Тема: «Звуки [х], [х']. Буквы X, х.»
Класс 1 «Б» МБОУ «СОШ№4» им. Г.Т.Шевченко г. Астрахани
Студентка: Жаркова А.П.
Методист: Матвеева И.Б.
Учитель: Котова Е.С.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | -Здравствуйте ребята, сегодня у вас урок проведу я, зовут меня Арина Павловна Утром ранним кто-то странный Заглянул в мое окно, На ладони появилось рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло, Тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом Поздоровалось со мной. Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь, покажите мне ваши ладошки, представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе. Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее. Тихонько сели. -Ребята давайте проверим вашу готовность к уроку. | Приветствуют учителя Дети проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: организация рабочего места. Познавательные: умение воспринимать речь учителя |
Актуализация знаний | Проверим ваши накопленные знания,проведем гимнастику для ума. Вспомним, чему учились на прошлых уроках. - На какие 2 группы можно разделить все звуки? - Как отличить гласные звуки от согласных? - На какие группы можно разделить все согласные звуки? - Какие буквы гласных указывают на твердость согласных? - Какие буквы гласных указывают на мягкость согласных? | «гласные и согласные» - Гласные поются, а согласные не поются. - Все согласные звуки можно разделить на звонкие и глухие твердые и мягкие. А, о, у, ы, Я, и, е, ё | Коммуникативные: умение формулировать полный, четкий ответ. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
Мотивация | Поиграем в игру «Доскажи словечко». 1е задание мальчикам. Готовы? Хрюша сел на петуха.Мы смеялись: …! (ха — ха — ха!) 2е задание девочкам. Готовы? Сочинять он стал стихи — Мы смеялись :…!(хи — хи — хи!) Как смеялись мальчики? Девочки? Кто догадался какая тема урока сегодня у нас будет? Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает. Чему хотели бы научиться на уроке? Давайте вместе определим задачи урока: Фиксирую ответы детей на доске: -1) Познакомиться с новой буквой. -2) Узнать какие звуки обозначает эта буква. 3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой. | Играют в игру | Регулятивные: Умение определять и формулировать цель и тему на уроке. Познавательные: Умение добывать новые знания, анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков |
Знакомство с новым звуком | -Произнесите слово «ха-ха-ха», выделяя в нём первый звук. Дайте ему характеристику. -Какую фишку выберите для обозначения нового звука? Произнесите слово «хи-хи-хи», выделяя в нём первый звук. Охарактеризуйте его. -Какую фишку выберите для обозначения нового звука? -Идём дальше. Посмотрите на доску, кто это? - Кто изображен на картинке? - Кто такой пастух? -Произнесите последний звук в слове -[х] -Дайте ему характеристику, какой он? Давайте попробуем разделить это слово на слоги. -Верно, сколько слогов в слове? - Как определили количество слогов. -Позовите пастуха, на какую гласную букву падает ударение? -А посмотрите теперь на экран.Был 1 пастух, а стало? -Назовите, кто они? -Верно, произнесите слово по слогам. -Произнесите 3 слог, в нём 1 звук. Из этих двух слов выделяются звуки [x], [x’]. В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый. В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий. Молодцы - А теперь прочитайте слова в двух столбиках. В азбука на стр.39 - Что можно сказать о данных словах? Что в них общего? - Прочитайте слова с противоположным значением - Прочитайте слова, которые в единственном числе - Прочитайте слова, которые обозначают множественное число. Много чего-то. | Звук [х] согласный глухой, твердый Синюю Это звук [х']. Он согласный глухой, мягкий. (зелёный квадрат). Человек, пасущий скот Согласный, глухой, твёрдый. -Пас-тух. 2 Сколько в слове гласных, столько и слогов У 2 Они пастухи -Пас-ту-хи. - Хи,[х`] Буква «ха» Хорошо, плохо Холод, хлеб Холода, хлеба | Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме |
Упражнение в слушание звука | Игра «Кто внимательнее?» Если в словах встречается звук([х’], покажите зелёную карточку) , а если ([х] –синюю карточку). Хитрый, хруст, хороший, вдохи, запах, хлеб, шорох, мох.(споровое стелящее растение без корней) -Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши. -Ну, вот вы поприветствовали новую букву. - Это буква «Ха» - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» — заглавной и строчной (маленькой). | Дети выполняют условия игры Тренируются на слух воспринимать звуки | Регулятивные: Умение соотносить свои действия с действиями учителя. Коммуникативные: Умение слушать |
Физкультминутка | -Ребята давайте с вами немного отдохнем Мы зернышки (присели) Мы колоски (поднялись, руки вверх потянулись) Скосили колоски (движение руками) Смололи зернышки в муку (потерли ладошки) Замесили тесто (сжимаем-расжимаем кулачки) Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны) Вот какой хлеб получился! | Дети выполняют физкультминутку, повторяют движения за учителем | Регулятивные: Умение соотносить свои действия с действиями учителя. Коммуникативные: Умение слушать |
Работа с буквой | Посмотрите в учебнике.стр.39 -Почему в учебнике две буквы Хх? - Зачем нужна заглавная буква? Имена собственные и начало предложений пишутся с большойбуквы, а остальные слова – с маленькой. - На что похожа буква Ха? Х –на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. - Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков. -А теперь сложите букву «ха»з из карандашей парами. Почитаем слоги в учебнике.стр.39 1ряд -сверху вниз, 2 ряд -снизу –вверх 3 ряд –Громко, где Х – твердый, понижая голос, тихо, где х –мягкий. - Поиграем в игру «Наоборот». Девочки читают слог, а вы, мальчики, произносите его наоборот. ХА (ах) ХИ (их) ХО (ох) ХЕ (ех) ХУ (Ух) Найдём букву в словах. (на экране слова): Читаем слова только с буквой Х. -Ложка, лопата, муха, хлопушка, пастух, хоккей , хорошо, запах. -Прочитайте слова с буквой Х в начале слова (хлопушка, хоккей, хорошо) Прочитайте слова с буквой Х в середине слова (муха) -Прочитайте слова с буквой Х в конце слова (пастух, запах) Очень хорошо, молодцы - А теперь давайте посмотрим на страничку внизу. - Рассмотрите картинку. Что видите? -О чем будет текст? Как вы думаете?- Прочитайте сначала про себя этот текст. - Оправдалось ли наше предположение? - Почему до холодов надо убрать хлеб? - Какие машины работают на полях? - А что делает тракторы? Косилки? Комбайны? - Как назовем текст? - А сколько букв Х в тексте? Давайте посчитаем - Молодцы!! | на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик о том, как убирают хлеб да наступает зима, урожай погибнет тракторы, косилки, комбайны Вспахивают, срезают, перемалывают уборка хлеба 6 | Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме |
Итог урока. Рефлексия | -Давайте расскажем о новых звуках и букве. Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? - Покажите ваше настроение в конце урока. Зелёный- отличное, красное – не плохое. Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке. Спасибо за урок. | Дети оценивают себя | Коммуникативные: Умение высказывать свое мнение и формулировать ответ. |