Конспект интегрированного логопедического занятия.
Тема: «Весна идет, весне дорогу!».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Цель: создать условия для закрепления у старших дошкольников представлений о весне посредством познавательно-речевой деятельности.
Задачи:
Обобщить и закрепить у детей представления о признаках весны.
Продолжать развивать у детей навыки работы с мнемосхемой.
Развивать положительное отношение к художественному слову.
Развивать память, мышление, логику, умение составлять рассказ по замыслу с опорой на изображение.
Развивать связную монологическую и диалогическую речь;
Активизировать словарь по теме занятия;
Развивать познавательный интерес;
Воспитывать дружеские отношения при совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Средства: аудиозапись «Капель и пение птиц», «Композиция П.И.Чайковского «Детский альбом. Песня жаворонка», мешочек с картинками для игрового упражнения «Продолжи рассказ по картинке», мнемосхема для разучивания отрывка из стихотворения С. Клычкова «Весна в лесу».
Ход занятия
Звучит аудиозапись «Капель и пение птиц».
Логопед: Что за звуки я слышу, ребята?
Дети отвечают.
Логопед: Интересно, а почему мы услышали пение птиц и капель? Какое сейчас время года?
Дети отвечают.
Логопед: А какой месяц?
Дети отвечают.
Логопед: Сколько всего весенних месяцев в году? Как они называются?
Дети отвечают.
Логопед: Март, апрель и май. Подумайте и скажите, чем особенен каждый из этих месяцев? Что бывает только в нем?
Дети размышляют и отвечают, логопед по необходимости помогает: Международный женский день бывает только в марте, черемуха цветет в апреле, рассаду на огород высаживают в мае и пр.).
Логопед: Я люблю весну, мне нравится заниматься выращивание рассады для огорода, ездить на дачу, а вы любите весну? Почему?
Дети по желанию рассказывают, за что им нравится или не нравится весна.
Логопед: Кто-то из вас заметил по время прогулки, произошли ли изменения на нашем участке с приходом нового времени года?
Дети отвечают.
Логопед: Ой, ребята! Кажется, я придумала что-то интересное. Раз нам всем нравится весна, почему бы не придумать про нее рассказ? Попробуем?
Дети отвечают.
Игровое упражнение «Продолжи рассказ по картинке». Дети и логопед садятся в круг, по часовой стрелке передают мешочек с картинками, на которых изображены как признаки весны, так и просто не связанные между собой предметы. Логопед начинает игру, говорит: «Однажды мы всей нашей дружной группой отправились в лес …». Далее достает картину и в зависимости от того, что на ней изображено продолжает рассказ одним или двумя предложениями (например, воспитатель достал картинку «Автобус», тогда он может продолжить свой рассказ так: «…Так как вещей мы с собой взяли много, решено было поехать на автобусе» и т.д. Затем мешочек предается сидящему по часовой стрелке от рассказчика ребенку, он достает картинку, связывая ее с рассказом, продолжает повествование. Рассказ заканчивается в тот момент, когда играющие решат, что история закончена.
Логопед: Интересно вышло! Вам понравилось?
Дети отвечают.
Логопед: Мы хорошо потрудились. Сейчас предлагаю представить, что мы превратились в жаворонков, которые кружатся над весенними просыпающимися от зимней спячки полями. Повертелись, покружились, в жаворонков превратились!
Физминутка. Звучит музыкальная композиция П.И.Чайковского «Детский альбом. Песня жаворонка». Дети и воспитатель имитирует птичий полет по замыслу.
Логопед: Повертелись, покружились, в ребятишек превратились! Подскажите, жаворонок перелетная птица или зимующая?
Дети отвечают.
Логопед: Какие вы молодцы! Послушайте отрывок из стихотворения С. Клычкова и давайте подумаем, как его можно назвать!
Снег обтаял под сосною,
И тепло на мягком мху,
Рано в утренник весною
Над опушкою лесною
Гаснут звезды наверху.
Соберутся зайцы грудой
Под капелью и теплом,
Громче дятел красногрудый
Застучит в сухой и рудый
Ствол со щелью и дуплом.
Дети размышляют и отвечают.
Логопед: Вам понравилось стихотворение? О чем в нем говорилось? Сергей Клычков назвал данное произведение «Весна в лесу». Давайте попробуем выучить стихотворение? А помогут нам в этом опорные картинки.
Логопед разучивает с детьми стихотворение посредством мнемосхемы (Приложение 1). Сначала все вместе рассматривают картинки на схеме и уточняют, что на них изображено и как они поддерживает те или иные слова в тексте стихотворения. Затем начинают фронтально повторять стихотворение, опираясь на мнемосхему, сначала по одной строчке, затем четверостишие и т.д. В завершение, дети по желанию индивидуально рассказывают отрывок из стихотворения С. Клычкова.
Логопед: Мы с вами пополнили копилочку стихотворений еще одним художественным произведением, можете рассказать его дома близким. Ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Что было трудным, а с чем вы справились без труда?
Дети и логопед проводят рефлексию.
Приложение 1. Мнемосхема.