1. | Организационно-мотивационный этап ( 1 мин. ) | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия; | Педагог показывает детям коробочку и предлагает детям заглянуть в отверстие. Дети по очереди смотрят в отверстие и рассказывают, что они там увидели. Педагог рассказывает что это растение появилось в этот день не спроста. Ведь сегодня этот день посвящён Природным богатства Оренбуржья – но ведь папоротник не растёт в таком большом количестве в нашей области как в других местах планеты. Однако нашу Оренбургскую область справедливо можно назвать одной из самых многонациональных и богатых на народные традиции. И у каждой из национальностей есть свои традиции. Так, нашу область населяет большое количество людей славянского происхождения а в древности у славян было принято дарить знак папоротника с солнечными лучами – как символ здоровья и успеха. Его дарили люди, когда желали кому-то добра и здоровья. | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Словесные: ответы детей, рассказ педагога Наглядные: рассматривание картинки, интрига | Дети заглядывают в коробочку и описывают, что увидели. | Произошла активизация внимания детей на запланированную тему. |
2.1 | Этап постановки проблемы (2 мин.) | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | В: Как вы думаете, сейчас нужно, чтобы люди проявляли друг ко другу такое внимание и желали здоровья и успеха? В: Кому может пригодится такой тёплый подарок? В: Только где же его можно взять? Пусть папоротник можно найти или купить, а вот продолжение символа – солнечного луча, где же его взять и как поймать? Д: Замечательная мысль – только как можно отметить его следы, да и папоротник в нашей области растёт в очень малых количествах. Как же нам сделать такой нужный для всех подарок? | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Словесные: рассказ, вопросы Практические: опора на опыт детей. | Д: Нужно. Д: Маме, нам, папе, другим детям. Д: Папоротник найти в лесу, солнечный луч поймать зеркалом с окошка. Д: Нарисовать. | Активизируются мыслительные процессы детей по поиску решения проблемы, дети внимательно слушают педагога, активно отвечают на вопросы педагога. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом (6 мин.) | Расширение представлений детей о способах изображения, знакомство с новым нетрадиционным способом рисования. | Д: Замечательно, чем? Д: Только как можно подарить цветочный подарок, в чём? Д: Но подарок по-настоящему становится подарком лишь, если он сделан от сердца и как-то чудесно. Вот первое я уверенна что вы вложите в свои работы, а вот необычным способом? А можно ли нарисовать так, чтобы это получилось как в природе – стройно и тонко как папоротник растёт в природе? В: А я как раз знаю такой способ рисования – пластиковыми вилками. Вот сейчас вам его покажу. Для этого сначала необходимо придумать, как у нас будет располагаться наш чудесный славянский букет добра. Пусть папоротник и солнечные лучики у меня будут в красивой корзинке. Для этого я сначала рисую небольшую корзинку – посмотрите, я уже для экономии времени уже нарисовала. Теперь необходимо разместить в корзинке полезные веточки папоротника. Это мы сделаем простой кистью – нанесём вот такие отметки по всем листу из корзины. То, что у папоротника напоминает лист – вовсе не лист, а по своей природе – целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости. Это и называется так – плосковетка, или вайя, или, другое название – предпобег. Чтобы нарисовать плосковетку папоротника необходимо выбрать подходящий оттенок, развести его погуще на палитре с помощью кисти, затем необходимо взять вилку и приложить её выпуклой стороной к краске. После этого можно приступать к рисованию мелких веточек на основной ветке. Для этого необходимо просто аккуратно прикладывать вилку на протяжение всей палочки оси, постепенно уменьшая площадь нажима. И затем с другой стороны. После того как у нас готовы листья папоротника в корзине теперь необходимо добавить незаменимый компонент – солнечный свет доброты. Для этого достаточно нарисовать след от солнечного зайчика – мне в этом поможет Яна. Какого цвета бывает солнечный зайчик? Тогда Яна набирая на кисть нужную краску. Сейчас я пущу на наш букет солнечного зайчика и теперь Яна скорее закрась его след. Посмотрите, какой он круглый и румяный. Затем можно пустить