СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект проведения семинара "Развитие продуктивного (творческого) мышления обучающихся"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие современного общества ставит перед дополнительным образованием цели, которые ориентированы  на воспитание и развитие личности, готовой к активной деятельности, к  достижению успехов. Современное состояние педагогической практики характеризуется переходом к новым образовательным стандартам, которые основаны на деятельностном  подходе,  формировании продуктивного мышления,  реализации  практической направленности обучения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект проведения семинара "Развитие продуктивного (творческого) мышления обучающихся"»

Конспект

проведения районного модельного семинара

«Развитие продуктивного (творческого) мышления обучающихся»


Цель: Повышение педагогической компетенции педагогов по развитию продуктивного творческого мышления обучающихся


Задачи:

1. Раскрыть сущность и особен­ности продуктивного мышления обучающихся.

2. Выявить методы, приемы, способы развития продуктив­ного мышления обучающихся.

4. Создать проект модели развития продуктивного (творческого) мышления».


План проведения семинара


1. Формирование и развитие продуктивного творческого мышления обучающихся на занятиях объединении дополнительного образования детей

Большакова Л.Н., методист МБУ «Темп»

2. Психолого-педагогические основы развития продуктивного творческого мышления у обучающихся

Матафонова Н.М.,

педагог дополнительного образования

МБУ «Темп»

3. Проектирование модели развития продуктивного (творческого) мышления обучающихся

Большакова Л.Н., методист МБУ «Темп»

4. Мастер – классы

Цель: познакомить с системой работы педагогов по развитию продуктивного творческого мышления обучающихся.


- «Практики достижения инсайта в обучении орнаментальному искусству»

Скрипник В.В.

педагог дополнительного образования

МБУ «Темп»


- Развитие творческого мышления на занятиях ИЗО через художественные приемы, техники

Кислова И.Г.

педагог дополнительного образования

МБУ «Темп»


- «Интеллектуальная игра как средство развития критического мышления»

Карева С.А.

педагог дополнительного образования

МБУ «Темп»


5. Рефлексия






Ход семинара


1. Информационный блок. Ориентация участников семинара в теме: «Развитие продуктивного (творческого) мышления обучающихся». Анализ проблемы, варианты решения.






Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период.

Философ Парменид был первым, кто затронул этот вопрос. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений.

Платон считал, что это деятельность, направленная на то, чтобы "вспомнить" те знания, которые были "забыты".

Аристотель – включил такие понятия, как суждение и умозаключение.

Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение.

Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия.


Продуктивное (творческое) мышление - процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью.

Характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям.

Качественными показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.


Стадии развития. Виды мышления

-наглядно-действенное, практическое мышление (является ведущим до 4-5 лет);

-наглядно-образное мышление (ведущее до 6-6,5 лет);

-отвлеченное, абстрактно-теоретическое мышление, словесно-логическое мышление (начинает формироваться в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей).

2. Психолого-педагогические основы развития продуктивного творческого мышления у обучающихся. Условия, качества творческой личности. Упражнения на развитие творческого мышления.


Условия развития творческого мышления





3. Практическая работа. Проектирование модели развития продуктивного (творческого) мышления обучающихся


Участникам семинара предлагается выдвинуть как можно больше идей для разработки проекта модели развития продуктивного (творческого) мышления.

Организуется групповое выполнение задания в течение 10 минут. По окончании работы проводится обсуждение.





4. Мастер-классы

- «Практики достижения инсайта в обучении орнаментальному искусству»;

- «Развитие творческого мышления на занятиях ИЗО через художественные приемы, техники»;

- «Интеллектуальная игра как средство развития критического мышления».



5. Подведение итогов работы семинара. Рефлексия.

Подводятся итоги работы семинара-практикума.


Развитие современного общества ставит перед дополнительным образованием цели, которые ориентированы на воспитание и развитие личности, готовой к активной деятельности, к достижению успехов. Современное состояние педагогической практики характеризуется переходом к новым образовательным стандартам, которые основаны на деятельностном подходе, формировании продуктивного мышления, реализации практической направленности обучения.


