СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Пожертвование во имя Всевышнего"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Основам исламской культуры

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Пожертвование во имя Всевышнего"»

Урок № 14 Тема: Пожертвование во имя Всевышнего (Слайд№1)

Цель урока: сформировать представление о значение пожертвование в жизни мусульман, выяснить их отношение к богатству и бедности.

Задачи урока: (Слайд№2)

Образовательная: дать понятие закят, садака; выяснить значение пожертвования в жизни мусульман; сформировать представление об отношении мусульман к богатству и бедности; выяснить, почему закят считается свидетельством истинной веры.

Развивающая: развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи, умение работать в паре, продолжать развивать навыки работы с таблицей, текстом учебника.

Воспитательная: толерантность, сострадание, готовность помочь нуждающимся, трудолюбие, работоспособность, ответственность, способность сопереживать, сочувствовать.

УУД:

Предметные :
 - совершенствовать знания учащихся, об обязанностях мусульман (закят,садака)
- способствовать воспитанию глубокого уважения к традициям и обычаям мусульман,
-  воспитывать толерантность к чужому мнению, способность работать в коллективе, группах;

Метапредметные:

П. Находить нужную информацию в учебнике; вырабатывать умение работать с любыми источниками информации. Способствовать формированию умений творчески мыслить, правильно выражать свои мысли, грамотно отвечать на поставленные вопросы. Выступать перед учащимися с небольшими сообщениями. Развивать навыки устной речи и умение работать с учебником, словарём.

Р. Умение выполнять действия по намеченному плану.

Адекватно воспринимать оценку своих высказываний товарищами, учителем, другими лицами. Понимать причины успеха/неуспеха.

К. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Личностные:
- воспитывать ответственность при выполнении обязанностей, милосердие, терпение, уважение к мусульманским традициям, обычаям своего народа;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности

I. Орг. момент





а) Проверка домашнего задания

«Микрофон» (Слайд№3)

-Что предусматривает пост в исламе?
-Кому разрешено не соблюдать пост?
-Почему именно в месяц рамадан постятся мусульмане?
-Какие качества человека развиваются благодаря посту?

-Ребята, сегодня на протяжении всего урока с нами будут работать и оказывать помощь «Мудрецы», ( ученики посещающие воскресную школу в мечети), и
«Наблюдатели». Они будут наблюдать за нашей с вами работой. Прошу поприветствовать.


II. Актуализация опорных знаний

-Пост это одна из обязанностей мусульман. 
Назовите все обязанности мусульман согласно пяти столпам. (Слайд №4)

Всевышний Аллах сказал: 
"Соблюдайте намаз и выплачивайте закят". 

Ребята, объясните значение высказывания. 

III. Изучение нового материала

Какая сегодня будет тема урока? Что означает слово ЗАКЯТ – пожертвование. (Вывешиваю таблицу)
Записываем тему урока в тетрадь. 
Тема: «Пожертвование во имя Всевышнего»
- Что вам известно по этой теме? Обратимся к нашим «Мудрецам».  Посмотрите на таблицу во второй колонке запишите, что бы вы сегодня хотели узнать на уроке согласно теме.

А) Самостоятельная работа. (Ученики заполняют индивидуальную таблицу).
Первый столбец не заполняем, а проговариваем. (Слайд№5) (см. прил.)

-Что нам предстоит выяснить на уроке?

Цель: выяснить для чего предназначены пожертвования и как мусульмане относятся к богатству и бедности.
-Как вы думаете, какие вопросы нам предстоит рассмотреть на уроке?

Б) Формирование цели и задач урока в диалоге с детьми.

План урока. (Слайд№6-1)
1.Что такое ЗАКЯТ, для кого он предназначен?
2.Как мусульмане относятся к богатству?
3.Отношение мусульман к бедности.

В) Работа с пословицами.

- Ребята, у разных народов существует много поговорок о богатстве. Соотнесите начало и конец пословиц. Запись на доске. Для проверки (Повторно слайд№ 6-2)
Богатство без щедрости – все равно, что дерево без плодов.

(Татарская)
Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад поделиться. (Чувашская)
Не с богатством жить, а с людьми. (Русская)

Г) Постановка проблемного вопроса.
- Сегодня на уроке нам предстоит ответить на следующий вопрос. Богатство - это благо?

Д) Работа с Мусульманским словарём.

-Вопрос «Мудрецам». Что такое закят? Спасибо!
Е) Работа с учебником и тетрадью.

-А теперь обратимся к нашему учебнику
-Найдите в учебнике стр.59 и запишите в тетрадь понятие закят.

Ё) Постановка проблемного вопроса.

-Ребята, как вы думаете, для чего предназначены пожертвования? 

Ответы детей из личного опыта. А что говорит нам учебник?

-Почитайте учебник на стр.59 абзац 2- 4

Дополнение учителя (Слайд№7) ЗАКЯТ - это обязанность мусульманина. Это долг, который должен быть уплачен, если же не уплатил вовремя, то уплачен впоследствии, если умер не уплатив, то его должны уплатить наследники перед тем, как принять наследство. Закят в отличии от благих дел или милосердия, должен уплачиваться в строгих правилах, например его нельзя уплачивать своим детям или жене и даже своим работникам. Никакой речи о необходимости, возможности или желательности утаивания уплаты закята и речи нет. Как и о утаивании шахады, намаза, поста, хаджа. Закят уплачивается явно. 
Ж) Постановка проблемного вопроса:

-Ребята, а кто отдаёт закят?