ещё дружков этому солнечному зайчику и поскольку этот символ пожелания здоровья и успеха – подарок настоящего друга можно добавить какие-нибудь лёгкие украшения – ленточки, бабочки, а может у вас будет ваза вместо корзинки. И самое важно – когда вы будете рисовать этот подарочный символ – обязательно думайте и желайте только хорошее тому, кому вы хотите его подарить – иначе сила в ваш подарок не войдёт. Но прежде чем нам рисовать, давайте немного разомнёмся: Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Наглядные, словесные: Собственный показ педагога, активизация знаний детей о материалах, нетрадиционная техника, физминутка с художественным словом, объяснение, вопросы-ответы детей. | Д: Красками, карандашами, мелками и т.д. Д: Собрать в букет. | Дети визуально усваивают приёмы изображения; Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, у детей закрепляются представления о способах изображения при рисовании при использовании нетрадиционной техники, дети заинтересовываются ещё больше. |
2.3 | Этап практического решения проблемы (13 мин.) | Овладение действиями, способами решения проблемы, использования усвоенного способа нетрадиционной технике рисования. | В: Итак, теперь вы можете проходить на свои рабочие места, но прежде чем творить давайте вспомним технику безопасности: В: С чего же нужно начать? В: а дальше? В: Как вырастить на веточке разветвление папоротника? В: С помощью техники печать вилкой, верно. В: Как же можно согреть картину солнечным теплом? В: Можете приступать к работе и помните, в этот подарок нужно вложить все самые ваши добрые пожелания, что букет папоротника с солнечными зайчиками обрёл благодатную силу. Воспитатель включает спокойную фоновую музыку. Педагог вовлекает детей в изобразительную деятельность. Предоставляет время для творческой деятельности; Педагог учитывает особенности каждого ребенка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент); побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности; стимулирует и поощряет индивидуальные достижения использует опосредованные методы исправления в том числе образные сравнения, поправляет посадку детей за столами. | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Словесные, практические: Проговаривание детьми хода последующей деятельности, вопросы-ответы, использование классической музыки в сопровождении, непосредственно практическая деятельность детей, образные сравнения, индивидуальная работа, поощрение. | Дети проговаривают: не махать кистями, аккуратно брать краску, не оставлять кисть в банке и т.д. Д: Нарисовать корзинку или вазу для букета Д: Нарисовать тонкие главные веточки папоротника. Д: С помощью вилки. Д: пустить туда солнечных зайчиков. Дети выполняют свои работы. | Творческий процесс обеспечен, дети заинтересованно участвуют в продуктивной деятельности |
3. | Заключительный этап (4 мин) | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | К концу занятия воспитатель привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (анализу и самоанализу); Предлагает принести все рисунки на стол, чтобы увидеть рисунки всех, сделать маленькую выставку рисунков. В: Какие у вас всех получились неповторимые подарки – словно каждый из этих букетов действительно спрятал внутри себя радость, успех и доброту! Поделитесь секретом – как вы смогли нарисовать такое свежее настроение? В: А папоротник у Ани, словно живой – веточка к веточке. Скажите, почему у меня такое впечатление от Аниной картины? В: Артём, какой рисунок тебе нравится больше всех? В: Почему? Другие дети выражают своё отношение. | Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Вопросы педагога, подводящие к рефлексии, беседа, вопросы ответы, поощрение воспитателя, подсказка при уточнении понравившихся в рисунке элементов, рассматривание, размещение на стенде. | Дети рассматривают свои рисунки, рисунки других детей, перенесённые на свободный стол Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; выражают эмоциональный отклик. Д: Мы старались и желали самого доброго, а ещё у нас в картине были светлые цвета. Д: У Ани получилось аккуратно без пропусков рисовать веточки вилкой. Убирают своё рабочее место. | Все дети в восторге от сделанного ими продукта, активно принимают участие в оценке своих творений, вместе с педагогом размещают выполненные рисунки на выставке. |