СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект психопрофилактического занятия с детьми старшего дошкольного возраста, посвященного Дню толерантности: "Все мы такие разные, но мы вместе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект психопрофилактического занятия для детей подготовительной группы ДОУ с использованием ИКТ. Материал содержит фото фрагментов занятия и самоанализ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект психопрофилактического занятия с детьми старшего дошкольного возраста, посвященного Дню толерантности: "Все мы такие разные, но мы вместе"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Мир детства»





































Конспект открытого

психопрофилактического занятия, посвященного

«Дню толерантности»







«Все мы такие разные, но мы вместе»

















Подготовил: педагог-психолог

МБДОУ ЦРР №5

«Мир детства» (ул. Бондаренко, 25)

Александрова М.О.



Дата проведения: 15.11.2017 г.

г. Тула





Вид занятия: Социально – личностное.

Тип занятия: Психопрофилактическое


Возраст детей: 6-7 лет (дети подготовительной группы).


Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей 10-12 человек.

Предварительная работа: проведение беседы на тему «Что такое дружба?», изучение пословиц, стихотворений и песен о дружбе, подвижных игр и физкультминуток, прослушивание аудиозаписи детских песен о дружбе, чтение сказок о дружбе.

Оборудование: презентация с изображениями фрагментов сказки, коллективной фотографией группы; шкатулка с зеркалом внутри; ватман для коллажа; заранее нарисованные детьми «автопортреты» для размещения на коллаж; стол для рисования песком, декоративные камушки для украшения «Цветка дружбы»; мелодичная музыка для сопровождения игры «Волшебная шкатулка» и творческой деятельности детей.

Цель занятия: Формирование у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим.

Задачи:

  1. Формировать у детей понимание терпимого отношения к уникальной личности другого человека;

  2. Воспитывать навыки дружелюбного отношения друг к другу и развивать коммуникативные компетенции детей;

  3. Развивать навыки самостоятельной подгрупповой работы и межличностного взаимодействия друг с другом;

  4. Развивать умение высказывать собственное мнение, опираясь на личный чувственный опыт и предлагаемую ситуацию;

  5. Развивать мелкую моторику, творческое мышление и воображение;

  6. Формировать навыки саморегуляции эмоциональной сферы и поведений, эмпатии, рефлексии.

Ход занятия

Орг. момент.

Игра «Ласковое имя»

Дети становятся в круг. Каждый ребенок по очереди здоровается со своим соседом, держа в руках мяч, затем передает мяч следующему участнику группы.

Инструкция: «Здравствуйте ребята. Сегодня, чтобы поприветствовать друг друга, мы будем здороваться по очереди со своим соседом. Но называть его будем ласково. Например: «Здравствуй, Юлечка!»


Основная часть


  1. Введение в тему занятия

Инструкция: «Ребята! Чтобы узнать, о чем мы сегодня поговорим, я расскажу вам фрагмент сказки.

Послушайте ее внимательно! А затем ответьте на мои вопросы!». Психолог читает фрагмент сказки и показывает соответствующие изображения на интерактивной доске.

Фрагменты сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

«В одном большом городе жил крокодил по имени Гена. (на экране картинка).

Работал он в зоопарке крокодилом.

Однажды крокодил Гена дал объявление, что хочет найти себе друга. К нему по объявлению пришел Чебурашка – неизвестный науке зверь (картинка на экране).

А потом пришли лев Чандр, жирафа Анюта, известный во всем городе двоечник Дима, обезьянка Мария Францевна и практически круглая отличница Маруся (картинка).

И тогда звери и дети решили построить Дом дружбы, в который каждый сможет прийти и подобрать себе друга».

Вопросы:

  1. О чем эта история?

  2. О чем было объявление крокодила Гены?

  3. Кто пришел к Гене?

  4. Как вы думаете, животные, которые пришли по объявлению, отличались друг от друга?

  5. Почему они пришли к крокодилу? Что их объединяет?

Ребята, сегодня мы поговорим о том, чем мы отличаемся друг от друга и что нас объединяет.


  1. Игра «Волшебная шкатулка»

Инструкция: «Сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит шкатулку, должен открыть глаза, и заглянуть вовнутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему, и передайте дальше».

После того, как в шкатулку заглянет каждый, задаются вопросы:

  1. Кто самый уникальный и неповторимый человек на свете?

  2. Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

  3. Как мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

«Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в этом роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью, и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какими мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью».


  1. Динамическая пауза


«Я в деревне отдыхаю»

Я в деревне отдыхаю, Руки на коленях ладошками вниз. Хлопать по коленям ладонями

Всех зверей домашних знаю: Разводить и соединять пальцы левой руки.
Кролик, лошадь и коза, Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого.
Кот, корова и свинья. Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого.
А еще баран с овцой, Показать двумя руками барана и овечку
Да верный пес - Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»
Помощник (пожать одной рукой другую) мой (руки к груди).


«Шла коза по мостику»

Шла коза по мостику (марш) и виляла хвостиком (показ хвостика сзади), зацепилась (повороты корпусом с руками) за перила (встать на носочки, руки вверх), прямо в речку угодила (сесть на корточки, голова вниз)!


  1. Задание «Что нас объединяет?»

