Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Мир детства» (ул. Бондаренко, д. 25)

Психопрофилактическое занятие с детьми младшего дошкольного возраста:
«Добрые поступки»
Подготовил: педагог-психолог
МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства»
(ул. Бондаренко, д.25)
Александрова М.О.
Дата проведения: 11.10.2018 г.
Тула, 2018
Цель: формирование ценности добра и добрых поступков, развитие эмпатии, рефлексии, взаимопомощи, доверия.
Оборудование и материалы: игрушка собаки (мягкая, в светлых тонах, с улыбкой на морде), игрушка пирата (твердая, в темных тонах, со злым лицом и руками, сжатыми в кулаки), 2 больших таза с водой, камни, небольшие шарики из пенопласта, 2 бумажных кораблика, интерактивная игра «Море Жизни»), спокойная, мелодичная музыка.
Ход занятия
Орг. момент
Психолог и дети стоят в кругу.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
Давайте поздороваемся необычно:
- сначала поздороваемся, как легкий ветерок и подуем прохладным воздухом (дети дуют, вытянув губы трубочкой, прохладным воздухом);
- теперь поздороваемся, как ласковое теплое солнышко и согреем свои ладошки теплым воздухом (дети выдыхают «ха» теплым воздухом на свои ладошки);
- и в конце поздороваемся как добрые друзья – обнимем каждый своего соседа сначала справа, потом слева (психолог демонстрирует объятия, дети обнимают своего соседа справа и слева).
Приветствие
Дети рассаживаются на стульчики, которые расставлены полукругом перед экраном проектора.
Ребята! Сегодня к нам в гости пришли Добрый Щенок Дружок (показ) и Злой Пират Злюка (показ).
Дружок очень любит детей и веселые игры, а Пират Злюка любит делать пакости, обижать всех вокруг и отбирать игрушки у маленьких.
Психогимнастика «Добрый – злой»
Давайте посмотрим на щенка! Какой он? (ответы детей). Он улыбается – потому что добрый. Он спокоен и расслаблен. Он мягкий (дети трогают щенка). Давайте покажем, как выглядит добрый человек (психолог демонстрирует эмоцию радости и состояние расслабления – дети повторяют).
Посмотрите на пирата! Какой он? (ответы детей). У него сдвинуты брови, руки сжаты в кулаки, он показывает зубы. Он очень напряжен. У него прямые твердые руки и ноги. Они сильно-сильно выпрямлены. Он очень твердый (дети трогают пирата). Давайте покажем, как выглядит злой человек (психолог демонстрирует эмоцию злости и состояние напряжения - дети повторяют).
А теперь давайте поиграем! Когда я буду говорить Дружок – вы показываете доброго человека, а когда Пират – злого (дети стоя показывают эмоцию радости и злости в соответствии с командой психолога).
Эксперимент «Доброе и злое сердце»
Ребята, давайте попробуем понять, как живется доброму и злому человеку!
Для этого отправим Дружка и Злюку в путешествие по Морю Жизни!
Перед детьми на столе выставлены два таза с водой. Рядом с одним сидит Дружок, рядом с другим – Злюка. В каждом тазу плавает бумажный кораблик. Дети стоят вокруг стола.
Каждый человек берет с собой в путешествие по Морю Жизни свои поступки и слова. Они могут помочь ему в пути, а могут помешать.
Пират очень злой, сердитый и жадный. Как вы думаете, какие поступки он возьмет с собой? (злые).
Щенок очень добрый и приветливый. Какие поступки и слова возьмет он? (добрые).
Сейчас я буду называть добрые и злые дела, а вы поможете мне положить их в подходящий корабль: добрые (они будут похожи на легкие белые шарики) – к Щенку, а злые (они похожи на твердые камни) – к Пирату!
Психолог называет различные ситуации и вместе с детьми по-очереди кладет символ поступка в соответствующий корабль.
Когда ребенок кладет камень, психолог поясняет, что у злого человека «каменное сердце», а злые поступки «ложатся камнем на сердце»
Когда ребенок прикрепляет шар к кораблю, психолог поясняет, что у доброго человека «легкое сердце и на душе легко».
Список проблемных ситуаций:
- Мальчик отобрал у девочки конфету
- Дочка полила дома цветы
- Школьник помог папе донести тяжелые сумки
- Мальчик ударил девочку
- Дети приготовили маме в подарок праздничный ужин
- Мальчик разбил стекло в соседской квартире
Когда все поступки распределены, психолог обращает внимание детей на корабли: корабль с камнем затонул, а корабль с шариками – легко держится на воде. Психолог спрашивает у детей:
- Какому кораблю легче плыть по Морю Жизни?
- Какому человеку лучше живется – доброму или злому?
- Какие поступки помогают нам в жизни, а какие мешают?
- Как говорят про злого человека, а как про доброго?
«Горячий стул»
Психолог предлагает одному из детей сесть на волшебный стул (желательно выбрать ребенка с отрицательным фоном настроения или стеснительного, неуверенного в себе). На колени к ребенку необходимо посадить Злого Пирата.
Психолог сообщает детям, что пират обидел ребенка, поэтому тому очень грустно. Затем предлагает детям помочь грустному товарищу добрыми словами и добрыми поступками: сказать что-то приятное, похвалить, обнять, погладить.
В завершении упражнения сидящий на стуле ребенок сообщает о том, помогли ли ему добрые слова и поступки ребят и каким стало его настроение.
Итог занятия «Море Жизни»
Дети сидят на стульчиках. На интерактивной доске изображено море, на котором плавают корабли.
Психолог обращается к детям:
- Ребята, в конце нашего занятия я хочу, чтобы каждый из вас отправил свой кораблик в путешествие по Морю Жизни.
Каждый из вас по очереди будет подходить к доске, выбирать цвет своего корабля (такой же, как цвет вашего настроения сегодня) и раскрашивать его. (Психолог демонстрирует образец действий на интерактивной доске).
Звучит спокойная, мелодичная музыка. Дети по очереди выходят к доске и перемещают шарик или камень к своему кораблю. В конце психолог обращает внимание на результат общего труда.
Рефлексия
Психолог спрашивает у детей, чем они занимались на занятии, о чем разговаривали, какие герои приходили к ним в гости, как говорят о злых поступках и о добрых, какие поступки помогают в жизни, а какие – мешают.
