Цель деятельности | Образовательная среда | Структурные компоненты деятельности | Задачи | Приёмы работы | Ход деятельности |
Предметно-пространственная | Взаимоотношений «ребенок-ребёнок» | Взаимоотношений «ребёнок-взрослый» |
Воспитывать трудолюбие в процессе посадки и ухода за фасолью. Воспитывать трудолюбие в процессе посадки и ухода за фасолью. Воспитывать трудолюбие в процессе посадки и ухода за фасолью. Воспитывать трудолюбие в процессе посадки и ухода за фасолью. Воспитывать трудолюбие в процессе посадки и ухода за фасолью. | Костюм зайца, фасоль варёная и сырая по количеству детей, мешочек, тарелка, стол. | Дети работают рядом, не вмешиваясь в работу другого. | Взрослый – организатор и координатор деятельности детей. Он источник информации, творец проблемных ситуаций. Ребёнок - активный участник педагогического процесса в соответствии с уровнем своих знаний и возможностей. Ведущая роль – отводится взрослому. Однако взрослый для ребёнка не просто учитель, но и соисследователь. Он побуждает ребёнка к экспериментированию в рамках бережного отношения к природе. | Мотивационно-побудительный | Создать условия для мотивации детей на последующую трудовую деятельность; путём создания проблемной ситуации (дефицит фасоли, чудесность фасоли) подвести к целеполаганию. | Введение персонажа, беседа, диалог, рассматривание, обследовательские действия. | В группу входит взрослый (другой воспитатель), переодетый в зайца. В:Посмотрите, кто к нам сегодня пришёл! Это же наш старый знакомый. Помните, ребята мы с вами же вчера для его зайчат морковки делали? Давайте с ним поздороваемся З: Здравствуйте ребята. Я пришёл передать вам от своих зайчат спасибо и угостить вас вот этим вкусным и полезным бобовым растением. Воспитатель с Зайцем раздают фасоль с тарелки. Дети пробуют фасоль. В: что нужно Зайчику сказать? Д: Спасибо. З: Вкусно? Это я сам вырастил! А называется этот бобовый продукт фасоль. Он не простой, а чудесный. Тарелка пустеет. В: Ой, больше не осталось! Кончилась вкусная фасоль. И какая же она чудесная? Вот и нет её. З: Нет-нет-нет. Ребятки съели и теперь сильнее и здоровее стали. Да-да. Это ещё не конец! У меня ещё припасено. Достаёт мешочек с неварёной фасолью. Воспитатель и дети рассматривают фасоль. Воспитатель предлагает потрогать бобы: твёрдые они или мягкие? Можно ли их есть? В: Нельзя, можно навредить зубам. З: Правильно, они ещё не приготовлены для еды. В: Да их и мало, чтобы готовить. На всех не хватит. И эта фасоль не чудесная. З: В том то и секрет, что чудесная. Это же семена растения фасоли! Заяц демонстрирует изображения растения фасоли. З: Возьмите каждый по фасолинке. Воспитатели раздают каждому по фасоли. З: Из одной такой фасолинки может вырасти много вкусных и сладких фасолинок. В: ребята, посмотрите, какое зёрнышко фасоли: гладкое или шершавое? З: А попробуйте его покатить. Видите, катиться оно только одним боком. Это нужно для того, чтобы сем, когда созреет скользило и падало в землю головкой точно вниз. З: Но бывает так, что некоторые семена не готовы, а растение уже сорвали. Вот и может семечко не проснуться, так и расти не будет, а только землю занимать. Поэтому сначала необходимо замачивать фасоль – в чистой салфетке. И там начнется настоящее чудо, которое можно увидеть своими глазами. В: Вот здорово! Ой, ребята фасоли варёной больше нет. Что будем делать? Д: приготовить. |
Семена для посадки | Дети работают рядом, не вмешиваясь в работу другого. | Взрослый предлагает идею, ребёнок может принять её, т. к. в этом возрасте дети цель сами ставить не умеют. | Целеполагание | Помочь детям в постановке цели деятельности. | Диалог, предложение идеи. | В: Можно сварить эту, но ведь её мало и всем не хватит. Только на один раз. А может быть, попробуем с вами сотворить чудо? Оживить эти семена? Чтобы потом собрать хороший урожай. Дети соглашаются. |