Рефлексия. «Чемодан. Мясорубка. Корзина»

У каждого участника семинара на столе лежат листы с изображениями трех предметов: чемодан, мясорубка, корзина.

Чемодан – пригодится в дальнейшем;

Мясорубка – информацию переработаю;

Корзина – все выброшу.


Необходимо отметить только один предмет. Таким образом, определяется эффективность работы семинара.
























Приложение

Материалы семинара


1. Формирование и развитие продуктивного творческого мышления обучающихся на занятиях объединении дополнительного образования детей


Большакова Л.Н., методист

МБУ «Темп»


XXI век характеризуется высокими тем­пами развития науки и техники, созданием «думающих» ма­шин, на которые перекладываются все более и более сложные функции, освобождающие чело­века для творческой деятельности. В соответствии с этим рез­ко возрастают требования к продуктивному, творческому мы­шлению, позволяющему ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях множества вы­боров, открывать новые знания. Для удовлетворения этих требо­ваний необходимо особое внимание уделять развитию у подрастающего поколения продук­тивного мышления.

Дополнительное образование выступает одной из основ будущей практической жизни школьников, способствует становлению гражданской и общественной позиции подрастающего поколения, формированию готовности действовать нестандартно, творчески.

Развитие современного общества ставит перед дополнительным образованием цели, которые ориентированы на воспитание и развитие личности, готовой к активной деятельности, к достижению успехов. Современное состояние педагогической практики характеризуется переходом к новым образовательным стандартам, которые основаны на деятельностном подходе, формировании продуктивного мышления, реализации практической направленности обучения.

Основными условиями, влияющими на формирование продуктивного (творческого) мышления являются:

- индивидуализация образования;

- исследовательское обучение;

- проблематизация.

Развитие продуктивного творческого мышления осуществляется на различных этапах занятия:

- во время определения цели работы, решения учебных задач;

- актуализации и мотивации учебной деятельности;

- во время изучения нового материала;

- в процессе выполнения практической работы учащиеся обучаются творчески применять имеющийся багаж знаний и умений, решая поставленные перед ними задачи или проблемы. Именно практическая деятельность учащихся основана на продуктивной мыслительной деятельности, которая раскрывает богатые возможности самостоятельного творческого приобретения знаний, их широкого применения на практике;

- на этапе закрепления нового материала обучающимся может предлагаться вариант заданий более сложного уровня (на развитие продуктивного мышления);

- при подведении итогов и рефлексии.

Реализация практической направленности обучения требует усиления внимания со стороны педагога к организации продуктивной деятельности учащихся по формированию умений и освоению учебных действий. Работа над формированием навыков продуктивного мышления у учащихся дело важное и необходимое. Поиск путей активизации продуктивной (творческой) деятельности обучающихся является одной их неотложных задач педагогов.

Развитие продуктивного мышления обучающихся будет проходить эффективнее, если:

- обучение носит проблемный характер (проблемные ситуации при решении нестандартных задач);

- используются групповые формы работ;

- познавательная деятельность носит активный, самостоятельный характер;

- обучение осуществляется на высоком уровне трудности.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми современному образованию, творческую основу деятельности должны составлять такие педагогические и психологические концепции, как развитие творческого мышления, поэтапное формирование умственных действий, проблемное обучение.

Как определить, насколько развито творческое мышление у обучающихся? Существуют различные методики, но самая популярная из них - тест Торренса:

- результатом его исследований стала знаменитая «гипотеза порогового значения», заключающаяся в следующем: уровень интеллектуального развития и творческое мышление находятся в прямой зависимости при низком IQ, по мере повышения интеллектуальности зависимость между ними теряется.

Изучение творческого мышления в современной психологии проводится с использованием следующих методов:

- анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку;

- использование наводящих задач;

- использование «многослойных» задач;

- личностные опросники и проективные тесты;

- специальные тесты креативности.

