СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект предметного урока "Свойства полезных ископаемых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлогаю к вашему вниманию конспект предметного урока по окружающему миру, на тему "Свойства полезных ископаемых". Оформленный в игровой форме, где ученики будут в роли геолога открывать для себя мир полезных ископаемых. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект предметного урока "Свойства полезных ископаемых"»

Конспект урока по окружающему миру

Название учебника: Окружающий мир, 3 класс.

Авторы: А.А. Плешаков

Тема урока: «Свойство полезных ископаемых»

Тип: предметный урок с опытом

Цель: изучение учащимися новой темы самостоятельно, входе практической работы с полезными ископаемыми

Задачи урока:

I. Познавательные: сформировать понятия: «геолог», «полезное ископаемое»; рассмотреть свойства полезных ископаемых, и пользу их для человека; продолжать формирование умения работать с лупой, учебником и Дневником наблюдений.

II. Воспитательные:

Физическое воспитание: формирование правильной осанки у учащихся во время физкультминутки

Экологическое воспитание: воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе

III. Развивающие: развивать наглядно-образное мышление детей; формировать умение сравнивать полезные ископаемые по внешнему виду. Развивать диалогическую речь учащихся

Оборудование:

Вербальные средства обучения: учебник 3 класс А.А.Плешаков; личный дневник наблюдения

Натуральные средства обучения: раздаточная коллекция полезных ископаемых (торф, глина, слюда, каменный и бурый уголь, медный железняк, гранит, палевой шпат, соль, песчаник)

Вспомогательное средство обучения: раздаточное лабораторное оборудование ( предметные стёкла - по 1 на каждую парту, лупа – 1 на парту, компас – 1 парту)

Ход урока

I Организационный момент (Метод беседа)

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас очередное заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус, а для этого посмотрите на доску. Как же называется эта профессия?

(Разгадывают ребус) (Прием занимательное упражнение)




-Геологом называют человека, который ищет и изучает полезное ископаемое

II. Фенологическая (природоведческая) минутка (Метод беседа)

-Откройте дневники наблюдения. Отметим погоду. Какой сегодня день? Что можете сказать? Температура воздуха? Есть ли сегодня осадки? Ветер? Какие сезонные изменения в природе произошли за неделю? (2 ученика у доски).

III Вводное объяснение учителя в практической работе (Метод беседа; Приём чтение стихотворения)

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы.

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

(Метод беседа)

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдёт сегодня речь?

(Полезные ископаемые)

-Именно ими мы и будем заниматься сегодня с вами на уроке

-Но для начала давайте подумаем, что же обозначает это словосочетание «Полезное ископаемое», что значит полезно? (нужный, необходимый) Ископаемое (достать, поднять, извлечь)

-Тогда какое определение мы с вами можем дать, что такое полезное ископаемое?

(это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве)

-Почему надо беречь полезные ископаемые?

(запасы полезного ископаемого могут закончиться, человек очень быстро тратит запасы)

-Верно, запасы полезного ископаемого нельзя восстановить

-На уроке мы будем изучать свойства полезных ископаемых, будем учиться проводить опыты, обсуждать полученные результаты, учиться мыслить и рассуждать.

- Сейчас я вам раздам инструкции, по которым мы будем работать, обсудим их и приступим к их выполнению.

(Затем учитель раздает на каждый стол оборудование для опыта 2-3 ученика ей в этом помогают. Рассказывает технику безопасности).

IV. Изучение нового материала (Метод беседа)

Сейчас мы с вами станем геологами. К нам в лабораторию поступили полезные ископаемые, но по пути в лабораторию у них возник спор. Разрешить который они попросил вас. Давай те поможем им. А о чём был спор, вы поймете, изучив инструкцию. На ваших партах лежат листочки, не забывайте делать на них пометки.

(Метод беседа, Прием загадки)

- Чтобы облегчить вам задачу, давайте вместе отгадаем некоторые полезными ископаемыми с которыми вы сегодня встретитесь. Ваша задача найти в своей коробочке это ископаемое и поднять его.

1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.(песок)

2. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (глина)

3. Росли на болоте растения...

