Конспект подгруппового логопедического занятия
с детьми средней группы
Лексическая тема: домашние животные.
Грамматическая тема: образование существительных единственного числа в форме родительного падежа.
Цель: закрепление навыка образование существительных единственного числа в форме родительного падежа.
Задачи:
Познавательные:
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.
Совершенствование грамматического строя речи: закрепление навыка образования существительных единственного числа в форме родительного падежа и использования в самостоятельной речи; согласование имени существительных в именительном падеже с именем числительным. Усвоение предлогов перед, за, между, на.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие зрительного внимания.
Развитие артикуляционной, мелкой моторики.
Развитие фонематических представлений.
Воспитательные:
Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности.
Воспитание бережного отношения к домашним животным.
Предметный словарь: корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, свинья, кролик, трава, овощи, овёс, сено, косточка, молоко.
Словарь глаголов: мяукать, гавкать, мычать, хрюкать, мекать, блеять, ржать.
Словарь признаков: мягкий, острый.
Оборудование: предметные картинки на тему «Домашние животные», магнитная доска, символ гласных звуков [о], [у], [а] по Т. А.Ткаченко, карточки для упражнения «Сосчитай», «Волшебный мешок», муляжи домашних животных, картинки для упражнения «Накорми животных», разрезная кошка, мышки, пенёк.
I. Организационный момент:
На столике разложены карточки.
1. Игра «Сосчитай»
Л: Посмотрите на свои карточки, сосчитайте козлят на них. Сядет тот, кто скажет, сколько у него козлят. (1- 5 – 3 - 4)
II. Вводная часть
Л: Ребята, козлёнок - это какое животное?
Д: Козлёнок – это домашнее животное.
Л: Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о домашних животных.
III. Основная часть:
1. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
2. Игра «Волшебный мешочек»
В мешке фигурки: корова, лошадь, овечка, свинья, кошка, собака, коза.
Дети по очереди достают из мешка фигурки и говорят кто это, как голос подаёт, что он делает.
Л: Ребята, сейчас вы по очереди будете из волшебного мешка доставать фигурки домашних животных и говорить кто это, как он голос подаёт, что он делает.
1-й Р: Кошка: мяу-мяу. Л: Что она делает? 1-й Р: Мяукает.
Варианты ответов детей: Собака: гав-гав – гавкает. Корова: му-му – мычит. Лошадь: и-го-го – ржёт. Коза: ме-ме – мекает. Овца: бе-бе – блеет. Свинья: хрю-хрю – хрюкает.
3. Игра «Узнай по описанию»
Л: Сейчас я загадаю вам загадки о домашних животных. Вот первая загадка: мягкие лапки, а в лапках царапки. Кто это? 1-й Р: Это кошка. – А как ты догадался? 1-й Р: У кошки мягкие лапки и острые когти. А давайте вместе попробуем сделать кошку с помощью наших рук? (выполнение кистями рук статического упражнения «Кошка»)
Загадки-описания:
Корова: домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; даёт молоко. (выполнение кистями рук статического упражнения «Кошка»)
Собака: домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом (выполнение кистями рук динамического упражнения «Собака»)
Лошадь: домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой (выполнение кистями рук динамического упражнения «Лошадка»)
Овца: домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; даёт шерсть и мясо (выполнение кистями рук статического упражнения «Овца»)
Коза: домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода (выполнение кистями рук статического упражнения «Коза»)
Свинья: домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост крючком, на морде – пятачок (выполнение кистями рук статического упражнения «Свинья»)
Логопед параллельно выставляет картинки названных домашних животных на магнитную доску.
4. Физминутка: «Как на ферму мы пойдем».
5. Упражнение «Накорми животных»
Л: Давайте вспомним, чем питаются домашние животные, и подберём угощения для них. Вы будете прикреплять угощение рядом с животным и начинать свой ответ словами «я дам …»
Ответы детей: Я дам корове траву, я дам кошке рыбу, я дам свинье овощи, я дам собаке косточку, я дам кролику морковку, я дам козе капусту, я дам лошадке сено и др.
6. Дидактическая игра «Кошка и мышка»
Л: Давайте попробуем составить фигурку кошки из частей. Вы будете прикреплять часть изображения на магнитную доску и называть её. (Достаёт части, из которых дети будут составлять изображение кошки.)
Логопед достаёт изображения мышки и пенька.
Л: Молодцы! Вот какая красивая кошка у нас получилась. А теперь давайте поиграем в игру «Кошка и мышка». Возьми мышку и поставь её перед кошкой, Ваня.
Ребёнок выполняет поручение.
Л: Где стоит мышка? Р: Перед кошкой.
Л: Теперь возьми мышку и поставь её за кошкой … Ребёнок выполняет поручение.
Л: Где стоит мышка? Р: За кошкой.
Л: Возьми мышку и поставь её между лапками кошки, … Ребёнок выполняет поручение.
Л: Где стоит мышка? Р: Между лапками кошки.
Л: Возьми мышку и поставь её на пенёк, … Ребёнок выполняет поручения.
Л: Где стоит мышка? Р: На пеньке.
Л: Отлично! Вы выполнили все задания. Похлопайте себе.
7. Игра «Угадай кто это?»
Л: Посмотрите на рисунки. Девочка поёт: «А-а-а», волк воет «У-у-у», мышка пищит: «И-и-и».
Дети повторяют.
Л: Угадайте, кто это?
Логопед произносит эти звуки, а дети угадывают.
8. Задание по раскрашиванию индивидуальной картинки.
IV. Заключительная часть.
Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнения, оценивает работу детей.