Существует множество приемов, позволяющих развить продуктивное творческое мышление. Вот некоторые из них:

- Упражнения на развитие видов мышления (н., творческое мышление)

а) Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.

б) Осмотрите кабинет, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.)

- Игра;

- Метод временных изменений;

- Решение задач на смекалку;

- Решение нестандартных задач;

- «Мозговой штурм». Перед обучающимися ставится определенная задача, требуется выдвинуть как можно больше идей для ее решения;

- Проектный метод;

- ТРИЗ-технология (расширение кругозора и отход от общепринятых стандартных методов решения);

- Теория Уоллеса (творческий подход к решению проблемы требует невероятных усилий мозга и напряжения в начале и отход от проблемы, отвлечение впоследствии);

- Ментальные карты или интеллект-карты (развитие ассоциативного мышления);

- Метод «шести шляп» (любую проблему можно рассматривать с разных углов зрения, шесть шляп – шесть направлений мышления).

Все эти способы развития творческого мышления помогут разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления

Современные образовательные технологии, способствующие развитию продуктивного мышления:

  • Технология учебно-поисковой деятельности;

  • Технология развития критического мышления;

  • Технология развития креативного мышления;

  • Технология проектной деятельности;

  • Технология проблемного обучения;

  • Информационные технологии обучения;

  • Игровые технологии обучения;

  • Технологии обучения в сотрудничестве.

В настоящее время, педагогу дополнительного образования предоставлена большая свобода для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, в которой предусмотрена вариативность обучения и которая представляет широкое поле для деятельности педагога.

Проблема творческого мышления имеет долгую историю. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет. О глубоком интересе к этому предмету можно судить по уходящему вглубь веков стремлению создать "теорию творчества", вернее, по многократным попыткам ее построения.

Вечность этой проблемы заключается в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно многообразных формированиях, проявлениях и применении.

Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать продуктивное творческое мышление - способность, которой, пусть в разной степени, обладает каждый человек.

Если создать условия для развития продуктивного (творческого) мышления, заинтересовать обучающихся, привести их к "открытию" новых знаний, использовать на занятиях задачи с нестандартными решениями, требующие независимости мышления, оригинальности и изобретательности, то у обучающихся будут сформированы навыки продуктивного творческого мышления, повысится мотив к учению и будут развиваться творческие способности.



Приемы развития продуктивного (творческого) мышления обучающихся


Тест Торренса

Американский психолог Элис Пол Торренс в середине прошлого столетия задался вопросом, есть ли зависимость между уровнем интеллекта и степенью творческого мышления.

Результатом его исследований стала знаменитая «гипотеза порогового значения», заключающаяся в следующем: уровень интеллектуального развития и творческое мышление находятся в прямой зависимости при низком IQ, по мере повышения интеллектуальности зависимость между ними теряется

Он создал тест, в котором степень креативности испытуемого оценивается по 5 параметрам:

  1. Беглость – сколько новых идей может выдать испытуемый за определенный промежуток времени;

  2. Оригинальность – степень похожести этих идей на идеи других испытуемых;

  3. Абстрактность – способность к обобщению и оперированию отвлеченными понятиями;

  4. Проработанность – степень подробности в описании идеи;

  5. Устойчивость – способность доводить начатое дело до конца.


Упражнения на развитие видов мышления:

Наглядно-образное мышление

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».

  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: О чем вы беседовали? Каким было помещение?

Словесно-логическое (абстрактное) мышление

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».

  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.

Наглядно-действенное мышление

  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.

  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.


Мозговой штурм

Заключается в следующем. Заранее собирается команда из нескольких обучающихся. Перед обучающимися ставится определенная задача, требуется выдвинуть как можно больше идей для ее решения. Фишка в том, чтобы раскрепостить воображение, дать ему волю, в результате верное решение может найтись в совершенно неожиданном виде. Как только будут выработаны все возможные решения, отбирают самые удачные из них и проводят детальный анализ каждого. (Проектный метод.)