-Почему закят считается свидетельством истинной веры? (Один из пяти столпов)
Физминутка.

-Прочитаем текст и попробуем ответить на вопрос, как мусульмане относились к богатству и бедности.
З)Работа с дополнительной литературой.

Чтение «цепочкой».

Текст(у каждого ученика) «Соблюдать умеренность».

Щедрость – одна из главных главных ценностей в исламе. Пророк Мухаммад был так щедр, что случалось, в его доме по несколько дней не зажигали печь, потому что все продукты раздавали в милостыню. Сам Пророк питался только финиками и водой. Мухаммад учил, что отсутствие умеренности в еде ведет к лености тела, уменьшению сострадания и милосердия.
Щедрость проявляется не в том, чтобы делиться тем, что нужно другим, а тем, что необходимо самому себе. Однажды к Пророку подошли двое и спросили: «Если у человека ничего нет, что же он может отдать?» Пророк ответил: «Он должен идти зарабатывать своими руками, чтобы накормить себя, и тогда подать милостыню».

И) Обсуждение прочитанного.
Дополнение учителя. Богатство, честно заработанное самим тружеником, не считается в исламе порочным, наоборот, поощряется стремление к нему. Но богатому человеку следует расходовать свои средства на добрые дела.
Ребята, почему богатство в исламе это не только благо, но и большое искушение. 

К) Работа с дополнительной литературой. Чтение по ролям.

«Ислам для детей» стр.168 абзац 5. После чтения диалога высказывание детей, «Мудрецов».
Л) Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

- Прочитайте стихотворение о бедности и ответьте на вопрос.

-А какое отношение мусульман к бедности? 

Если беден, не стесняйся
И почаще улыбайся,
Нос не вешай, не страдай,
Всех вокруг не обвиняй.
В жизни всякое бывает,
Бедность многих посещает.
Бедность — это не порок,
Для души она — урок.
М) Беседа по прочитанному материалу.
Учитель: 
Бедность не считается пороком в исламе. 
В исламе осуждают нищенствование. Почему?

Н) Ответы учащихся из личного опыта

Работа с учебником и тетрадью.
Кроме закята у мусульман есть еще добровольное подаяние. Обратимся к нашим «Мудрецам».

О) Работа с Мусульманским словарём.

Запишите в тетрадь понятие САДАКА.
Садака – это пожертвование, передаваемое из рук в руки больным, старым людям, тем, кто попадает в беду.
-Учитель: 
Никогда не следует выставлять свое доброе дело на показ. Помог человеку – забудь об этом. Все равно аллах будет помнить все, сделанное тобой. Проявляя доброту к людям, помогая им в трудную минуту, человек не ждёт за это ни наград, ни почестей. Он милосерден по велению своего сердца.

П) Работа с учебником с. 60, абзац 5
-А теперь обратимся к нашему учебнику.

Учитель. В тоже время ислам осуждает нищенствование. Когда молодые, здоровые люди стоят с протянутой рукой и просят милостыню, они нарушают божественные заветы. Пророк Мухаммад в одном из хадисов так наставлял молодых людей. (Слайд№8)

IV. Закрепление изученного


А) Работа в группах :

I группа. Разыгрывают ситуацию «Садака» (см. прил.)

II группа. Разыгрывают ситуацию «Закят» ( см. прил.)
-Ребята, давайте сравним оба эти понятия: садака и закят.

Найдём общее, то, что объединяет оба эти понятия.

Б) Диаграмма «Э. Венна» (см. прил.)

Закят (обязательный

годовой доход)

1.Один раз год

2. Деньги

3.Передаватьчерез

кого-либо

4. Часть от доходов

5.Обязанность мусульман


Садака (милостыня)

1.Каждый день, месяц

2.Продукты. питания., вещи, деньги

3. Из рук в руки

4. На своё усмотрение

5. Добровольное подаяние











V. Итог

Работа в группах: Составление буклета (из раздаточного и дополнит материала, подготовленного учителем)

I группа:

1.стр. Тема урока

2.стр. Пять столпов ислама

3.стр. Садака

II группа:

4.стр. Закят

5.стр. Выводы

6.стр. Составители буклета

Презентация.

VI. Оценивание

Самооценка работы учащимися.

Взаимооценка «Наблюдателей».

Молодцы! Спасибо за работу!

VII. Домашнее задание

(Слайд№ 9)

1)Расспросите взрослых, о том какие примеры добровольных пожертвований им известны. Обсудите эти примеры.
2) Используя справочною литературу, подберите пословицы и поговорки в которых говориться о богатстве и бедности.
3) Обсудите с родителями высказывание: «В Судный день тебя не спросят, чей ты сын, а спросят, что доброго ты сделал». Расскажите одноклассникам, как вы поняли эти слова. 

VIII. Рефлексия.

 

Вернемся к таблице. «Знаю - Хочу знать - Узнал».
Заполняем третью колонку. 
На все ли ваши вопросы мы получили ответ?
Посмотрите, все ли вопросы мы разобрали по плану?
Как вы думаете ответили мы на главный вопрос урока

Богатство-это благо?