Технологическая карта урока/занятия
предмет: логопедического занятия
подгрупповое___________
(индивидуальное/ фронтальное/ подгрупповое)
Старшая группа
программа обучения согласно рекомендациям ПМПК
например: АООП (АОП) НОО
в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ (ЗПР), вариант 7.2).
Подготовлен:
Потапова Наталья Александровна ФИО педагога,
Учитель-логопед должность, категория,
МАДОУ Детский сад комбинированного вида №50
Тема: «Поиграем, пожужжим -очень мы с жуком дружны»
Место данного урока/занятия в системе уроков/ занятий _________________________
(по календарно-тематическому планированию тема предшествующего и следующего урока\занятия), связь с другими предметными областями)
Тип урока/занятия: Открытие новых знаний
Цель: Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах ,в предложении
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с образом буквы Ж;
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: формировать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Коррекционно-развивающие:
-укреплять мышцы артикуляционного аппарата, совершенствовать навык правильного произнесения звука [Ж];
- развивать фонематический слух: умение выделять звук [Ж] в слове, интонационно выделять слово в предложении;
- развивать память, мышление, внимание, крупную и мелкую моторику, умение согласовывать речь и движение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятия;
- вырабатывать усидчивость, самоконтроль.
Планируемые результаты:
Предметные:
- четко выделять звук[ж ] на слух и в произношении в слогах и словах;
- определять место звука в слове.
Личностные:
- формирование у дошкольников навыков самоконтроля;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- продолжать формировать умение действовать по алгоритму;
- закреплять умение делать выводы, анализировать;
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда;
- осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные УУД:
– строить высказывания, задавать вопросы;
– слушать и понимать речь других;
-включаться в диалог с учителем-логопедом и сверстниками.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Использование технологии (в т.ч. ИКТ):
Логопедический массаж, телесно-ориентированные, кинезио-терапия, ,здоровье-сбережение
Оборудование: картинки с изображением предметов на деталях лего –конструктора среднего размера, в названии которых есть звук [Ж]; игрушка «Жук»; буква Ж; мяч; ватный диск, мелкие детали Лего-конструктора с картинками-половинками, длинные детали «слова», символы-«жуки», звуковые дорожки, коробка с двойным дном.
Ход урока/занятия
№ п/п | Этап, хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Примечание |
1 | 1.Организационный этап | Здравствуйте. На прошлом занятии к нам приходил Жук. Помните, как он разговаривал? (Он жужжал-ЖЖЖЖЖЖ). Сегодня Жук опять хочет с вами поиграть и для игры он приготовил…Лего конструктор. | Приветствуют учителя-логопеда, настраиваются на занятие. | дать положительный настрой на занятие; - создать комфортные условия для работы | |
2 | 2. Мотивационный этап | - Назовите картинки на деталях Лего и прокатите мяч только к тем, в названии которых услышите звук [Ж]. | Ребенок называет предметную картинку, прокатывает мяч к кубику с картинкой в названии которой звук [Ж], берет и ставит на стол | - актуализировать требования со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения внутренней потребности включенности в учебную деятельность; | |
3 | 3.Основной этап | Сегодня вы будете продолжать учиться правильно произносить звук [Ж] в слогах, словах и предложениях. . | Принимают задание | -подвести детей к предстоящей деятельности | |
4 | 4.Актуализация знаний по теме. | 1.Артикуляционная гимнастика - «Улыбка» -«Трубочка» Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. А потом тяни вперед, Как у слоненка хоботок. -«Грибок» Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять Гриб мне надо удержать. - «Вкусное варенье» Мы сегодня ели Вкусное варенье. -Какое вы любите варенье? -«Чашечка» А теперь чаёк попьём, Чай мы в чашечку нальём. -«Лошадка» Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают Язычок им помогает Самомассаж щек. .- «Фокус» (для выработки плавной, длительной струи).