ТРИЗ – технология

В 40-е годы минувшего века в нашей стране была создана методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Владение приемами ТРИЗ подразумевает:

- умение выявлять суть задачи;

- видеть основные направления поиска решений;

- систематизировать процесс сбора необходимой информации;

- владение как логическим, так и нелогическим способом мышления;

- расширение кругозора и отход от общепринятых стандартных методов решения.


Теория Уоллеса

В 1926 году Грехем Уоллес создал теорию, согласно которой творческий подход к решению проблемы требует невероятных усилий мозга и напряжения в начале и отход от проблемы, отвлечение впоследствии.

Данный метод предполагает цикличность процесса творческого мышления. Рассмотрение задачи происходит в четыре стадии:

1. Подготовка. Анализ имеющихся данных, попытка разрешить проблему самостоятельно. Напряжение, мобилизация всех сил;

2. Инкубационная стадия. Усталость, переключение внимания на другие задачи, так как текущая проблема решению так и не поддается. Мозг чуть расслабляется, но подсознание продолжает по инерции искать ответы на поставленный вопрос;

3. Озарение (инсайт). В голову вдруг «внезапно» приходит идея верного решения;

4. Проверка. Производятся нужные анализы и расчеты, чтобы эту идею либо утвердить в качестве действительно правильного решения, либо опровергнуть.


Ментальные карты

Основатель данной методики Тони Бьюзен считал, что творческая креативность умственной деятельности человека находится в прямой зависимости от степени развития ассоциативного мышления.

Он предложил для быстрого нахождения решения поставленной задачи рисовать ментальные карты, или интеллект-карты.



Метод «шести шляп»

Прием разработанный Эдвардом де Боно – метод шести шляп – предполагает режимность мышления человека. Любую проблему можно рассматривать с разных углов зрения. Де Боно предлагает «примерить» шесть шляп-направлений мышления, подробно проанализировав и хорошенько рассмотрев поставленную задачу с каждого ракурса.

1. Белая шляпа – научный подход. Анализируются факты и цифры, выявляются «пробелы», которые нужно восполнить, найти недостающую информацию;

2. Черная – критическая оценка ситуации, выявление «подводных камней», недостатков и возможных рисков;

3. Желтая – взгляд оптимиста. Явные плюсы и выгоды решения проблемы, отдаленные перспективы;

4. Красная – эмоциональная оценка ситуации. Интуитивное решение;

5. Зеленая – креативный подход, нестандартность;

6. Синяя – управление. Вырабатывается общий алгоритм решения конкретной задачи. Систематизируются все ранее высказанные точки зрения, объединяются в одну логическую линию.

Метод достаточно прост для понимания и предполагает системность рассмотрения проблемы, может использоваться в обучении детей, даже самых маленьких.



































2. Психолого-педагогические основы развития продуктивного творческого мышления у обучающихся. Условия, качества творческой личности. Упражнения на развитие творческого мышления.

Матафонова Н.М.,

педагог дополнительного образования

МБУ «Темп»



Огонь сердца

Одна звёздочка мечтала побывать на Земле и помочь людям.

— Звезде нельзя приближаться к Земле. Твой огонь сожжёт её, — сказала звёздочке мама-звезда. — Ты можешь подарить людям лишь крохотную искру своего огня. Пусть эта искорка зажжёт огонь в сердцах людей.

Звёздочка так и сделала. Прилетела звёздная искорка на Землю и зажгла звёздным огнём тысячи сердец. Поднимались головы людей, загорались их глаза, и они говорили:

— Я напишу поэму, которая наполнит мир любовью и красотой!

— Я построю величественный храм!

— Я посажу прекрасный сад в бесплодной пустыне!

Прошло время, и искорка увидела, что лишь немногие стали настоящими творцами, а остальные забыли о своих мечтах.

Вернулась искорка в звёздную семью и заплакала:

— Мой огонь оказался слишком слабым. Он зажёг тысячи сердец, но потом многие из них погасли.