Теперь это топливо и удобрение. (торф)

4. Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели (соль)

5. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (гранит)

Инструкция к опыту

1)Определите цвет

2)Определите состав (с помощью лупы рассмотрите однородный камень, или состоит из разных зёрен)

3)Определи твёрдость (по предметному стеклу с усилием провести камнем, если осталась царапина – твёрдый, если нет царапины, или остался грязный цвет – мягкий)

4)Определи вес камня (сравни примерно одинаковый по размеру камни на ладонях, выбери самый тяжелый)

5)Определить плотность камня (попробуй отломи кусочек камня рукой)

6)Определить магнитность камня (компас положить горизонтально, поводить образцом над стрелкой, если стрелка двигается за камнем – то он магнитный)

Нужно выбрать самый цветной, мягкий, тяжёлый, магнитный, хрупкий, светлый камень…

V Физическая минутка

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что же ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Гору обойдем (топают ногами),

Реку проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

VI Практическая работа (Метод беседа, Прием распознавание предмета природы, лабораторный опыт)

Торф- темноватый цвет (коричневый), состоит из разных зёрен, значит торф не однороден, царапины на стекле не осталось, значит торф мягкий, по весу лёгкий, магнитная стрелка не двигалась, значит не магнитный

Соль - белая, однородная, твёрдая т.к. оставила царапину на предметном стекле, тяжелая, не магнитится

Песчаник- коричневого цвета, одноанодный т.к. в его составе нет крупинок, твердый, легкий, плотный, магнитится

Магнитный железняк – серый, однородный (т.к. нет вкраплений зёрен), твердый, тяжелый, магнитится (т.к. стрелка компаса двигалась)

Палевой шпат – белый, однородный, твердый, легкий, плотный, магнитится

Каменный уголь – темный (черный, коричневый), однородный, твердый, легкий, не плотный, не магнитится

Бурый уголь – темный (черный), однородный, твёрдый, легкий, не плотный, не магнитится

Гранит – цветной, неоднородный, твёрдый, тяжелый, плотный, не магнитится

Слюда - темный, однородный, мягкий, легкий, не плотный, не магнитится

Глина - темная (жёлто-коричневая), однородная, мягкая, легкая, не плотная, не магнитится

Знаете ли вы? (Метод беседа; Приём занимательный факт)

  • Что песок – основной материал для получения стекла

Оказывается 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы решили использовать каменную соду, но под воздействием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это смесь оказалась – стекло.

  • Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными

полезными ископаемыми.

  • Что особенно из полезных ископаемых ценится гранит.

Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев.

-

VII Закрепление и выводы (Метод беседа,рассказ, Приём чтение сказки)

Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

Я — соль земли, — говорит Соль. — Без меня на земле каши не сваришь.

А без меня сваришь? — спрашивает Алюминий. — Кастрюли-то делают из алюминия.

Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

А на чём варить будете? — спрашивает Уголь.

И Природный Газ подхватывает:

Без топлива в этом деле не обойдётесь.

А чем огонь разожжёте? — спрашивает Сера, без которой ни одна спичка не загорается.

И надо ещё крупу привезти, — говорит Нефть, без которой не будет бензина для транспорта.

Простую кашу сварить — и вон сколько их набралось! Кого ни возьми — без него каши не сваришь…

Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, — говорит Железо, из которого делают лопаты. — Прежде чем кашу варить, всех вас нужно ещё из земли выкопать, а для этого нужна лопата. А лопату-то из меня делают.

(Метод беседа)

-Какой из этого мы можем сделать с вами вывод

(нам для жизни нужны различные полезные ископаемые, чтобы получать тепло, свет, вещи для повседневной жизни, топливо для транспорта)

VIII Итог урока

(Метод беседа)

-Как называется профессия, которая изучает полезные ископаемые природы?

(геолог)

- Перечислите какими свойствами может обладать полезное ископаемое

(Твердость/мягкость, вес, цвет, плотность, магнитность)

(Метод беседа, Приём выделение основных признаков)

-Давайте подведем итог, и разрешим спор полезных ископаемых, скажем им кто из них:

  • самый светлый: палевой шпат

  • самый тёмный: бурый и каменный уголь

  • самый однородный: магнитный железняк

  • самый неоднородный: гранит

  • самый твёрдый: грани, магнитный железняк

  • самый мягкий: торф

  • самый тяжелый: магнитный железняк

  • самый легкий: торф

  • самый магнитный: магнитный железняк

  • самый немагнитный: слюда (прозрачная)

Отметка и оценка деятельности школьников учителем.

Придумайте загадку про 2 любых полезных ископаемых, с которыми вы сегодня работали на уроке.



Скачать

© 2018 2336 27

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!