СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях для детей 6-7 лет «Цирковое представление»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте представлено занятие по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях. В занятии учтено важное условие быстрой автоматизации звука – включение в работу речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях для детей 6-7 лет «Цирковое представление»»

8


Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях для детей 6-7 лет

«Цирковое представление»


Галкина Н.П.

учитель -логопед МБДОУ д/с №29 «Журавушка»,

г. Мичуринск, Тамбовской обл.


Аннотация. В данном конспекте представлено занятие по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях. В занятии учтено важное условие быстрой автоматизации звука – включение в работу речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов.

Ключевые слова. Звук [р], произношение, мнемотехника, фонематические процессы,

звуковой анализ, речевое дыхание, пространственная ориентировка, игрушки Бильбоке, игровизоры и коврики Воскобовича.



Задачи

Коррекционно-образовательные:

• Закреплять четкое произношение звука «Р» в слогах, словах и предложениях;

• Активизировать словарный запас;

• Закреплять умение правильно строить предложение с использованием мнемотехники;

Коррекционно-развивающие:

• Развивать фонематические процессы, навыки звукового анализа слов;

• Развивать зрительное и слуховое восприятие, артикуляционную, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, пространственную ориентировку;

• Развивать психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление;

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать самоконтроль за речью;

• Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах, самостоятельность.


Оборудование: Бутылки 0,5 литра со «снегом» (пенопластом); трубочки ; полоски с нарисованными воском шарами; кисточки; краски (розового, оранжевого, красного цвета); игрушки Бильбоке, оформленными по темам «Овощи», «Птицы», «Школьные принадлежности»; игровизоры и коврики Воскобовича; цветные буквы (оранжевые для слова тигр, серые для слова выдра, жёлтые для слова кобра);

магнитные рамки с картинками для определения позиции звука «Р» в названии; коробочки- «таблички» со вставленными бутылочными горлышками, крышки с символами гласных и согласных звуков; мнемотаблица «Гармошка», компьютеры по количеству детей, монитор, слайдовая презентация с картинками- заставками, слайдовые презентации игр « Выбери и назови правильно картинки» и «Вернём инструменты музыкантам »; коробка- «автомат» с двумя окошками: для купонов и выдачи подарков.


I.Вводная часть.

Логопед. Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать. Слушайте внимательно.

Логопед. Приходить туда мы рады утром, вечером и днём;

Тигры, клоун, акробаты выступают в доме том.

Логопед. Как вы думаете, что это за дом?

Дети. Цирк.

Логопед. Правильно, ребята. Это цирк. А вы любите цирк?

Логопед. Тогда я приглашаю вас на цирковое представление. Вместе с артистами вы будете выполнять интересные и увлекательные трюки-задания. А поможет нам их выполнить звук [р].


II. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Но прежде, чем отправиться в цирк, нужно сделать гимнастику для наших язычков, чтобы они говорили красиво и правильно, так как придётся много произносить слов, помогать артистам.

Логопед. Цирковое представленье Удерживать губы растянутыми

Нам поднимет настроенье! в улыбке (упражнение «Лягушка»)

Мишка ходит по канату! Облизывать верхнюю губу широким

Он получит мед в награду. кончиком языка (упражнение «Вкусное

варенье»)

На качели куры сели, Ритмично опускать и поднимать кончик

Вверх под купол полетели: языка (упражнение «Качели»)

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Крепче, Курочка, держись!

Две Мартышки-акробатки Поцокать языком (упражнение «Лошадка»)

Ловко скачут на лошадке.

В медвежат из пулемета Имитировать стрельбу «ДДДД»

(упражнение «Дятел»)

Леопард стреляет… мёдом!

Дети выполняют упражнения


Изолированное произнесение звука [Р]

Логопед. Молодцы, подойдите ко мне. А теперь я хочу проверить, сможете ли вы изобразить животных и птиц, которые я назову.

Предлагаю вам изобразить сердитого тигра и показать как грозно он рычит.

Дети. Р-р-р-р, р-р-р

Логопед. А теперь, изобразите, как мурлычет ласковая кошечка.

Дети. Мур-р-р, мур-р-р.

Логопед. Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит своим голосом.

Дети. Кар-р-р, кар-р-р.

Логопед. Сейчас вы четко и правильно произносили звук [р].


Характеристика звука

Логопед. Скажите, какой звук [р]?

Дети. Согласный , так как язычок создаёт преграду воздуху. Твёрдый, звонкий, так как произносится голосом и «горлышко» работает.

Логопед. Каким символом обозначаем? ( Синим кружком с колокольчиком)

Логопед. Какой буквой будем обозначать звук [р]?

Дети. Буквой Р.

Пальчиковая гимнастика.

Логопед. Постройте из пальцев рук букву Р.

Указательный с большим

Мы кольцо соединим.