— Не горюй, искорка! — сказала звёзда. — Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп, но нужно, чтобы каждая лампа поддерживала огонь своим собственным горючим.

Притча от Александры Лопатиной





ЧЕЛОВЕК ТВОРЧЕСКИЙ – ЭТО ВСЕГДА ЧЕЛОВЕК ДЕЯТЕЛЬНЫЙ



Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

- точность выполнения заданий.


1. Чтобы у детей развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

«Чтобы войти в мир творчества, нужно пройти три горы:

Первая гора называется «Трудно». Помни подсказку «Если трудно – будь смелей и старайся сильней» - шёпотом её приговаривай и тогда одолеешь ты эту гору.

Вторая гора называется «Скучно». «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей».

Третья гора «Неудача». «Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться».

2. Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка.

1. Кто твой любимый герой?

2. Какой он? (качества, привычки, поведение, что его отличает от остальных героев)

3. Почему он тебе так полюбился или понравился?

4. Расскажи запомнившийся эпизод из этой книги.

5. Какие новые слова ты встретил, читая эту книгу?

Полезно завести тетрадь или блокнот для того чтобы ребёнок записывал в нём новые слова, полюбившиеся эпизоды, фразы.

Копилка «Копилка слов» или «Коллекция красивых фраз» или «Подборка эпизодов из книг».

3. Личность педагога




4. Качества творческой личности


3. Стремление к максимально глубокому исследованию проблемы.

4. Высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем.

5. Индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса.

6.Проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

7. Умение планировать свою деятельность является залогом успешности человека в обучении и в любой другой деятельности.


«Важно. Срочно»

Обучающимся предлагается распределить свои дела на неделю на более или менее важные и срочные.

В таблице заполняются четыре поля:

1. Важно, срочно.

2. Важно, не срочно.

3. Не важно, но срочно.

4. Не важно и не срочно.



Срочно

Не срочно

Важно

1

2

Не важно

3

4


8. Работа в группах

НАШ ПЛАН РАБОТЫ

Что?

(действие)

Зачем?

(цель)

Где?

(место)

Когда

(сроки)







Помни!

-Ни в коем случае не планируй много дел сразу

-Планируй только ту работу, которую ты реально сможешь выполнить

-Планируй с запасом, план не должен быть напряжённым

-При планировании чередуй выполнение умственной и физической работы, не забудь запланировать отдых.





РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВНУТРИГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Руководитель группы

-несёт ответственность за ход внутригрупповой работы;

-всегда готов взять инициативу на себя;

-отвечает за результат работы группы.

Хронометрист

-следит за соблюдением времени;

-контролирует рациональность использования времени.

Секретарь

-ведёт необходимые записи;

-оформляет результаты работы группы.

Генератор идей

-высказывает идеи (любого рода, даже если они фантастические);

-предлагает различные способы решения проблем.

Критик

-подвергает сомнению решение группы;

-находит и предлагает препятствия на пути к цели.

Задание «Если звёзды зажигают…».

Обучающимся предлагается оценить свой личный вклад с помощью звёзд.



- «жёлтый карлик» - вклад незначительный



- «красный гигант» - вклад значительный



- «чёрная дыра» - что-то не получилось



Звёзды прикрепляют на доску.

Проводится коллективное обсуждение «звёздного неба».

9. Упражнения на развитие творческого мышления

1. Обучающимся предлагают отгадать загадки:

- До каких пор заяц бежит в лес?

-Какая женщина не смотрится в зеркало?

-Каких камней нет на дне моря?

10. «Поиск нестандартных решений»

Обучающимся предлагается найти необычное применение обычным предметам:

-кирпич;

-ваза;

-коробка от конфет;

-флакончик от духов.

Нужно привести как можно больше решений.

11. «Самое длинное предложение» Предлагается составить самое длинное предложение со словом «творчество».

Эти упражнения можно применять в качестве разминки в начале занятия.

12. «Копилка воспоминаний»

13. Игры из серии «Ассоциации»

1. Детям предлагается придумать и нарисовать, каким бы они могли бать цветком сейчас и в будущем.

