Правописание сложных и сложносокращённых существительных
Цель: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного написания слов, слов с начальной частью. -пол-.
Личностные: овладение учебными действиями и умение использовать знания для решения познавательных и практических задач.
Метапредметные
Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Предметные: дать понятие «сложные слова», «сложносокращенные слова»; познакомить с правописанием сложных слов, соединительных гласных о-е; развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: учебник, карточки, проектор.
Ход урока
Оргмомент
Проверка ДЗ
Упр. 266
А)Независимость;
Б) Древность, описание, изображение, писец, описчик, дозорщик, обязанности – обязанный, межевщик, образование- образовать, съёмщик – снимать;
В) наказ- наказать;
Г) землемер, геодезия – наука, изучающая поверхность земли, топограф -специалист по описанию местности;
2. Словарная работа
Запишите слова, подчеркните орфограммы
Безвкусица, головастый, выскочить, скачок, притворить, предыстория, растущий, бельчонок.
Актуализация опорных знаний.
Словообразовательная разминка
Артист кино, новая стройка, бывший в прошлом году.
Древняя Русь, относящийся к железной дороге, падение листьев.
Помещение для хранения овощей; человек, пишущий басни.
Любящий тепло, добывающий уголь.
Какие слова у вас получились?
Почему они относятся к сложным?
Каким способом они образуются?
Подчеркните соединительные гласные.
Открытие новых знаний
Мир сложных существительных очень богат. Перед вами на слайде сложные существительные
Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель
– Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас возникли?
– Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис).
Над какой темой будем сегодня работать?
____________________________________________________
Если сейчас предложить вам словарный диктант, справитесь ли вы с ним? Почему?
Цель поставлена. Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.
Слитно пишутся сложные существительные с соединительными гласными о-е
Слитно пишутся сложносокращенные слова
Слитно пишутся сложные слова с иноязычными элементами авто-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, био-, микро-, мото-, теле-, фото-, авиа и т.д.
Через дефис названия промежуточных сторон света
Через дефис сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных (можно поставить союз и)
Через дефис географические названия
Через дефис существительные с иноязычными элементами обер-, унтер-, вице-, экс-, поп-, веб-
Существительные с первой частью пол-
Через дефис
Слитно
Перед вами таблички-подсказки, в одной её колонке случаи слитного, дефисного написания сложных существительных, а в другой должны появиться примеры. (вклеить в опоры)
Примеры будем подбирать из слов на слайде
– Как пишутся сложные существительные с соединительными О и Е? Как пишутся сложносокращенные слова без соединительной гласной? (вносим примеры в табличку)
Заполняем таблицу примерами (многие дети справляются с работой самостоятельно)
Физминутка
Есть Ь – хлопаем, нет – поднимаем руки.
Ночка, печка, дочка, соловьи, товарищ, калач, смеяться, нет задач, луч, мышь, дочь, почтальон
Первичное закрепление нового знания
Упр. 1. Объяснить правописание, используя таблицу.
(Земле)делец, (северо)восток, (фото)снимок, (мото)гонки, Ростов(на)Дону, (веб)страница, (мед)сестра, (языко)знание, (пол)жизни,(спец)одежда, (бабочка)капустница,(пол)арбуза
Упр. 2. Распределить слова на две колонки “Слитное и дефисное написание” .
Секундомер, самолёт, русско-английский, пол-яблока, тёмно-зелёный, железнодорожный, светловолосая, телефон, водопад, зубопротезный, ярко-желтый, рукопожатие, шахматно-шашечный, труднодоступный,полчаса, полдня, (земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе.
7.Рефлексия
8. Домашнее задание. Учить правила, словарный диктант из 10 слов. На 5 – составить сказку о правописании сложных слов