Конспект развлечения
«Каша-пища наша»
Воспитатель: Витухина Н.И.
Конспект развлечения «Каша-пища наша»
Цели и задачи:
Формирование у детей представления о каше, как полезном продукте питания для развития здорового организма
Расширение знаний детей о каше, ее разновидностях, об истории каш.
Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем.
Доставить детям хорошее настроение.
Оборудование: овсяная каша, одноразовые тарелки, ложки, вода, канат, 4 кастрюльки, зерна гороха и фасоли, театральная ширма, куклы-бибабо (заяц, собака, поросенок), музыкальное сопровождение.
Ход:
Ведущий:- Здравствуйте, ребята! Что-то тихо говорите, каши мало ели?
Дети здороваются громко.
- Рада видеть вас, за лето все подросли, стали сильными, красивыми.
- О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?» (ответ: каша)
- Сегодня мы поговорим о каше.
- Знаете ли вы, ребята, что каша появилась более тысячи лет назад. На Руси испокон веков и бедные и богатые кашу едали. Отсюда и поговорка: каша — матушка наша.
- Ребята, а что такое каша? Может, скажет Маша? Юра или Даша? Что такое каша?
(Дети обычно отвечают, что каша — это сваренная на воде или молоке крупа.)
- Так да не так. Кашей на Руси называли свадебный пир. Кашу обычно устраивали в доме невесты.
Знаете ли вы, в какие праздники на Руси кашу ели? На крестины, родины, свадьба, рождество. Предлагаю вам теперь кашку попробовать сварить.
- Приглашаю кашеваров. Задание: необходимо подготовить продукты для изготовления каши — перебирать фасоль и горох. Кто вперед справиться с заданием — тот и победил.
(перебирают фасоль и горох )
Ведущий: - А теперь вода нужна. Кто за водой пойдёт?
Эстафета: две команды должны принести воду из одной ёмкости в другую,
не пролив (каждый участник — по одной ложке)
Ведущий: - Продукты для каши приготовили, воды наносили. Теперь бы молочко в кашу добавить. Где молочко можно взять? (ответы детей)
Ведущий: - А теперь загадки наши: что всегда поверх каши? (Масло)
Белое, а не вода, сладкое, а не мёд.
От рогатого берут и деточкам дают. (Молоко)
Зернышки белы, черны, а сваришь - вкусны! (Крупа)
Я бел, как снег, в чести у всех
И нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар)
Что в избе за белая Марья? (Соль)
Ведущий: - Ну вот, наша каша в горшке, пора её в печь ставить. В народе говорят: «Пока каша в печи томится, можно нам и повеселиться». И начнём мы наше веселье со скороговорок, и, конечно, про кашу:
Кошка Крошка на окошке
Кашу кушала по крошке.
(скороговорку дети повторяют несколько раз)
Ведущий: - Давайте, вспомним, какие пословицы о кашах вы знаете. Я начну пословицу, а вы говорите как дальше, продолжайте.
Кашу маслом не... (испортишь)
Худ обед, когда каши … (нет)
Сам кашу заварил, сам и … (расхлёбывай)
Каша — матушка … (наша)
С ним каши не … (не сваришь)
-А почему так говорят? Знаете?
-Ребята, а ведь каша исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «кашей». Так, жених и невеста должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. У русских воинов существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей так и говорят «С ними кашу не сваришь» .
«Суворовская каша». Слышали что-нибудь о «суворовской каше»?
Так слушайте. Рецепт этой каши родился в давние времена во время исторического похода великого полководца Суворова. К концу подходили запасы – оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречи. Задумавшись над тем, как же накормить солдат, Суворов отдал приказ варить все в общем котле, добавив масла и лука. Каша оказалось очень вкусная и полезная. И такую кашу до сих пор называют суворовской.
- Каша подходящее блюдо для завтрака. Это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. А какие еще каши бывают?
-Из чего готовят каши? ( Из разных круп)
-Если взять немного риса и пшена, да сварить их вместе, то какая каша получится? (дружба).
-Как варить кашу?
«Молоко (или воды) нальём, до кипения доведём.
Кашу надо посолить, да и сахар положить.
Крупу мы моем, насыпаем, быстро всё перемешаем.
Каша преет пых-пых-пых для друзей и для родных.
Масло в кашу добавляем, снова всё перемешаем».
Ведущий: - Весело у нас! Еще поиграем? Я буду называть продукты. Если они подходят для каши, говорите – «Да», а не подходят – говорите «Нет».:
- Сорока – белобока, задумала кашу варить, чтобы деток накормить. На рынок пошла, и вот что взяла:
Парное молоко … (да)
Крупа манная… (да)
Капуста кочанная … (нет)
Соленый огурец… (нет)
Мясной холодец… (нет)
Сахар да соль… (да)
Белая фасоль… (нет)
Масло топленое
Рыбка соленая
Лавровый лист
Китайский рис
Чернослив и изюм
Перец болгарский
Соус татарский
Клубничное варенье
Бисквитное печенье
-Молодцы, ребята!