куски ткани – салфетки для замачивания, 4 подноса, стол в уголке природы для грядки фасоли | Дети работают рядом, не вмешиваясь в работу другого. | Взрослый активизирует детей посредством поручения вовлекая их в процесс взаимодействия. Ребёнок отвечает на вопросы, участвует в деятельности (в индивидуальных поручениях) | Планирование | Продолжать формировать у детей понимание о последовательности в работе, о важности подготовки места. | Диалог, индивидуальные поручения, обследовательские действия, рассматривание, | В: Зайчик расскажи нам, что делать? З: Нам нужно много салфеток, чтобы укрыть наши семена. В: Катя, принеси вон те салфетки, что лежат на зелёном столе. Умница. З: А ещё понадобятся 4 подноса. В: Петя и Алёша принесите пожалуйста те подносы, что лежат на синем столе. Спасибо. В: Всё зайчик? Мы ничего не забыли? З: Забыли самое важное. Ребята, чтобы замочить семена, что нам ещё нужно? Потрогайте салфетки. Они сухие или мокрые? Д:Сухие. В: А нам нужно чтобы были мокрые. Значит нам что нужно? Д:Вода. В: Ребята, помогите мне принести чашки (ёмкости для воды). Воспитатель и дети приносят ёмкость и воды. З: Ребята, расставьте подносы З: А теперь постелим кроватки для наших семян Ребята раскладывают салфетки и говорят, что ещё осталось. В: А это будут одеяльца для фасоли. |
Посевная фасоль (сырая), куски ткани – салфетки для замачивания, 4 подноса, стол в уголке природы для грядки фасоли | Дети работают рядом, не вмешиваясь в работу другого. | Взрослый вовлекает в процесс каждого ребёнка, активизируя его интерес в непосредственной трудовой деятельности. ребёнок – активный участник во взаимодействии со взрослым. | Трудовые действия | Воспитывать у детей настойчивость в достижении цели, аккуратность, ответственность. Воспитывать желание трудится. (трудолюбие), умение работать рядом, не мешая друг другу. | непосредственно трудовая деятельность детей, рассматривание, показ, объяснение. | З: Теперь берём фасолинки. Все взяли. И раскладываем их на салфетки. В: Петя, посмотри, фасолинке как тесно, вон как она сжалась. Что делать? Молодец. (ребёнок перекладывает на пространное место) Затем зайчик и воспитатель показывают как намочить и отжать тряпочки и потом помогают детям. В: А теперь нужно укрыть фасоль аккуратно-аккуратно, чтобы они не сдвинулись. З: Вот и готово. Теперь ребятки, семенам нужен покой и поливать их нужно будет по капельке. Ой, мне уже к зайчатам пора. В: Зайчик, как же мы без тебя дальше нашу фасоль вырастим? Ты придёшь к нам ещё? З: Конечно буду приходить. Как же таким садовникам не помочь? Уход зайца |
Получившаяся теплица. | Дети работают рядом, не вмешиваясь в работу другого. | взрослый предлагает - ребёнок принимает и с помощью взрослого ставит перспективную цель. | Рефлексивно-оценочный | Подвести детей к пониманию значимости своего труда. | рассматривание, диалог | В: Ребята, посмотрите на наш огород. Все семена укрыты? Вы очень хорошо ухаживали за фасолью, но нужно теперь продолжать за ними присматривать каждый день и самое главное: верить в чудо. |
Проросшая фасоль, сырая фасоль в мешочке. | Дети работают рядом, не вмешиваясь в работу другого. | Ведущая роль – отводится взрослому. Ребёнок – активный участник педагогического процесса. | Мотивационно-побудительный | Создать условия для мотивации детей на последующую трудовую деятельность; | наблюдение, введение персонажа, сравнение | Фасоль прорастает. В группу входит зайчик. З: Здравствуйте-здравствуйте. Как наша фасоль поживает? Предлагает осторожно посмотреть. Затем достаёт сырую фасоль и предлагает сравнить с проросшей. Сравнивают размер фасоли, наличие ростков. В: А некоторые не взошли, посмотрите, они без зелёных побегов их к сожалению посадить не получится. |
| Дети работают рядом, не вмешиваясь в работу другого. | Взрослый предлагает идею, ребёнок может принять её, т. к. в этом возрасте дети цель сами ставить не умеют. | Целеполагание | Помочь детям в постановке цели деятельности. | Введение персонажа, беседа, диалог, рассматривание, | З: Вот сегодня мы уже можем с вами пересадить нашу фасоль в землю. А давайте вспомним, зачем мы с вами фасоль будем выращивать? В: Как же, мы же проверяем, чудесная фасоль или обыкновенная. Беседа о пользе фасоли для здоровья человека. |
Лейка с водой, фартуки, | Дети работают рядом, не вмешиваясь в работу другого. | Взрослый активизирует детей посредством поручения вовлекая их в процесс взаимодействия. Ребёнок отвечает на вопросы, участвует в деятельности | Планирование | Продолжать формировать у детей понимание о последовательности в работе, о важности подготовки места. | Диалог, индивидуальные поручения, обследовательские действия. | З: А теперь приступим к ответственному делу. Только сначала скажите, куда семена сажают? Д: В землю. З: Верно. В: А земля уже готова. З: ещё нам понадобится водичка. Земля ведь сухая. Воспитатель просит некоторых ребят помочь принести воды в лейке. В: Но мы можем испачкаться, пока будем сажать. Что нужно надеть, ребята? Д: Фартуки. Взрослые помогают детям надеть фартуки. В:.А ещё что бы с рукавами не сделали? Дети закатывают рукава с помощью взрослых. В: Умнички. |
