СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект развитие речи 6 класс сочинение-описание по картине "Жатва"

Категория: Русский язык
Тема: Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

есть интересное стихотворение ,которое поможет ученикам понял картину.Также содержится план для написания

Просмотр содержимого документа
«Конспект развитие речи 6 класс сочинение-описание по картине "Жатва"»

Урок № 154 (урок № 21) 23.03

Р.р.1 Подготовка к написанию сочинения-описания картины А. Пластова «Жатва» (упр.488-491)

Цели урока:

- развивать творческие способности учащихся;

- познакомить с творчеством художникаА.А.Пластова;

-на примере творчества А.А.Пластова раскрыть перед учащимися великое значение живописи в жизни человека;

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе,

Метапредметные УУД:

-использовать подготовленную информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Регулятивные УУД:

-учить постановке  цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать

Оборудование:репродукции картин А.А.Пластова, словари

Ход урока.

Орг. момент.

Рапорт дежурного

Вспомним основное правило вашего поведения на уроке:

На уроке мы сидим,

Не кричим и не шумим,

Руку тихо поднимаем,

если надо – отвечаем!

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Сегодня у нас урок развития речи. Открыли тетради Запишем число, классная работа и тему урока : Сочинение по картине А.А.Пластова « Жатва».

-определение темы и целей урока

3.Работа над темой урока

Сегодня вы будете описывать картину без опорных слов, т.е ,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.

Какие типы речи вы знаете? ( описание , повествование, рассуждение)

Рассказывая о картине, каким типом речи мы воспользуемся?( Описание)

При описании картины какую часть речи мы используем ( Прилагательные, наречия)

Как мы еще называем красочные красивые определения ( эпитет)

IV Работа над темой урока

1.Знакомство с творчеством художника Аркадия Александровича Пластова.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова.

-Откройте учебник на стр.89,внизу страницы в рубрике «Это интересно» прочитайте краткую статью об этом художнике.

-Картина « Жатва», над которой мы будем сегодня работать создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непреходящая боль и горечь от того, что многие погибли и не вернутся. Все это можно прочувствовать, разглядывая полотно. И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она все равно передана автором через колорит картины. Попробуем ощутить его через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми. Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. Да потому что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.

Хочу еще обратить ваше внимание на колорит картин Пластова. Они радуют своими звонкими сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. От полотен веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

2. Словарная работа

многие предметы, нарисованные на картине, вам непонятны. Поэтому мы сейчас выясним с вами значение некоторых слов.

Записываем : словарь.

Жатва – время уборки хлебов ( существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки хлебные растения)

- в какое время года проходит жатва? ( в конце лета, начале осени)

- Стог куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.

- Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.

- Стерня ( стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле ( они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

3. « Погружение в картину»

давайте окунемся в мир его картины « Жатва». Репродукция этой картины находится у вас в учебниках: стр.89, упражнение 488.

4. Беседа по картине.

Что прежде всего привлекло ваше внимание?

Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане? ( на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы)

Опишите старика, какой он? ( Мужчина очень старый, бородатый. Его борода почти полностью белая, густые волосы на голове, разметанные ветром, тоже перевиты сединой.)

Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.

Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Расскажите о девочке, во что она одета, что делает?

Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. Что вы скажете о втором пареньке? Какая еда у семьи?

Что находится слева от обедающих? ( Слева от обедающих – большая свежесме-

танная скирда , на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь.)

9.Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассматривании картины. Что вы ощутили?

5. А вот что почувствовала поэтесса Татьяна Эйхман, когда увидела полотно Пластова « Жатва..

Я прочту вам отрывок. Он касается в основном старика.

Татьяна Эйхман « Жатва»

И стариковская рука

Погладила вихры мальца.

Глаза прикрыл, издалека

Увидеть бы его отца,

Сказать ему: « Терплю пока,

А ты воюй, мой сын, дерись!

С внучонком терпим. Нелегка

И непроста в деревне жизнь…


О, Боже, мне еще бы год!»

Ковригу хлеба резать стал-

« А там внучонок подрастет!»

« Я, деда, и сейчас не мал,


Могу серпом и молотком,

Вперед тебя косить бегу! »

Из крынки тягостным глотком

Старик отпил, но молоку


Не рад, и протянул сосуд

Мальчонке, ведь ему расти.

« О, Боже, Отодвинь мой суд!

И душу грешную прости»


« Ну, что перекусили, друг,

Пора вставать, работа ждет…»

За кругом- круг, за кругом – круг,

За годом- год, за годом – год…


« О, Боже!» Дед, а рядом боль…

Бушует на фронтах война…

Дед знал,что победит страна.


Составление плана

План

I Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов

II Картина « Жатва»

. 1. передний план. Люди, изображенные на картине

А). старик

Б). дети.

2. Задний фон картины

А) Скирды

Б) орудия труда

III. Впечатление от картины.

8. Устное словесное рисование.

Кто попробует создать устное сочинение.

Ответы учащихся.

Подведение итогов.

Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова « Жатва».

Появилось ли желание написать хорошее сочинение?

Домашнее задание. Подготовить устное описание любой картины художника



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!