Инструкция: «Ребята, давайте подумаем, что нас объединяет, что у нас общего?»

На экране фото группы.

«А теперь, давайте, сформулируем правило дружелюбного человека. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять!

Давайте подумаем, кто такой дружелюбный человек?

Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя». Это правило, мы сохраним в наших сердцах, делах и поступках»! 



  1. Итоговые работы детей

Инструкция: «Дети! Посмотрите!

Я приготовила для вас интересные задания. Для их выполнения разделимся на 2 группы.

1я группа составляет коллаж из наших рисунков – вы делаете «Дом дружбы» нашей группы.

2я группа работает за песочным столом. Вам нужно нарисовать «Цветок дружбы» и украсить его разноцветными камешками».

1я п/гр: «Домик дружбы»: коллаж из рисунков детей

2я п/гр: «Цветок дружбы»: рисование на песке цветка и украшение его разноцветными камушками.


  1. Рефлексия

«Ребята! Посмотрите, какие интересные и непохожие работы вы смогли сделать все вместе!

А теперь встаньте в круг. И каждый из вас ответит на один вопрос:

Что помогает нам, таким разным, неповторимым и уникальным, быть вместе?»


  1. Завершение занятия «Подари тюльпан другу»

Жил – был Тюльпанчик. (Ладошки изображают открытый бутон).

Наступила осень, подул холодный ветер. (Дуют холодным воздухом на ладошки).

Тюльпанчику стало холодно, он закрывается, ему грустно. (Ладошки смыкаются, лицо грустное).

Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветерок. (Дуют теплым воздухом на ладошки).

Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку. (Ладошки открываются, дети нюхают цветочек, личики радостные, хлопают в ладоши.)

Дети дарят друг другу воображаемый тюльпанчик и прощаются.

Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят: — До свидания, Настенька! До свидания, Сашенька! И т.д.



Самоанализ занятия педагога-психолога Александровой М.О. с детьми подготовительной группы «Все мы такие разные, но мы вместе»



15.11.17 г. прошло открытое занятие для педагогов ДОУ с подгруппой детей подготовительной группы №2. В занятии приняли участие 10 человек, в.т.ч. дети, имеющие трудности в поведении (импульсивное поведение, двигательно расторможенное, агрессивное, тревожное, трудности произвольного контроля). Мероприятие было приурочено ко «Дню толерантности».

Цель занятия: Формирование у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим.

Занятие было направлено на развитие коммуникативных навыком воспитанников (умение работать согласно инструкции взрослого, своего сверстника в подгруппе, навык совместной самостоятельной творческой деятельности), воспитание терпимого отношения к другим людям и понимания ценности человека как личности; оно способствовало развитию самосознания детей (отреагирование эмоций радости и грусти, оценка ценности дружбы с опорой на собственный чувственный опыт, поощрение высказывания собственного мнения), формированию эмпатии и рефлексии.

В мероприятии были использованы ИКТ-технологии (интерактивная доска), здоровьесберегающие технологии (распределение двигательно-активных и статических интеллектуальных заданий, изменение расположения детей в пространстве зала: в кругу, сидя на стульях, в движении, стоя за рабочими столами; динамическая пауза), опора на все каналы сенсорного восприятия (зрительное: картинный материал, показ действий, результатов творческих работ; слуховое: речевые инструкции, музыкальное сопровождение; тактильное: работа с материалами различной фактуры – песок, стеклянные камушки, бумага, клей), релаксационные задания (ритуал прощания «Подари тюльпан другу» с дыхательными упражнениями, подбор спокойной расслабляющей музыки для сопровождения заданий «Волшебная шкатулка», «Домик дружбы» «Цветок дружбы»). Работа в процессе занятия была направлена на активизацию мыслительной и речевой активности детей, развитию умения рассуждать и говорить о своих мыслях и чувствах.

В целом, занятие прошло успешно, поставленная цель была достигнута, смена двигательной активности и длительность мероприятия соблюдены. Дети работал с интересом, были включены в процесс выполнения игр, заданий и упражнений в течении всего занятия. Особую положительную эмоциональную реакция вызвали задания: «Ласковое имя», «Волшебная шкатулка», выполнение коллажа и работа за песочным столом.

Однако следует обратить внимание на развитие навыков контроля своего поведения у троих воспитанников, формирование умения детей высказываться полными развернутыми ответами. Можно обратить внимание на активизацию речевой деятельности воспитанников, имеющих трудности в поведении. Также в процессе обсуждения более полно можно было раскрыть понимание вопроса «что нас объединяет» с расширением представлений об общем коллективе как группе детского сада.



















ПРИЛОЖЕНИЕ. Фотографии заданий и игр

Приветствие «Ласковое имя»



Введение в тему занятия. Чтение фрагментов сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»


Игра «Волшебная шкатулка»


Динамическая пауза «Шла коза по мостику»


Пальчиковая гимнастика

«Я в деревне отдыхаю»


Задание «Что нас объединяет?»


Подгрупповое задание «Цветок дружбы»: рисование на песке цветка и украшение его разноцветными камушками


Подгрупповое задание «Домик дружбы»: коллаж из рисунков детей (предварительно воспитанники рисовали себя)



Рефлексия занятия детьми


Релаксационный ритуал прощания

«Подари тюльпан»