ТРЕНИНГ для молодых педагогов
«Профессиональная адаптация молодого педагога»
Цель: способствовать успешному вхождению молодых педагогов в профессиональную деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для знакомства участников группы.
2.Содействовать повышению у педагогов уверенности в себе.
3.Способствовать снятию внутреннего напряжения.
4.Способствовать созданию непринужденной обстановки общения.
Методическое обеспечение: бейджики по количеству участников, ручки, мешочек с мелкими предметами, метафорические карты «Пословицы и поговорки», мультимедийная презентация, мяч.
План проведения.
1.Вводное слово.
Здравствуйте уважаемые педагоги! Напишите пожалуйста на бейджеках свои имена. При желании, Вы можете украсить имя каким-либо рисунком или смайликом. Мы тоже совсем недавно были молодыми специалистами, как и Вы…чувствовали тоже что и Вы….волновались, переживали, испытывали робость перед учителями, с большим опытом работы..
Сегодня мы часто будем говорить о Ваших чувствах….Работа будет проходить в неформальном режиме. Но для этого, Вам нужно быть активными, в хорошем настроении, веселыми, бодрыми!
1.Упражнение «Комплемент».
Цель: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов. Создание позитивных установок на доверительное общение.
Описание: Участники встают в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательным подчеркиванием индивидуальности партнера. Например: «Я рад тебя видеть, хочу сказать, что ты выглядишь отлично!» и т.п.
2.Теоретическая часть.
Первые годы работы для молодого специалиста, непростые Т.к важно суметь адаптироваться в новом коллективе, в новых условиях.
Когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.
Раскрытию потенциала молодого педагога может способствовать осознание своей позиции, которую он занимает по отношению к детям. Поговорим о 7 самых распространенных позиций…
1.Диктаторская.
Педагогу нужны послушные и умелые дети. Для достижения своих целей он применяет: крик, наказание, диктат, наставление. Педагог не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: дети овладевают тем набором умений, знаний, которые необходимы педагогу в достижении послушания.
2. Стереотипная.
Педагог- благородный человек. Он точно знает, как себя следует вести. Он искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение ребенка не вписывается в те или иные рамки, которые он считает единственными верными, он считает единственно правильным наказать малыша. Позиция педагога приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведение стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что педагог считает себя образцом подражания.
3. «На авось!»
Педагог надеется, что все как-нибудь само собой обойдется. Позиция педагога- приводит к трудностям планирования и анализирования собственных действий.
4. Безразличная.
Окружающая действительность для педагога данной позиции не существует. Либо безразличие, либо как помеха своим действиям. Педагог, занимающий данную позицию, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе.
5. Гиперопека.
Педагог воспринимает детей, как своих цыплят. Сначала долго высиживает их. Потом бдительно за ним присматривает. Педагог постоянно тревожится о них, кудахчет, прячет под свое крыло. Такой педагог наносит ущерб психике ребенка. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
6. Повелевания.
Цель педагога- власть над миром, и в частности над детьми. Педагог искусно воспитывает подчиненных, дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что- либо по собственному желанию
7. Друг
Педагог данной позиции- весьма образован, хорошо рассказывает, воспитан и точно представляет, как вести себя в тех или иных ситуациях. С другой стороны, педагог данной позиции прекрасно разбирается в детях, в их чувствах, эмоциях, мыслях, желаниях, т.е. знает детей как бы «изнутри». Педагог- друг преследует одну цель- развитие ребенка.
У каждого из присутсвующих здесь педагогов своя позиция воспитания, но из услышанного мы можем сделать вывод, что самая оптимальная позиция- позиция Друга.
4.Упражнение «Моя профессия, похожа на….»
Кто-то из Вас работает учителем совсем недавно, а у кого-то уже есть небольшой опыт…И возможно у каждого, уже сложилось полное представление о своей профессии….
Цель: дать возможность участникам соотнести образ своей профессии с накопившимся опытом работы.
Описание: участники садятся в круг и по очереди достают из мешочка какой-либо предмет, продолжая фразу «Моя профессия похожа на…., потому что….»
5.Упражнение «Мое сегодняшнее настроение» (рефлексия).
Цель: раскрепощение членов группы, вербальное и невербальное общение, осуществление диалога «внутреннее-внешнее», установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.
Описание: участникам предлагается выбрать для себя карточку с той или иной пословицей и поговоркой. А затем провести параллель «Мое сегодняшнее настроение похоже на эту поговорку, потому что….»
6. Анкета обратной связи
Уважаемые коллеги!
Ваше мнение о прошедшем тренинге очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной.
Пожалуйста, оцените тренинг, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5 бальной шкале, где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной. Будем рады получить ваши комментарии к вопросам.
Общая оценка тренинга: 1 2 3 4 5
Насколько материал тренинга обладает для вас: практической ценностью 1 2 3 4 5
Насколько комфортно вы чувствовали себя на тренинге: 1 2 3 4 5
Ваше общеё впечатление о тренинге (представьте, что Вам нужно в нескольких словах описать его другу или знакомому):________________________________________________
______________________________________________________________________________
Какая информация на тренинге была наиболее интересной и полезной для Вас?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________