- Говорят уж много лет:
Без каши и обед не обед.
Каши сел да поел -
Так и ужин не нужен.
Хороша кашка,
Да мала чашка.
-Ребята, а вы знаете еще поговорки о каше?
Дети :- «Кто кашу есть не любит, тот просто себя губит». «Говорят, каша - это пища наша».
Ведущий: - Молодцы, а теперь проверим вашу силу, много ли вы каши ели.
Конкурс « Перетягивание каната»
Ведущий: - Кто мало каши ест, сейчас узнаем.
Дети делятся на две команды и соревнуются силой.
(«гречневая каша» против «манной» и т.п.)
Конкурс «Петушиный бой»
Плечом сталкивают друг друга
Ведущий: - А теперь в честь победителей песня и все потанцуем.
(Фонограмма «Варись, кашка»)
Ведущий:- Продолжаем дальше славить и величать наши каши, т.е. хвалим каши.
1 ребенок:
-Кто кашу есть не любит,
Тот просто себя губит
Говорят что щи, да каша
Это пища наша.
2 ребенок:
- Гречневая каша
Развивает ум
Кто не ест такую
Действует вслепую
3 ребенок:
- Пшенная, да если там
Еще и тыква есть
Это такая вкуснятина
Слов восторженных не счесть
4 ребенок:
-Перловая, как и ячневая,
Особый имеет вкус.
Много ты не раздумывай,
А мотай на ус
5 ребенок:
Рисовая – полезная.
Не дает толстеть
Овсяную, просто
Нужно детям есть.
Ведущий: - Овсяная каша очень полезна тем, что в ней содержится много витаминов. Это способствует росту и развитию детей.
Для приготовления кашки-овсянки тебе понадобятся овсяные хлопья или овсяная мука. Добавь орехи и сухофрукты, тогда каша станет вдвойне вкуснее и полезнее. Овсяную кашу называют «Геркулес», она дает силу и рост. Геркулес- это древний царь, обладавший невероятной силой и здоровьем.
Ведущий: - Да ребята,
Каша это сила,
Каша – это рост,
Если не употреблять ее -
Все усилия коту под хвост!
- Вот послушайте одну историю!
На втором плане стена кухни. На первом плане по краям сцены две кулисы. У правой кулисы стоит плита. Посредине накрытый скатертью стол.
Из-за левой кулисы выходит Степашка. Напевая песенку, он начинает готовить завтрак. Степашка ставит на стол кастрюлю, наливает молоко в кастрюлю и ставит ее на плиту.
Степашка (весело напевает себе под нос) :
- С добрым утром! С добрым утром!
Пусть погода будет чудной!
Пусть веселым будет день…
Из-за левой кулисы выходит только что проснувшийся Хрюша.
Хрюша (подхватывает): - Пусть к нам приплывет тюлень!
Степашка: - Привет!
Хрюша (зевая): - Привет, Степашка! Что делаешь?
Степашка: - Да вот – варю на завтрак кашу!
Степашка достает пачку геркулеса, засыпает крупу в кастрюлю и начинает перемешивать ложкой.
Хрюша (разочарованно): - Опять?!
Степашка: - И что с того?
Хрюша (возмущенно): - Вчера! Сегодня! Завтра! И как тебе не лень!?
Своею кашей завтрак ,ты портишь каждый день!
Степашка: - Не порчу, а спасаю!
Хрюша: - Не трать напрасно сил –
Себя, насколько знаю, спасать я не просил!
Хрюша заглядывает в кастрюлю.
Хрюша (капризно) : - Овсянку есть не стану! Пусть лучше лошадь ест!
Степашка протягивает Хрюше пустую пачку.
Степашка (назидательно): - Но это не овсянка! А каша "Геркулес" –
Совсем другое дело!
Хрюша бросает пачку на пол. Степашка накладывает кашу в тарелку и протягивает Хрюше.
Хрюша (капризничает): - Не буду! Не хочу! Мне каша надоела!
Степашка ставит тарелку на стол, зачерпывает кашу ложкой и пытается накормить Хрюшу, как маленького.
Степашка (уговаривая): - Попробуй, хоть чуть-чуть! За Филю!
Хрюша отрицательно мотает головой.
Степашка: - За Мишутку!
Хрюша отрицательно мотает головой.
Степашка: - Хоть за меня!
