Методическая разработка квест – игры с педагогами ДОО
«В поисках театра Буратино»
воспитатель Алексюк Алёна Николаевна
Цель игры: повышение теоретического и практического уровня знаний педагогов о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
Задачи игры:
1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития детей дошкольного посредством театрализованной деятельности.
2. Систематизировать знания педагогов об особенностях организации работы по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.
3. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по организации и проведению театрально-игровой деятельности
4. Активизировать деятельность педагогов.
Материалы и оборудование, необходимое для проведения игры: письмо от Буратино, 4 конверта с заданиями, аудиозапись для выхода героя, сундук с кодовым замком, маркеры или ручки для выполнения заданий, костюм Петрушки, шапка скомороха.
Ход квест – игры:
В зал вбегает Петрушка. В руках у него сундук.
Петрушка:
Внимание! Внимание! Уважаемое собрание!
Важное объявление, всем на удивление!
На входе я сундук нашел, код зашифрованный на нем
Кто код замочка отгадает, что-то важное узнает!
Оставляю вам сундук, ученым всяческих наук!
Ведущий:
Погоди-ка друг Петрушка, и скажи – ка мне на ушко,
Ты про код сам догадался? Или не во всем сознался?
Петрушка:
Был ещё такой конверт, от Буратино Вам привет
в не что-то про код и про секрет,
Отгадать пытался сам, но не смог
Пришел я к вам
Ведущий:
Ну что коллеги, начинаем? Код старинный разгадаем?
Открываем мы конверт, и читаем про секрет!
Письмо от Буратино «Здравствуйте уважаемые знатоки театральной темы! Недавно, исполнилась моя мечта, я покинул труппу Карабаса Барабаса и наконец-то открываю свою театральную школу. Приглашаю вас стать частью моей команды и пройти кастинг на вакантную должность служителя Мельпомены.
Тот, кто кастинг пройдет, код от сундука найдет.
Из сундука он «клад» достанет, и театра служителем станет.
Ну, что ж друзья, мы начинаем, код из 4 цифр собираем»
Задание 1 «Выберите правильное утверждение»
Цель: проверка знаний и подтверждение компетенций педагогов в вопросах театрализованной деятельности
Команда делиться на 2 части
Задание для 1 части команды:
Ответить на вопросы теста «Театрально-игровая деятельность дошкольников». Перед каждым утверждением, стоит Человечек. Выбираем правильный ответ, отмечаем человечка. При помощи пантомимики «передаем» изображение второй части команды.
Задание для 2 части команды
Зарисовать человечков, при помощи шифра разгадать зашифрованной слово, которое подскажет следующее задание, а первой цифрой кода является количество звуков в угаданном вами слове.
Материал для конверта:
1. Какие виды детского творчества формируются в процессе театрализации?
а) исполнительское творчество (речевое и двигательное), оформительское, продуктивное;
б) изобразительное творчество;
в) конструктивное.
2. Что означает термин «инсценировка»? С каким значением он используется в педагогике?
а) приспособление литературного произведения для его постановки в театре (на экране);
б) обучение пересказу знакомого произведения;
в) это смысловое развернутое высказывание, состоящее из логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание.
3. Дайте определение художественно-речевой деятельности детей в ДОУ:
а) обучение пересказу знакомых произведений;
б) формирование связной речи, обучение детей диалогической и монологической речи;
в) деятельность, связанная с восприятием и исполнением литературных произведений, с разнообразными творческими проявлениями в этом плане – придумыванием и разыгрыванием загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов и т.д.
4. Как определяется ролевая игра детей?
а) как перевоплощение;
б) игра на сюжеты современных художественных произведений, содержащая лишь элемент произведения (имя героя, черты характера, отдельный эпизод);
в) осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.
5. Какова роль педагога в организации и проведении театрализованных игр?
а) обогащение опыта детей новыми жизненными впечатлениями;
б) обучение пересказу, многократное повторение произведения, развитие у детей интереса к произведению и мотивации к театрализации, связь с жизнью детей, метод косвенного предложения игры; исполнение роли ведущего педагогом, показ приемов выразительности речи и вождения кукол, создание предметной среды, регулирование игры;
в) ознакомление с художественной литературой и работа с книгой.
Выполнив задание, участники называют загаданное слово «Жесты», определяют, к какому виду коммуникации относятся жесты. Жесты, мимика, пантомимика это виды невербальной коммуникации. Определяют цифру кода и переходят к следующему заданию с надписью на конверте «Невербальная коммуникация».
