие зверушки, мы отправляемся на полянку, где растут необычные ромашки. В серединках ромашек прописаны буквы, обозначающие звуки [б], [б’]. А на их лепестках изображены картинки с этими звуками. Вам нужно сложить ромашки в зависимости от того, какой звук «живёт» в слове: [б] или [б’].

У. – Бельчонок, бобрёнок, вы выполнили все задания Медвежонка. Вы большие молодцы. (Самооценка детей.)

У. – А сейчас пришло время отдохнуть.

Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так, вот так,

Ещё эдак, ещё так.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так, вот так,

Ещё эдак, ещё так.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали:

Вот так, вот так.

Ещё эдак, ещё так.

Дети имитируют игры медвежат.


Лисичкины задания

У. – Какие же задания для нас подготовила Лисичка-Сестричка? Открываю конверт.

3.5 Игра «Подбери картинку»

У. – Лисичка-сестричка подготовила для вас картинки, на которых изображены различные предметы и прописаны слоги –ба- и –би-. Вам необходимо провести «дорожки» от слогов к картинкам, названия которых начинаются с заданного слога.

- Бобрёнок, назови картинки, названия которых начинаются со слога -ба-.

- Бельчонок, назови картинки, названия которых начинаются со слога -би-.

Умницы, вы отлично справились с заданием. А как вы оцениваете свою работу? (Самооценка.)


Задания Волчонка

3.6. Звуко-буквенный анализ слов «банан», «кубики»

У. – Переходим к заданиям Волчонка. Волчонок предлагает нам выполнить звуко-буквенный анализ слов. Помогут нам это сделать наши друзья – Звуковички.

У. – Что изображено на картинке?

(Банан.)

У. – Мы с вами выполним звуко-буквенный анализ слова «банан».

- Какой первый звук в слове «банан»?

- ([Б].)

У. - Какой это звук гласный или согласный? Звонкий или глухой?

Твёрдый или мягкий?

(Согласный,звонкий,твёрдый.)

У. - Звуковичком какого цвета мы обозначим звук [б]?

(Синего цвета с колокольчиком.)

У. – Какой буквой мы обозначим звук [б]?

(Буквой «бэ».)

У. – Откройте ваши тетради. В них нарисованы «домики» для слов. Запишите в первом «домике» в первой клеточке букву «бэ».

У. – Какой второй звук в слове «банан»?

(Звук [а].)

У. – Это какой звук гласный или согласный? Ударный или безударный?

(Гласный, безударный.)

У. – Звуковичком какого цвета мы обозначим звук [а]?

(Красного без молоточка.)

У. – Какой буквой мы обозначим звук [а]? – (Буквой «а».)

У. – Запишите во второй клеточке букву «а».

Аналогично анализируются остальные звуки слова «банан».

У. – Сколько всех звуков в слове? Сколько гласных звуков? Назовите ударный гласный. Сколько согласных звуков? Назовите слог, в котором есть звук [б].

- Ещё раз прочтите слово в «домике». (Банан.) Запишите его прописными буквами в тетрадях по письму.

Составьте предложение со словом «банан». Сколько слов в твоём предложении?

Аналогично анализируется слово «кубики».

Молодцы, мои дорогие зверушки. Оцените свою работу.

Зрительная гимнастика

«Елка»

Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.


Зайкины задания

3.9 Д/у «Построй букву»

У. – Какое задание для нас подготовил Зайка? Открываю конверт.

У. – Зайка предлагает вам собрать букву «Б» из разрезных картинок. Задание непростое, поэтому он предложил образец.

(Мальчики собирают буквы «Б» по образцу.)

У. – Бобрёнок, назови картинки, изображённые на твоей букве. А сейчас Бельчонок назовёт картинки.

- У вас есть камушки зелёного и синего цвета. Покладите на картинку камушек синего цвета, если в названии картинки есть звук [б], а зелёного – на картинку, в названии которой есть звук [б’].

У.- Какие же вы умелые. Оцените свою работу.


Белкины задания

3.10 Заучивание наизусть стихотворения с использованием мнемотаблицы.

У. – Нам осталось выполнить последнее задание, которое нам подготовила Белочка.

Послушайте шуточное стихотворение про бобра.

Бобёр в бору затеял бал,

Бобёр на бал гостей созвал:

Белочки во флейты дуют,

Польку бабочки танцуют,

Даже тихий барсучок

Туфельками чок да чок.


У. – Назовите слова со звуком [б]; [б'].

- Вам понравилось стихотворение? Хотите выучить его быстро и надолго запомнить?

Белка-Огонёк предлагает вам выучить стихотворение с помощью вот такой «волшебной» таблицы.

Ещё раз читаю текст стихотворения с указанием на элементы модели. Затем дети проговаривают данный текст совместно со мной, а затем – каждый индивидуально. (Проговаривая индивидуально, учащиеся одновременно выполняют кинезиологические упражнения.)

У. – Молодцы! И с этим заданием вы справились. Оцените свои старания.


4.Заключительная часть

У. – Вот и закончилось наше путешествие. Пора вам, зверюшки, опять становиться мальчиками. (Говорю волшебные слова.)

- Чему вы научились на сегодняшнем занятии?

- Какое задание было для вас самым сложным?

Оцените свои знания.

- Помните, ребята, в начале путешествия я говорила вам, что вас ожидают не только интересные задания, но и вкусное угощение. От кого – спросите вы? А догадайтесь!

- Спасибо вам за работу! До свидания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!