Какая сегодня будет тема урока? Что означает слово ЗАКЯТ – пожертвование. (Вывешиваю таблицу) Записываем тему урока в тетрадь. Тема: «Пожертвование во имя Всевышнего» - Что вам известно по этой теме? Обратимся к нашим «Мудрецам». Посмотрите на таблицу во второй колонке запишите, что бы вы сегодня хотели узнать на уроке согласно теме. А) Самостоятельная работа. (Ученики заполняют индивидуальную таблицу). Первый столбец не заполняем, а проговариваем. (Слайд№5) (см. прил.) -Что нам предстоит выяснить на уроке? Цель: выяснить для чего предназначены пожертвования и как мусульмане относятся к богатству и бедности. -Как вы думаете, какие вопросы нам предстоит рассмотреть на уроке? Б) Формирование цели и задач урока в диалоге с детьми. План урока. (Слайд№6-1) 1.Что такое ЗАКЯТ, для кого он предназначен? 2.Как мусульмане относятся к богатству? 3.Отношение мусульман к бедности. В) Работа с пословицами. - Ребята, у разных народов существует много поговорок о богатстве. Соотнесите начало и конец пословиц. Запись на доске. Для проверки (Повторно слайд№ 6-2) Богатство без щедрости – все равно, что дерево без плодов. (Татарская) Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад поделиться. (Чувашская) Не с богатством жить, а с людьми. (Русская) Г) Постановка проблемного вопроса. - Сегодня на уроке нам предстоит ответить на следующий вопрос. Богатство - это благо? Д) Работа с Мусульманским словарём. -Вопрос «Мудрецам». Что такое закят? Спасибо! Е) Работа с учебником и тетрадью. -А теперь обратимся к нашему учебнику -Найдите в учебнике стр.59 и запишите в тетрадь понятие закят. Ё) Постановка проблемного вопроса. -Ребята, как вы думаете, для чего предназначены пожертвования? Ответы детей из личного опыта. А что говорит нам учебник? -Почитайте учебник на стр.59 абзац 2- 4 Дополнение учителя (Слайд№7) ЗАКЯТ - это обязанность мусульманина. Это долг, который должен быть уплачен, если же не уплатил вовремя, то уплачен впоследствии, если умер не уплатив, то его должны уплатить наследники перед тем, как принять наследство. Закят в отличии от благих дел или милосердия, должен уплачиваться в строгих правилах, например его нельзя уплачивать своим детям или жене и даже своим работникам. Никакой речи о необходимости, возможности или желательности утаивания уплаты закята и речи нет. Как и о утаивании шахады, намаза, поста, хаджа. Закят уплачивается явно. Ж) Постановка проблемного вопроса: -Ребята, а кто отдаёт закят? -Почему закят считается свидетельством истинной веры? (Один из пяти столпов) Физминутка. -Прочитаем текст и попробуем ответить на вопрос, как мусульмане относились к богатству и бедности. З)Работа с дополнительной литературой. Чтение «цепочкой». Текст(у каждого ученика) «Соблюдать умеренность». Щедрость – одна из главных главных ценностей в исламе. Пророк Мухаммад был так щедр, что случалось, в его доме по несколько дней не зажигали печь, потому что все продукты раздавали в милостыню. Сам Пророк питался только финиками и водой. Мухаммад учил, что отсутствие умеренности в еде ведет к лености тела, уменьшению сострадания и милосердия. Щедрость проявляется не в том, чтобы делиться тем, что нужно другим, а тем, что необходимо самому себе. Однажды к Пророку подошли двое и спросили: «Если у человека ничего нет, что же он может отдать?» Пророк ответил: «Он должен идти зарабатывать своими руками, чтобы накормить себя, и тогда подать милостыню». И) Обсуждение прочитанного. Дополнение учителя. Богатство, честно заработанное самим тружеником, не считается в исламе порочным, наоборот, поощряется стремление к нему. Но богатому человеку следует расходовать свои средства на добрые дела. Ребята, почему богатство в исламе это не только благо, но и большое искушение. К) Работа с дополнительной литературой. Чтение по ролям. «Ислам для детей» стр.168 абзац 5. После чтения диалога высказывание детей, «Мудрецов». Л) Самостоятельная работа с раздаточным материалом. - Прочитайте стихотворение о бедности и ответьте на вопрос. -А какое отношение мусульман к бедности? Если беден, не стесняйся И почаще улыбайся, Нос не вешай, не страдай, Всех вокруг не обвиняй. В жизни всякое бывает, Бедность многих посещает. Бедность — это не порок, Для души она — урок. М) Беседа по прочитанному материалу. Учитель: Бедность не считается пороком в исламе. В исламе осуждают нищенствование. Почему? Н) Ответы учащихся из личного опыта Работа с учебником и тетрадью. Кроме закята у мусульман есть еще добровольное подаяние. Обратимся к нашим «Мудрецам». О) Работа с Мусульманским словарём. Запишите в тетрадь понятие САДАКА. Садака – это пожертвование, передаваемое из рук в руки больным, старым людям, тем, кто попадает в беду. -Учитель: Никогда не следует выставлять свое доброе дело на показ. Помог человеку – забудь об этом. Все равно аллах будет помнить все, сделанное тобой. Проявляя доброту к людям, помогая им в трудную минуту, человек не ждёт за это ни наград, ни почестей. Он милосерден по велению своего сердца. П) Работа с учебником с. 60, абзац 5 -А теперь обратимся к нашему учебнику. Учитель. В тоже время ислам осуждает нищенствование. Когда молодые, здоровые люди стоят с протянутой рукой и просят милостыню, они нарушают божественные заветы. Пророк Мухаммад в одном из хадисов так наставлял молодых людей. (Слайд№8) |