Хрюша: - Ни в жизнь! И за себя не буду! (уворачиваясь)
Сказал же, отвяжись!
Степашка накладывает кашу себе в тарелку, садится за стол и начинает есть.
Степашка: - В сто раз вкусней вчерашней!
Хрюша: - Не правда! Врёшь-врёшь-врёшь!
Степашка (обиженно): - Пока не съешь всю кашу,
Гулять ты не пойдешь!
Степашка встает из-за стола и уходит из комнаты.
Хрюша: - А так уже не честно!
Наказывать? За что?
Ну, ладно, съем – не тресну!
Хрюша решительно берет ложку, замахивается ей на кашу, но потом снова бессильно кладет на стол.
Хрюша (со вздохом):- Помог бы ,что ли кто…
Из-за кулисы выходит Филя.
Филя (принюхиваясь): - Как пахнет аппетитно! Привет!
Хрюша (радостно): - Привет, привет!
Хрюша пододвигает свою тарелку к Филе
Хрюша: - Вот! Ешь! Полезно! Сытно!
Филя берет ложку,и начинает есть Хрюшину кашу, но вдруг останавливается.
Филя: - А ты не хочешь?
Хрюша: - Нет!
Филя начинает с аппетитом кушать.
Филя: - Напрасно! Очень вкусно!
Хрюша берет со стола и с восторгом разглядывает пустую тарелку.
Хрюша (радостно): - Ты просто молодец!
Ура! В тарелке пусто – мучению конец!
Свобода!
В комнату возвращается Степашка.
Степашка: - Здравствуй, Филя!
(Хрюше строго) - Доел ты или нет?
Хрюша: - Доел! Смотри!
Хрюша вручает Степашке пустую тарелку.
Филя: - Но ты не…
Хрюша: (Филе шепотом) - Не выдавай секрет!
(Степашке громко) - Всё было вкусно очень!
Степашка: - Могу добавки дать!
Хрюша (в ужасе): - Не надо!
Филя: - Он не хочет!
Степашка: - Тогда пошли гулять!
Хрюша, Филя и Степашка уходят из комнаты. Плита и стол исчезают. На втором плане комната сменяется парком.
Из-за правой кулисы выходят Степашка и Филя. Хрюша плетется позади.
Степашка: - Давайте в той аллее -найдем пиратский клад!
Филя: - Нет, лучше кто быстрее -
До речки и назад!
Все трое бросаются бежать и скрываются за левой кулисой. Через некоторое время из-за правой кулисы выбегает Степашка и радостно прыгает посреди сцены.
Степашка (радостно): - Я первый! Первый! Первый! Ура!
Прибегает Филя.
Филя: - А я второй! (удивленно): - А, Хрюша где?
Степашка: (со вздохом) - Наверно, уже ушел домой!
Он бегает так быстро! Что нам и не догнать!
Из-за кулисы появляется уставший Хрюша, и падает на край ширмы.
Хрюша (тяжело дыша): - Ох! Еле дотащился!
Степашка (торжествуя): - И если хочешь знать,
Последним!
Хрюша:(в растерянности) -Быть не может! (испуганно)
А я не заболел?
Да что со мной?
Филя: - Похоже, ты мало каши съел!
Хрюша: - Как так?
Степашка: - В ней наша сила!
Филя: - Кто мало каши ест,
Тот слаб!
Хрюша: (умоляюще) - Степашка! Филя!
Несите "Геркулес"!
Перловку! Гречку! Манку!
Хоть ложку! Хоть чуть-чуть!
Я съем всё без остатка!
Я буду! Я хочу!
Степашка уходит и возвращается с кастрюлей каши. Он ставит ее на край ширмы. Хрюша достает ложку, и начинает есть прямо из кастрюли.
Хрюша:
- Хочу быстрей всех бегать,
И прыгать высоко!
Хочу, чтоб все победы,
Давались мне легко!
И если вы, ребята,
Хотите не отстать,
Отказываться надо,
От каши перестать!
Ведущий: - Ребята, будете теперь от каши отказываться? Ведь каша-это…(пища наша).
Дети читают стихи о каше.
Ведущий: -У меня есть много каши
Каши очень непростой,
Если съешь, ее ты ложкой,
Сразу вырастешь большой.
Ведущий: - Вот и каша готова. «Геркулесовая». Ешьте – силы прибавится, растите, сильными и здоровыми, как Геркулес.
Ведущий: - До свидания, ребятки,
Ешьте больше каши сладкой
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети
Что вы каши мало ели
И растете еле-еле.
На прощание друзья,
Пожелать хочу вам я:
Каждый будь и ввысь и вширь
Настоящий богатырь!
Звучит песня «Варись, варись кашка». Дети расходятся,по группам, есть кашу.