Конспект прогулки «В гости к Осени»
(наблюдение за осенними изменениями в природе)
для детей логопедической группы
П./сод: углубить знания детей об осенних изменениях в природе, учить замечать и называть признаками осени, формировать умение видеть красоту осенней природы; расширить словарный запас детей, учить рассуждать, отвечать на вопросы полным предложением; приучать детей к посильному труду прививать трудолюбие, желание помогать другим; совершенствовать двигательные навыки, развивать координацию движений; воспитывать желание беречь и защищать природу.
Ход
Восп.: Дети, а вы любите ходить в гости? Давайте мы с вами отправимся в гости, но куда мы пойдём, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают,
Что за время года? – спросим
И ответим: «Это …» (осень)
Восп.: Вот и отправимся с вами в гости к Осени на наш участок/на участке.
- Какое время года сейчас? (Ответы детей)
- Какая осень? (Ответы детей)
- Сколько осенних месяцев вы знаете? (Ответ детей)
- Как они называются? (Ответы детей)
- Какой сейчас месяц? (Ответы детей)
- Ребята, какие приметы осени вы можете назвать? (Ответ детей)
Восп.: Молодцы, вы знаете приметы осени. А наши старшие дети расскажут, какие приметы они знают.
Полина: Осень подойдёт неслышно,
Тихо станет у ворот,
В огороде листик вишни
На дорожку упадёт.
Это первая примета,
Что от нас ушло уж лето!
Эрик: А вторая – куст малины в нитях белой паутины,
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака, словно их покроет тень.
Станет пасмурной река.
Сергей: Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут влажные туманы,
А потом, уж жди не жди, -
Моросящие дожди.
Пеленой затянут просинь,
Значит, наступила осень!
Восп.: Ребята, давайте поиграем в игру «Да – нет» / если примета осени говорим «Да», если не примета осени говорим «Нет».
- Осенью цветут цветы?
- Осенью грибы растут?
- Тучки солнце закрывают?
- Колючий ветер прилетает?
- Туманы осенью плывут?
- Ну а птицы гнезда вьют?
- А букашки прилетают?
- Часть – часть льют дожди?
- Достаем мы сапоги?
- Солнце светит очень жарко?
- Ну, а что же надо делать: куртки, шапки надевать?
Восп.: Дети, вы сказали, что осенью часто идут дожди. Давайте выполним пальчиковую гимнастику «Дождик»
Кап – кап, тук – тук – тук,
По стеклу раздался стук
Это дождик поутру
Разбудил всю детвору.
Кап – кап, дон – дон – дон,
Капли начали трезвон,
Если выйдет гулять
Не забудьте зонтик взять.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Исследовательская деятельность
Восп.: Дети, а что осенью происходит с солнышком? (светит, но не греет)
Давайте с вами проведём опыт с камушками, положим один в павильон, а второй на солнышко.
Восп.: Отгадайте загадку: «Висят на ветке золотые монетки» (Ответ детей)
Почему золотые? А почему листья желтеют?
Ст. дети: Зеленый цвет листьям придает вещество хлорофилл. Он в листьях постепенно разрушается и вновь восстанавливается, если светит солнышко. Летом солнце светит долго и хлорофилл быстро восстанавливается, поэтому листья зелёные. Но наступает осень, солнце меньше и хлорофилл разрушается, а восстановиться не успевает. Поэтому лист желтеет.
Словесная игра «С какого дерева листочек?»
Восп.: Один из признаков осени – холодные, сильные ветры. А сегодня ветер есть? (Ответ детей) Как вы узнали? (Ответ детей) Как ещё можно узнать? (Ответ детей)
Подвижная игра «Ветер – ветерок»
Восп.: Вы слышите, кто-то чихает? /из-за куста появляется Белка – взрослый с веником
Белка: Ой, здравствуйте ребята, вы меня узнали?
Восп.: Что случилось с тобой Белочка, ты заболела?
Белка.: Да, нет, я не заболела, я в своем домике порядок навожу, готовлюсь к зиме. Надо ещё припасы собрать, да боюсь, не успею.
Восп.: Давайте поможем Белочке, соберём припасы на зиму. В одну корзинку соберём орешки, в другую – грибы, в третью – шишки.
Белка: Спасибо ребята, вы молодцы, а за помощь я для вас приготовила игру / достаёт из корзинки листочки – загадки:
Листья в воздухе кружатся
Тихо на траву ложатся
Сбрасывать листья сад –
Это просто… (листопад)
Ветер тучу позовет
Туча по небу плывет
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь)
Стало хмуро за окном
Дождик просится к нам в дом
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)
Растут – зеленеют
Упадут – пожелтеют
Полетают – почернеют (листья)
Холода их так пугают
К теплым странам отправляют
Петь не могут, веселиться,
Кто собрался в стайки… (птицы)
Осенью холодной птица
Среди туч по небу мчится
Сделала прощальный круг
А куда летит? (на юг)
Белка: Молодцы, загадки отгадали, а теперь поиграем.
Малоподвижная игра «Листопад»
Листопад, листопад
Листья желтые летят, летят,
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голый станет сад.
Трудовая деятельность
Белка: Ребята, сегодня утром получила письмо. Оно от Лесовика, давайте его прочтем: «Дорогие дети. Я Лесовик, помогаю природе, подготовился к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки, соберите осенние листочки листочки, палочки. Мне одному не справиться. Лесовик (старшие дети развесят кормушки, младшие собирают листочки и палочки, складывая их в пакеты для мусора).
Белка: Ребята, а под кустиком корзина с яблоками и орешками – это вам за помощь Лесовик отправил, в группе угоститесь. А мне давно пора – до свидания детвора!
Восп.: А теперь можете поиграть в игры по желанию с выносными игрушками.
Индивидуальная работа с Полиной, Дашей, Колей игра «Поймай листочек, цель: упражнять в прыжках на месте; с Сашей – ходьба по бревну, цель: упражнять в равновесии при ходьбе.