Руки правой – указательный

К кольцу слева прислоним.

Автоматизация звука [р] в слогах.

Логопед. Вот теперь, я вижу, вы готовы отправиться на представление.

Чтобы попасть в цирк нам надо пройти лабиринт. Возьмите волшебные палочки и проложите себе путь, отчётливо произнося слоги на своём пути.

Логопед. Тра- тро- тры Бра-бры-бру Гро-гру- гры

дру-дры-дро вро-вра-вры мра-мро-мру

кра-кру-кро. пра-про-пру. стра- стры-стро.

Дети по очереди повторяют за логопедом слоги, одновременно ведут маркером по лабиринту от здания детского сада к цирку.

Автоматизация звука [р] в словах.

Логопед. А вот и цирк.

На экране появляется картинка с изображение цирка.

Логопед. Давайте рассмотрим афишу и узнаем, каких артистов мы увидим на представлении. Сегодня будут выступать жонглёры, акробаты, прыгуны, дрессировщик, клоун Рома, факир, мартышки, тигры, крокодил.

Логопед. Назови, кто располагается в центре? Кто находится в верхнем правом углу? В нижнем левом углу? Кто располагается в верхнем левом углу, в нижнем правом углу?

Дети отвечают.

Дыхательная гимнастика.

Логопед. С цирковой программой мы познакомились. А теперь бегом на представление. Выступление артистов уже началось. Первым на арене выступает фокусник.

На экране картинка- клоун.

Логопед. Давайте мы тоже попробуем сделать фокусы.

Вот бутылочка, дружок,

Там на дне лежит снежок,

Мы подуем все слегка

И поднимется пурга.

Дети набирают воздух через нос и выдыхают в трубочки на горошинки пенопласта.



Продуктивная деятельность.

Логопед. А теперь ещё один фокус. Вот вам обыкновенные чистые полоски. С помощью волшебных кисточек и красок совершите чудо.

Дети закрашивают полоски, на которые предварительно воском надо нарисовать шары.

Логопед. Что же произошло?

Дети. На полоске появилась картинка.

Логопед. Давайте отложим их в сторонку. Они понадобятся нам чуть позже.

Автоматизация звука [р] в словах.

(Игра с игрушками Бильбоке, слайдовая презентация игры «Выбери и назови правильно картинки»)

На экране появляется слад с изображением жонглёров.

Логопед. Представление продолжается. Следующий номер - выступление жонглёров. Но артисты заболели и просят их заменить. Вы готовы это сделать?

Только жонглировать вы будем словами. Давайте устроим соревнование. Победит тот, кто сможет больше подбросить и поймать необычных колец-слов

со звуком [Р].

У детей - игрушка Бильбоке. На экране - слайды игры «Выбери и назови правильно картинки» по темам «Овощи», «Птицы», «Школьные принадлежности». Дети называют «подбрасывают» и «ловят» слова со звуком [р] в названии.

1-й ребёнок. Сорока, ворона, воробей, грач, дрозд, журавль;

2-й ребёнок. Помидор, морковь, горох, кукуруза, петрушка, укроп;

3-й ребёнок. Карта, ручка, тетрадь, карандаш, краски, ранец.

Логопед. Молодцы, как получилось у вас ловко, легко и уверенно.

Определение позиции звука [р] в словах.

Логопед. А сейчас свое умение покажут канатоходцы.

( На экране картинка- заставка)

Логопед. Для того, чтобы артисты смогли подняться к куполу цирка, нужно соорудить для них лесенки. Первая лесенка будет состоять из картинок, в названии которых звук [р] слышится в начале слова, вторая — из картинок, в названии которых звук [р] слышится в середине, а третья из картинок, в названии которых звук [р] слышится в конце слова.

Дети из магнитных рамок с картинками выстраивают лесенки:

Со звуком [р] в начале слова: радуга, ракета, рыба, рысь, робот, рубашка;

Со звуком [р] в середине слова: каравай, жираф, корзина, пирамида, пароход, перо;

Со звуком [р] в конце слова: самовар, комар, топор, светофор, костёр, веер.

Физкультурная минутка. Подвижная игра «Клоун»

Логопед. Какие вы молодцы! А клоунами быть сможете стать?

(Картинка-заставка). Давайте попробуем.

Логопед. В огнях манеж, сверкает сцена,

Выходит клоун на арену. Шагают на месте;

Клоун рыжий, конопатый, Гладят себя по голове, показывают веснушки;

Очень нравится ребятам. Три хлопка в ладоши;

Нос как красный помидор. Ладонью показывают большой нос

А в глазах его задор. Широко открыть глаза

Слезы льются, как у крана, Собирают слезинки в ладошку

В разноцветные карманы. Показывают карманы-ладони к бедрам.

А в карманах, там и тут,

поднимают вверх, раскрывают «лепестки».