ватный диск разделить, пинцетным захватом отделить часть ваты и положить на кончик носа, язык выдвинуть к верхней губе ,сильно подуть, направление воздуха вверх 2. Повторение артикуляции звука [Ж] - для совершенствования навыка произнесения звука [Ж] и проверки осознанности действий ребенка. В каком положении находятся губы?.. вытянуты вперед, «бубликом». В каком положении находятся зубы?.. приоткрыты. Где находится кончик языка?.. поднят вверх в форме чашечки. Где находятся края языка?.. прижаты к верхним коренным зубам. Какая струя воздуха?.. теплая. В произнесении звука голос участвует?.. да, горлышко поет, звук [Ж] звонкий. Произнесите звук еще раз, а поможет вам звуковая дорожка. | Выполняют артикуляционные упражнения. Дети слушают, отвечают на вопросы. Самоконтроль в процессе произношения звуков с помощью зеркала. Отрабатывают произношение звука при помощи карточки, проводя указательным пальцем правой руки слева на право | - выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося | |
5 | 5. Включение в систему знаний (закрепление). | Разминка «Произнеси слоги» (с изменением ударения): Жи-же-жа, Ажа-ожо-ужу жо-жу-жи, Ажа-ожо-эже. же-жо-жу, Ажа-ужу-ижи. жа-жу-жи, Ажа-ижи-эже. жи-жо-жа Ижи-ажа-эже. Вы, слыхали, этот странный звук? Он слышится из этой коробки. Что здесь? Надо найти и собрать картинки-половинки, построить башню -называя картинки.(жаба, жёлудь, крыжовник, журнал, ножницы, пижама, снежинка, лыжи, жираф, журавль, флажок, пирожок, ёжик, жеребенок) Жа-жа-жа-жа-жа-жа, жили-были два ежа Жо-жо-жо-жо-жо-жо, мы дадим им пирожок Жу-жу-жу-жу-жу-жу, подлетает жук к ежу Же- же- же- же- же- же, хочу кататься на еже Жи- жи- жи- жи- жи- жи, убежали все ежи Игра «Будь внимателен- отвечай на вопрос старательно» 1.Жеребёнок пасётся на лужайке (Кто пасётся на лужайке? Где пасётся жеребёнок? Что делает жеребёнок?) 2.Женя любит джем и желе. (Что любит Женя? Кто любит джем и желе?) 3. Жук жужжит на дорожке.(Кто жужжит на дорожке? Что делает жук на дорожке? Где жужжит жук?) | Слушают, сравнивают, произносят Собирают детали мелкого Лего- конструктора ,называют слова Проговаривают чистоговорку, выполняют упражнения для кистей рук (–кулак-ребро-ладонь –хлопок) на каждое слово Отвечают на вопрос предложением –выделяя слово ударением | обеспечить усвоение произнесения звука в слогах с ударением и без - формировать умения са-мостоятельно применять полученные знания; -выявить трудности. -развивать мелкую моторику; -содействовать нормализации речевой функции; -создавать эмоционально-комфортную обстановку со сверстниками -активизировать межполушарные взаимодействия; -развивать воображение, зрительное и слуховое восприятие -произносить звук [Ж] в предложении выделяя ударное слово | |
6 | 6. физминутка | А теперь мы отдохнем-встанем ноги разомнем Упражнение «Косарь». Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х!». Повторить 5-6 раз в среднем темпе. | Выполняют упражнение | -развитие крупной моторики и умения согласовывать слова с действиями. | |
7 | 7. Включение в систему знаний (закрепление). | У Жука замечательный мяч для игры. Я бросаю –слово называю-вы ловите -ласково произнесите. Игры с мячом - «Назови ласково». Формирование навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. жук – жучок абажур -абажурчик жираф –жирафик -жирафчик желток – желточек дождь – дождичек жаба – жабочка журнал -журнальчик жетон –жетончик пижама – пижамка живот – животик Упражнение «Где спрятался звук»- (детали Лего с картинками) Называя картинку выделите в каком месте находится звук [Ж] в данном слове. Сначала слово надо «прочитать» ,выделяя звук[Ж], затем поместить жучка в нужном месте: в начале, в конце или в середине. Вновь раздается звук из коробки с двойным дном, осмотрите ее внимательно, тут загадка –здесь отгадка. Вот что долго так жужжало-голос свой нам подавало! Эта буква широка и похожа на жука, и при этом, точно жук, издает жужжащий звук Ж- Ж- Ж- Ж- Ж. | Ловят мяч –называют слова ласково «читают» слово по ладони (методика Шулешко) определяют место звука в слове, помещают «жучка» на детали Лего Рассматривают букву, высказывают свое мнение | -закрепление произношение звука [Ж] в словах, - развитие лексико-грамматического строя речи: формировать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; -создание условий эмоционального отклика; -знакомство с образом буквы. | |
8 | 8. Рефлексивно-оценочный этап | С каким звуком мы сегодня играли? С чем познакомились? Что больше всего запомнилось? Что было трудным? Что понравилось? | Высказывают свои впечатления; -рассматривают буквы-подарки | - обеспечить усвоение детям принципов саморегуляции. | |