2. Вера в себя или уверенность в себе у каждого свои и чтобы ребята осознали это, предлагают игру в ассоциации. «Если бы ваша вера в себя была деревом, то каким? Если погодой, то какой?»

3. Ребятам предлагается рассказать, что они могут увидеть вокруг себя, почувствовать, если превратятся в камушек, травку, облако, потолок. Делается вывод о том, что из разных позиций один и тот же предмет или явление видятся по-своему.

14. Привести как можно больше определений для слов.

15. Игры

1. «Золотая рыбка»

2. «А если…»

-«А если сделать наоборот?»

-«А если изменить форму объекта?»

-«А если взять другой материал?»

-«А если уменьшит или увеличить объект?»

3. «Не выходя из комнаты»

4. «Что было бы, если…»











































3. Проектирование модели развития продуктивного (творческого) мышления обучающихся


Большакова Л.Н., методист

МБУ «Темп»



Участникам семинара предлагается выдвинуть как можно больше идей для разработки проекта модели развития продуктивного (творческого) мышления.

Организуется групповое выполнение задания в течение 10 минут. По окончании работы проводится обсуждение.

Задания командам:

1. Методы изучения продуктивного (творческого) мышления.

2. Условия развития продуктивного (творческого) мышления.

3. Методы, приемы, способы выявления и развития продуктивного (творческого) мышления.

4. Современные образовательные технологии, способствующие развитию продуктивного (творческого) мышления.




Комментарии к выполнению работы

1) Методы изучения творческого мышления

Эмпирическое изучение творческого мышления в современной психологии проводится с использованием следующих методов.

Анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалку, требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает.

Использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной.

Использование «многослойных» задач. Испытуемому дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз, заново находя решения. Творческий человек проявит «интеллектуальную инициативу» и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения.

Некоторые шкалы личностных опросников и проективных тестов могут давать информацию о выраженности творческого начала в мышлении человека.

Специальные тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т.е. таких, которые не имеют какого–то одного правильного решения и допускают неограниченное число решений.





2) Условия развития творческого мышления

Если создать условия для развития продуктивного (творческого) мышления, заинтересовать обучающихся, привести их к "открытию" новых знаний, использовать на занятиях задачи с нестандартными решениями, требующие независимости мышления, оригинальности и изобретательности, то у обучающихся будут сформированы навыки продуктивного творческого мышления, повысится мотив к учению и будут развиваться творческие способности.






3) Современные образовательные технологии, способствующие развитию продуктивного (творческого) мышления









Результатом нашей работы стал проект модели развития продуктивного творческого мышления обучающихся


4. Мастер-классы

Мастер – класс «Практики достижения инсайта в обучении орнаментальному искусству»

Скрипник В.В.

педагог дополнительного образования

МБУ «Темп»


Как сложному учиться по-простому?


- Добрый день! Я очень рада всех вас видеть! Спасибо, что вы все пришли! И говорить мы будем о том, как научить ребенка продуктивно и творчески мыслить. Например, представьте себе замученного первоклассника, которого мама терзает какой-то простой задачей. Ну, например, «Машина ехала со скоростью 60 км в час 2 часа. Сколько проехала машина за это время? Что нужно сделать?» Испуганный ученик говорит: «Раз-де-лить.» «А если подумать?» - настаивает мама. «Ум-но-жить» - отвечает ребенок. «Ну вот-вот, молодец!» Вот собственно, если подумать, мама говорила, а что такое подумать, она не объяснила. И это осталось большим пробелом, потому что по большому счету единственная возможная вещь в мышлении - это перебор вариантов. Ничего другого нам не дано природой. А перебирать варианты мы можем только те, которые есть у нас в голове.

Так перед педагогами стоит задача не столько дать набор знаний, сколько научить находить всевозможные варианты решений задач, грамотно оперировать ими, т.е. заполнить тот пробел, о котором я говорила выше. А значит, научить детей продуктивно и творчески мыслить.