4 подноса, стол в уголке природы для грядки фасоли, 3 ящичка с землёй, детские рабочие совочки на каждого ребенка, фартуки для детей и взрослых, музыкальное сопровождение: Мендельсон Весенняя песня, лейка. | Дети работают рядом, не вмешиваясь в работу другого. | Взрослый вовлекает в процесс каждого ребёнка, активизируя его интерес в непосредственной трудовой деятельности. ребёнок – активный участник во взаимодействии со взрослым. Ребёнок - активный участник педагогического процесса в соответствии с уровнем своих знаний и возможностей. | Трудовые действия | Воспитывать у детей настойчивость в достижении цели, аккуратность, ответственность. Воспитывать желание трудится. (трудолюбие) умение работать рядом, не мешая друг другу. | непосредственно трудовая деятельность детей, рассматривание, показ, объяснение, музыкальное сопровождение | Все подходят к ящичкам с землёй. Взрослые раздают ребятам рабочие совки (для работы). Воспитатель включает музыку. Зайчик начинает раскапывать лунку. З: Сначала нужно подготовить нашем семечкам домик. Берём совочек и аккуратно начинаем раскапывать ямку. Она называется лунка. Черпаем, кладём, приглаживаем. Предлагает детям сделать то же на своём месте. Воспитатель поправляет действия детей словесными указаниями, поощряет: Например: Ой, какой маленький домик! Я же не помещусь. (за семечку) В: Вот и готовы домики. Что дальше зайчик? З: Ребята, а дальше что с семечками делаем? Подскажите. Д: Сеем. З: Правильно, заселяем наши фасолинки в земляные домики, но делаем это осторожно. Посмотрите, какой маленький нежный росточек. (сопровождает слова показом) из него потом и появиться чудо. А называют его росточек, потому что он растёт. Сажаем мы нашу семечку росточком вверх. А почему вверх? Чтобы он быстрее на свет вышел. В: Сажайте наши семена. Дети под руководством взрослых сажают семена. З: А теперь водичкой нужно немного полить , чтобы им земля бока не колола а была гладенькой. З: Ну вот и всё. Мы ничего не забыли? Д: Землёю засыпать. З: Молодцы. Это я вас проверял. А вы оказывается внимательные. Верно – нужно землёю засыпать наши семена. В: А может быть так лучше оставить? Не придётся нашей фасоли трудиться и сразу солнышко видно – расти себе без проблем? З: Нет-нет, семечки эти хоть и не простые, но спортом им нужно заниматься как и ребятам. Вот и толкают они землю и крепнут, соками наливаются. А как потрудятся они – на свет выйдут. Им ни ветер, ни дождь не страшны. Дети осторожно закапывают семена. Взрослые направляют. В: Совочками пригладили землю, вот и молодцы. З: Потрогайте теперь пальчиком землю, какая она – мокрая или сухая? Д: Сухая. З: Значит нужно что сделать? Д: намочить. З: А зачем? З: Чтобы напоить нашу фасоль. Аккуратно поливаем. А пока водичка сквозь землю пройдёт то очистится. З: Теперь нужно ухаживать за нашей фасолью, поливать – е сли земля сухая. |
Ящички с проросшими семенами фасоли, игрушечный телефон. | Могут обратить внимание сверстника на изменения в огороде. | Взрослый подводит ребёнка к осознанию значимости своего труда, ребёнок рефлексирует в помощью взрослого. | Рефлексивно-оценочный | Подвести детей к пониманию значимости своего труда. Воспитывать желание трудиться в дальнейшем за счёт положительного результата трудовых усилий. | рассматривание, диалог, игровой приём, приход персонажа. | Через время дети замечают появившиеся из земли росточки. В: Кто их посадил? А кто поливал? Дети отвечают. В: Вот видите – эти росточки фасоли и вправду чудесные оказались, как зайчик говорил – потому что они живые. А вы помогли этому чуду произойти своим трудом. Давайте позвоним зайчику, позовём его на наше чудо посмотреть, а вы ему расскажите, как оно произошло. Дети звонят зайчику. Приход зайчика. З: Что я вижу, ожили наши семена! А кто им помог свет увидеть? Беседа с детьми: рассматривание росточков. Досуг «Фасолин день рождения» (водят хоровод) |