Задание 2 «Угадайте этапы»
Цель: уточнение и закрепление знаний методики работы по организации театрализованной игры
Как Вы все знаете, самостоятельно освоить театральную деятельность дети даже старшего возраста, увы, не могут. Для этого вам необходимо знать методику работы. На конвертах представлены этапы, Вам необходимо определить этап, вписать его обозначение в пустую клеточку, разложить конверты в правильной последовательности и тогда Вы сможете узнать следующую подсказку, заглянув внутрь конвертов, а общее число находок и будет частью кода.
Материал для конверта:
I этап - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;
2 этап - реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации,
костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).
3 этап - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.
Выполнив задание, участники игры должны собрать аббревиатуру «РППС» переходят к конверту с соответствующей надписью и следующим заданием.
Задание 3 «Определите возраст детей, которому соответствует наполнение уголка»
Цель: уточнить представления педагогов об организации развивающей предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности
Конечно же для эффективного использования театрализованной деятельности, в каждой группе должен быть театральный уголок, наполнение которого должно быть понятно детям, они должны уметь взаимодействовать с куклами, которые выставлены в уголке.
Задание: определите и впишите возраст детей, которому соответствует наполнение уголка. При правильном решении, на обратной стороне с указанным возрастом складывается слово – подсказка, а количество гласных звуков, которых больше всего в данном слове и является частью кода.
Материал для конверта:
В младшем возрасте важно научить детей управлять собственными пальцами, рукой. Поэтому в уголке должен присутствовать пальчиковый театр, настольный театр, театр мягкой игрушки, театр вязаной игрушки, театр игрушки из конуса.
Для среднего возраста кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, знакомятся с театральной ширмой, а также осваивают азы кукловождения. В уголке по-прежнему присутствует пальчиковый театр, настольный театр, конусный театр, а также появляются куклы-перчатки, театр ложек, теневой театр, фланелеграф, магнитный театр, ширма.
В старшем возрасте ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины - держателя ниток, на которые подвешена игрушка. В уголке присутствуют пальчиковый театр, куклы перчатки, куклы-марионетки.
В подготовительной группе ребенок уже может выступать в качестве актера костюмированного театра. Поэтому в уголке, кроме всего, что уже присутствует, добавляются костюмы для переодеваний, драматизаций, театр масок, шапочки.
При правильном решении складывается слово скоморохи, определяется часть кода и участники игры переходят к шапке скомороха со следующим заданием.
Задание 4 «Педагогические ситуации»
Цель: закрепить умения педагога активно анализировать ситуацию, совершенствовать способы продуктивного, творческого решения педагогической ситуации
Задание: необходимо решить 4 педагогические ситуации. После их решения вы сможете отгадать последнюю часть кода от замка (подсказка – количество решенных вами ситуаций).
Материал для конверта:
Ситуация 1. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия, чтобы игра была продолжена.
Ситуация 2. Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» - расстроенный ребенок садится на стул. Какие Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации?
Ситуация 3. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Обсуждается выбор сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок». Ваша реакция в этой ситуации. Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?
Ситуация 4. После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки куклу бибабо и приглашает других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откликаются на предложение. Ваша реакция на сложившуюся ситуацию. Опишите свои действия.
Завершение игры: после прохождения всех станций, Петрушка обращает внимание участников игры на то, что все части кода собраны, можно открывать сундук. В сундуке педагоги находят медали «Служитель школы Буратино».
Рефлексия:
При помощи рук и определенных жестов вы покажите свое отношение к мастер-классу. Поднята одна рука – мастер-класс понравился, подняты обе руки – мастер – класс заинтересовал и поднял настроение, опущенные руки вниз – ничего не изменилось в моём настроении.
Мы отлично поиграли,
Настроение подняли,
А теперь народ хороший,
Дружно хлопайте в ладоши.
Мой сосед такой хороший
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший,
И ему пожму ладоши,
Всем спасибо, всем ура
Вот и кончилась игра!!!
Хочется закончить своё выступление словами Бернарда Шоу «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по 1 яблоку. Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»
Надеемся наш опыт по работы по проведению педагогического совета в форме квест - игры был вам полезен, и вы обязательно будете применять его в методической работе.
Список литературы и источников:
Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников, // Волгоград, издательство «Учитель», 2012;
Нечаева М.Л., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. - УЦ Перспектива, 2014 — 196 с.;
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/02/14/formy-i-metody-metodicheskoy-raboty-v-dou;
Материалы сайтов www.pedsovet.ru, www.dosvozrast.ru.