Тема | Дикие животные | |
Класс | 2 класс | |
Логопедическое заключение | ОНР III уровня, Дизартрия | |
Учитель-логопед | | |
Дата | | |
Цель | Развитие лексической стороны речи | |
Задачи |
Коррекционно-обучающие | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
- усвоение и закрепление знаний по лексической теме «Дикие животные»; - формировать умение выражать своё личное отношение к теме одной фразой; - совершенствовать грамматический строй речи. | - закреплять употребление в речи детей качественных прилагательных; - развивать пассивного словаря существительных. - развивать пассивного словаря глаголов. - развивать пассивного словаря обобщений. - развивать пассивного словаря синонимов. - уточнить и активизировать словарь по теме «Дикие животные»; - развивать умение подбирать к существительному прилагательные и глаголы; - развивать ассоциативное мышление. | - воспитывать у детей положительное отношение к живой природе. - совершенствовать навыки контроля и самоконтроля |
| Планируемые результаты | |
Личностные | Предметные | Метапредметные |
Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать чувства людей, проявлять сочувствие, отзывчивость. | - Развить пассивный словарь: существительных, прилагательных, глаголов, обобщений, синонимов. - соотносить картинный материал с названиями предметов | Регулятивные. Учитывать мнение сверстников при самооценке своей деятельности. Коммуникативные. Проявлять интерес к мнению окружающих |
| ИОС (информационная образовательная среда) урока | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
Иллюстративный материал | - | - |
Этапы урока | Ход занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учеников |
I. Организационный этап | 1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. | - Сегодня мы с вами отправимся в лес. Но для этого нужно проговорить некоторые слова Кто живет в лесу Кто в лесочке живет? (переплести пальчики, имитируя лес) Под корягой — старый крот, За горой — лисенок, В ельнике — лосенок. Под кустом — лисичка, На сосне — синичка! (загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать. (сжимать и разжимать кулачки) | Дети внимательно слушают и повторяют за логопедом. |
| 2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику | Ребята, чтобы громко и чётко отвечать на вопросы в ходе занятия, сделаем гимнастику для губ и язычка: - улыбочка - трубочка - чашечка - блинчик - чистим зубы - качели | Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику. |
II. Основной этап |
| 3. Определение темы занятия. | - Подскажите, о ком говорилось в нашей пальчиковой гимнастике? | Дети отвечают на вопрос логопеда: - о животных |
| 4. Развитие номинативного словаря, слухового внимания и памяти. Развитие пассивного словаря существительных. Игра «Скажи, что (кто) это?» | - давайте узнаем, каких животных можно встретить в лесу. Перед вами много картинок. - Скажи, кто это? - Почему этих животных называют дикими? | Дети по очереди отвечают на вопрос логопеда: Еж, медведь, белка, лиса, волк, заяц, рысь, леопард, лось, дикобраз, антилопа, зебра. - они сами заботятся о себе, добывают себе пищу |
| 5. Развитие атрибутивного словаря и словесно-логического мышления. Развитие пассивного словаря прилагательных. Игра «Загадки-описания» | - Давайте сейчас попробуем угадать, кто скрывается за некоторыми строчками: Я рыжая, хитрая, проворная Я длинноухий, серый, трусливый Я голодный, серый, зубастый Я красивая, рыжая, быстрая Я косолапый, неуклюжий, проводит всю зиму в берлоге | - лиса - заяц - волк - белка -медведь |
| 6. Активизация и закрепление словаря прилагательных. Игра «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | - А сейчас вы будете загадывать друг другу животных. - Лиса (какая она?) - Заяц (какой он?) - Волк (какой он?) - Ёж (какой он?) - Белка (какая она?) - Медведь (какой он?) | Один ребенок загадывает животное и описывает его, второй- отгадывает кого загадали. - рыжая, хитрая, проворная, быстрая - длинноухий, серый, трусливый - голодный, серый, зубастый - колючий, маленький -красивая, рыжая, быстрая - косолапый, неуклюжий |
| 7. Активизация и закрепление словаря глаголов. Игра «Кто(что) это? что делает?» | Рассматривая картинку, ученики отвечают на вопросы: - Кто (что) это? - Что делает? - Как передвигается? | Тигр- рычит, лев- бежит, слон- ходит, еж- бегает |
| 8. Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки. Физкультминутка | Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной движения. Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. Потянулся он со сна: К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. Наклонился взад – вперёд, Вот он по лесу идет. Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки – Для медведя витаминки. Наконец медведь наелся И на бревнышке уселся. | Ученики повторяют предлагаемые движения за логопедом. |
| 9. Развитие словаря обобщающих слов, зрительного и слухового внимания, памяти. Активизация и закрепление словаря обобщающих слов. | - Определим же, что общего у этих двух предметов: - леопард, рысь - тигр, зебра - еж, дикобраз - белка, лиса - лось, антилопа | - пятнистые, мохнатые - полосатые - колючки - оранжевые - рогатые |
| 10. Развитие ассоциативного мышления | - Назови части целого: Дом Цветок Машина Тигр | - фундамент, стена, крыша, дверь, окно, крыльцо, лестница - корень, стебель, листья, лепестки - кабина, колеса, дверь, фары, руль - туловище, лапы, зубы, хвост, уши, полосатый окрас |
III. Заключительный этап |
| 11. Закрепить полученные знания | А сейчас мы с вами составим стихотворение, которое состоит из пяти строк. Кто? Какой? Что делает? Предложение Ассоциация | Дикие животные Опасные, красивые Нападают, бегают, охотятся Их нужно опасаться Волк |
| 12. Рефлексия | - О ком мы сегодня говорили? - Кому, какое задание понравилось? - С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы оценили свою работу? - Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен. | - О диких животных Называют понравившиеся задания. Говорят о настроении. Оценивают свою работу |