-Я занимаюсь с детьми по дополнительной развивающей программе художественной направленности «Орнамент». В ДПИ в основном оперируют образами, т.е. объектами или явлениями, мысленно воспринимаемыми нами из окружающей среды. При этом каждым воспринимается свой мысленный образ, глядя, например, на какой-то предмет или произведения искусств. И представление это связано с индивидуальным жизненным опытом созерцателя, с его ассоциациями, его умением анализировать, сравнивать, обобщать, т.е. мыслить. Поэтому в работе с детьми я часто использую разнообразные приемы развития продуктивного творческого мышления. Как применяю их на занятиях в обучении детей, мы рассмотрим сегодня на МК.

Игра на развитие умения обобщать и выделять закономерности «Найди общее». Стимульный материал - набор карточек с изображением стихий «воды», «огня», «земли», «воздуха». Например, в наборе «Горы»: пейзаж гор, знак дорожного движения «крутой спуск», географический знак «отметки высот», орнаментальный мотив гор.

Выбираем «Фокус-группу», количеством 4 человека, где каждые 2 участника решают поставленную перед ними задачу.

- Задача участников «Фокус-группы» определить, что общего на картинках и назвать это одним словом. Затем предъявить педагогам для отгадывания в порядке «от сложного к простому».

(Параллельно проводится игра «Найди общее?» с остальными участниками МК по окончании которой, ее продолжают участники «Фокус-группы»).

- Спасибо большое участникам «Фокус-группы» за помощь!

- И так, по какой теме орнаментики мы будем сегодня с вами работать? Какие символы используются в орнаменте? (Ответы педагогов).

- Скажите, пожалуйста, вам интересно было работать? Вы для себя узнали что-то новое?

На каком этапе занятия с детьми целесообразно применять данный прием и почему? (Ответы педагогов).

- Спасибо! Конечно, такой способ подачи учебного материала мотивирует ребенка на получение нового знания, создает благоприятный климат для развития образовательной инициативы, а главное способствует развитию всех операционных компонентов мышления.

- Что такое «символ?» (Ответы педагогов).

- Символ - это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение.

- Уважаемые педагоги, познакомив вас с орнаментальной символикой, я предлагаю вам перейти к самостоятельной работе и попытаться проявить свои творческие способности в разработке тематического орнаментального символа. Тема актуальная на сегодняшний день: «100-летие системы Дополнительного образования».

- Для более продуктивной творческой деятельности я предлагаю упражнение на развитие ассоциативного мышления «Цепочка ассоциаций». Оно направлено в первую очередь на расширение круга ассоциаций и развитие ассоциативной памяти.

(Работа ведется сначала коллективно.)

- И так, начинаем. Например, «дополнительное образование» - что это- …- дети - общество - творчество – занятия – спорт и т.д. (Ответы педагогов).

Педагоги говорят свои слова ассоциации, а ведущий записывает их на доске цепочкой. Далее работа ведется по желанию участников МК - групповая или индивидуальная форма работы.

- Можно дополнять ассоциативные связи, объединять в группы отдельные слова и связи, рассматривать различные варианты решения задачи. Имеющиеся слова ассоциации и их связи нужно представить в виде орнаментальных символов, графических знаков. А по окончанию работы дать объяснительную концептуальную трактовку своему символу или знаку, таким образом, защитив свою работу публично.

(Защита творческих работ участников МК.)

- Спасибо всем педагогам огромное за проделанную работу и помощь в проведении МК. И закончить я хочу словами, что обучая детей сложному, я стараюсь научить их идеям, способам, методам, развивающим мышление, чтобы им при этом было просто и интересно, и они получали от этого удовольствие. А вам было просто в работе на МК? (Ответы педагогов).

- До свидания! Успехов всем в работе!




Мастер – класс «Развитие творческого мышления на занятиях ИЗО через художественные приемы, техники»

Кислова И.Г.

педагог дополнительного образования

МБУ «Темп»


Тема: Кляксография - выдувание краски через соломинку, трубочку.