Розы красные растут. Кисти рук складывают в «бутон»,

поднимают вверх, раскрывают «лепестки».

То он плачет, то смеется, Указательные пальцы вертикально к глазам, затем к

губам,

То он добрый, то дерется, Скрещивают руки на груди, затем выбрасывают

кулаки вперед.

Ах, какой он неуклюжий, Руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево,

Но такой он всем и нужен. руки скрещивают на груди, в стороны и на пояс.

Работа над словарём.

(На экране – слайд с картинкой дрессировщика)

Логопед. Представление продолжается. На арене - дрессировщик со своими животными. Только они спрятались и не хотят выступать. Оказывается, крокодил обиделся, так как все ему твердят, что он злой. Ребята, давайте скажем крокодилу другие слова- приятные, слова-наоборот:

Логопед. Ты не злой, а …

Ребёнок. Добрый.

Логопед. Не плохой, а …

Ребёнок. Хороший.

Логопед. Не больной, а … здоровый;

Не мелкий, а … крупный;

Не ленивый, а … трудолюбивый;

Не глупый, а … мудрый;

Не сердитый, а … радостный.

Фонематический анализ.

Логопед. Молодцы ребята, а пока крокодил в хорошем настроении выступает перед зрителями, мы поищем, куда спрятались от дрессировщика другие животные.

Логопед. Посмотрите (показывает на «клетки»), вы никого здесь не видите?

(На ковриках Воскобовича выложены слова, часть букв закрыта «клеткой» из картона)

Дети читают: Тигр, выдра, кобра.

Логопед. Чтобы дрессировщик мог быстро найти своих питомцев, давайте составим звуковые таблички и повесим их на клетках.

Дети в коробочки- «таблички» со вставленными бутылочными горлышками вкручивают крышки с символами звуков. Получаются звуковые схемы слов тигр, выдра, кобра.

Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.

Логопед. На арену выбегают тигры. Они приглашают поиграть в игру «Прыгни». Вы стоите на месте и повторяете за мной словосочетания.

Каждый раз, когда я произнесу слово «прыгни», быстро подпрыгивайте.

Логопед. Хитрый барсук, праздничный торт, красный арбуз, прыгни;

острая терка, кружевной фартук, прыгни; разноцветные шары, трудолюбивый муравей, красивый мухомор, прыгни;

Автоматизация звука [р] в предложениях.

Логопед. Во время представленья всегда играет цирковой оркестр. Вы его слышите?

Дети. Нет.

Логопед. Посмотрите, кто-то пошутил и собрал к одну кучу все музыкальные инструменты. Давайте вернём их музыкантам. Если вы правильно это сделайте, инструменты подадут вам звук.

Дети подходят к ноутбуках. Используется слайдовая презентация игры «Вернём инструменты музыкантам»

Дети. Барабан вернём барабанщику.(инструмент подаёт звук) и т.д.

Трубу вернём трубачу.

Гармонь вернём гармонисту.

Гитару вернём гитаристу.

Рояль вернём пианистке.

Арфу вернём арфистке.

Автоматизация звука [р] в предложениях. Работа с мнемотаблицой «Гармошка»

Логопед. Музыканты благодарят вас за помощь и разрешают поиграть на гармошке. Гармошка эта не простая, а волшебная, с картинками. По ним вы сможете придумать весёлую песенку про дружбу.

Дети по мнемотаблице «Гармошка» придумывают рифмы:

Сыр дружит с кефиром, Перо дружит с вороной,

Сахар – с зефиром, Рожок с коровой,

А ружьё – с тиром. А король с короной.

Кружка дружит с крышкой,

Сестра с братишкой,

А жираф – с мартышкой.

III. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Логопед. Представление подошло к концу. Вы очень старались и заслужили подарки. Возьмите свои купоны и получите их в «автомате».

Логопед. Артём, что у тебя изображено на полоске?

Ребёнок. У меня изображен красный шар. И. т.д.

Дети в «автомате» (большой коробке с двумя окошками) по полоскам с шарами получают подарки.

Логопед. Ребята, вам понравилось представление?

Логопед. Какое задание было для вас самым сложным? Что было самым интересным?


Список литературы:

1. Асташина И.В. Логопедические игра и упражненя для детей . – М., «Рипол-Классик» 2008г.

2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., «Просвещение», 1983г.

3. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. – М., «Мозаика-Синтез», 2006г.

4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии. – М., «Просвещение», 1989г.

1.Баскакина И.В., Лынская М.И. Рычалочка. Логопедические игры. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2010.

1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Издательство: Сфера, 2011.

2.Занимательное азбуковедение. Автор-составитель В.В. Волина. М.: Просвещение, 1994.

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С.- Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

4. http//logoportal.ru/ikt-v-rabote-logopeda/.htm1