Цель: Передать опыт изготовления инновационных продуктов, полученных в результате творческой деятельности

Задачи:

  • Познакомить с техникой «кляксография» и получить первоначальные навыки работы в ней;

  • Развивать интерес к нетрадиционным техникам изображения;

  • Способствовать развитию творчества


Презентационные материалы:

- альбомные листы,

- гуашь или тушь,

- крупная кисть,

- трубочка для напитков,

- вода в баночке, влажная тряпочка - вытирать руки, если запачкаются.

Ход работы


Техника рисования «Кляксография» (рисунок кляксами, выдувая их через соломинку) - это очередное волшебство среди наших уроков рисования. На первый взгляд - она непонятно и вроде браться за нее не хочется, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно сам рождается! Да, капельки краски расставляет Художник, по своему замыслу, но раздувая их - он уже не может точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Рисуя, Вы будете наслаждаться красотой этого Действа! Вы научитесь использовать случайные эффекты  в качестве основы для творчества!


Технология выполнения рисунка

Нанести разведенную краску и большой кистью, на нижнюю часть листа, наносим большие капли краски. Через трубочку дуть на краску и одновременно направлять растекание линий в нужном направлении т.е вверх. Если нужно удлинить линию, на кончик линии добавляем капельку краски и продолжаем наращивание веток выдуванием. В итоге можно украсить ветки различными элементами (листочки, кляксочки, кружочки и т.д)

Последовательность выполнения работы методом " Кляксография "

Шаг 1. Широкой кистью закрашиваем фон в любой цветовой гамме (теплая, холодная, контрастная).

Шаг 2. Обмакитваем кисть в краску и наносим большие капли краски на нижнюю часть листа. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается.

Шаг 3. Берем трубочку, и дуем через нее на капли краски, они превращаются в кляксы, линии, если нужно удлинить ветку, на кончик линии добавляем капельку краски и продолжаем наращивание веток выдуванием.

Фишка! Получатся очень красивые эффекты перехода, если капли краски будут разных цветов.

4. Практическая работа.

4.1. Инструктаж безопасности при работе.

4.2. Предупреждение ошибок.

4.3. Работу можно выполнять в парах или самостоятельно.


Итог занятия

Результат: неожиданный эффект, при котором краска растекается в виде красивых деревьев, веток с причудливыми очертаниями. Изображения приобретают реальность, отличающуюся ажурностью и четкостью очертаний, придает рисунку неожиданную прелесть.

Выставка и обсуждение работ.





Мастер – класс «Интеллектуальная игра как средство развития критического мышления»

Карева С.А.

педагог дополнительного образования

МБУ «Темп»





5. Подведение итогов работы семинара. Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Подводя итоги работы семинара-практикума, предлагаю вам выполнить задание: Расположите виды мышления в порядке формирования, по годам.

Предметно - действенное (наглядно - действенное) мышление – … 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.

Наглядно-образное мышление – … с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.

Словесно-логическое мышление – … начинает формироваться в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.


Развитие современного общества ставит перед дополнительным образованием цели, которые ориентированы на воспитание и развитие личности, готовой к активной деятельности, к достижению успехов. Современное состояние педагогической практики характеризуется переходом к новым образовательным стандартам, которые основаны на деятельностном подходе, формировании продуктивного мышления, реализации практической направленности обучения.


Рефлексия. «Чемодан. Мясорубка. Корзина»

У каждого на столе лежат листы с изображениями трех предметов: чемодан, мясорубка, корзина.

Чемодан – пригодится в дальнейшем;

Мясорубка – информацию переработаю;

Корзина – все выброшу.


Вам необходимо отметить только один предмет. Таким образом, мы определим эффективность работы нашего семинара.


В заключение хочу повторить эпиграф нашего семинара-практикума: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» (Т.Эдисон)


Желаю вам как можно больше творческих мыслей, как можно больше творческих побед. Учите детей продуктивно и творчески мыслить.