СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект родительского собрания

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Почему произведения Елены Благининой должны быть в семейной библиотеке?»

 

Цель: В лёгкой и доступной форме донести до родителей, как проводить коррекционно – развивающую работу в семье через семейное чтение, включая в него произведения Е.Благининой.

Задачи:

•        Организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге.

•      Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для успешного  развития детей с  ограниченными возможностями здоровья.

•   Поднять  интерес  к творчеству Е. Благининой.    Создать атмосферу общности интересов, вызвать желание включать в круг детского чтения произведений литературы родного края.

•      Содействовать формированию и поддержке детского чтения, воспитывать ценностное отношение к родной культуре, языку и слову посредством включения семьи в процесс семейного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания»

Родительское собрание

«Почему произведения Елены Благининой должны быть в семейной библиотеке?»


Цель: В лёгкой и доступной форме донести до родителей, как проводить коррекционно – развивающую работу в семье через семейное чтение, включая в него произведения Е.Благининой.

Задачи:

•        Организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге.

•      Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для успешного развития детей с  ограниченными возможностями здоровья.

•   Поднять интерес к творчеству Е. Благининой.    Создать атмосферу общности интересов, вызвать желание включать в круг детского чтения произведений литературы родного края.

•      Содействовать формированию и поддержке детского чтения, воспитывать ценностное отношение к родной культуре, языку и слову посредством включения семьи в процесс семейного чтения.

Уважаемые родители!

Мы с воспитателями нашей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи составили, разработали анкету для Вас, родителей, и провели опрос, проанализировали результаты опроса.

В опросе участвовали 15 семей. Результаты оказались очень интересными. На вопрос: «Знакомы ли Вы с творчеством Елены Благининой?»

Родители ответили

положительно – 3

отрицательно – 12

На вопрос: «Какие произведения автора Вы знаете?»

Родители ответили

положительно – 3

отрицательно –12

На вопрос: «Как часто Вы читаете своему ребенку стихи?»

Родители ответили

ежедневно – 4

редко – 11

По итогам этого небольшого исследования мы еще раз укрепились в правильности выбора темы нашего диалога.

Мы надеемся, что в результате сотрудничества и взаимодействия с Вами наши дети заинтересуются стихами Елены Благининой, они научатся лучше слушать и понимать художественные произведения, станут более восприимчивыми к добрым стихам и словам родного языка. Дети запомнят некоторые стихи и смогут повторять знакомые  фразы из стихотворений Елены Александровны Благининой. Отсюда и речь детей станет более богатой на красивые слова и выражения, станет более правильной. У детей укрепятся нежные и добрые чувства к своим близким.

Мы надеемся, что родители чаще будут читать детям сказки, стихи, и не только Е. Благининой, но и других авторов, чье творчество несет в себе красоту родного языка и воспитывает добрые чувства.

Мы считаем, что совместная работа позволит нам найти более близкий контакт с Вами, что в итоге способствует успешному развитию и воспитанию наших детей.

Почему мы решили познакомить детей с творчеством Елены Благининой?

Елену Александровну Благинину мы считаем своим курским поэтом, близким нам по духу, слову. В каждом регионе есть свои особенности культуры, свой язык, свой напев поэтический. Язык стихов Е. Благининой особенно дорог нам и близок, и понятен. Точность языка, музыкальность, напевность, ритмичность, меткость, выразительность – вот что любим мы в стихах Е. Благининой.

В подтверждении своих слов хочу вспомнить цитату Льва Озерова: «После речевой мешанины, языковых коктейлей, после стилевой безвкусицы, которую мы сплошь и рядом встречаем у современных авторов, сочинения Е. Благининой доносят до нас переливы живого народного говора, сохраняют чистоту и прозрачность его. В этом смысле Елену Александровну можно назвать хранительницей огня, хозяйкой речевых кладов».

Произведения Е.А. Благининой вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Поэтом, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Е. А. Благинина. Надеемся что многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделают ее произведения настольной книгой, будут вспоминать и цитировать, когда возникнут подобные ситуации с собственными детьми.

Давайте искать пути, дороги, чтобы заинтересовать ребят, чтобы вместе с ними отправиться в увлекательное путешествие по страницам книг. Поверьте, это нелегкий труд.

На стихах Е. Благининой выросло не одно поколение. Слушая стихи Елены Александровны, ребенок учится сострадать и радоваться. Хорошие стихи помогают избавиться  ребенку от различных переживаний и укрепить  уверенность в себе, развлекают и прививают детям лучшие навыки. Сколько в них любви, добра и теплоты, что прочитывая их детям, сам проникаешься тихим чувством благодарности к автору за то, что о важных вещах можно сказать так просто, доходчиво, ёмко и метко, что в данной конкретной ситуации это оказывается как раз то, что нужно.

В стихотворениях Елены Благининой особый контраст возлагается на борьбу положительных и отрицательных качеств личности. Стремясь как можно глубже раскрыть тему правильных - неправильных поступков, Е. Благинина описывает бытовые ситуации, доступные для восприятия ребёнка. Плавно и мягко преподносит «азбучные истины», столь очевидные для взрослых. Такие моменты зачастую остаются непонятными для малышей, ведь их жизненный опыт недостаточен для построения логической цепочки между необычными происшествиями, в чём и помогает автор. Насколько краток человеческий миг, но надо заметить что-то в нём, оценить, сделать вывод и с этим уже приобретенным решением идти дальше. Весёлые, познавательные, лёгкие, простые, незатейливые стихи обучают детей, прививают хорошее отношение к чему-либо, дают возможность душе раскрыться, развиваться, сопереживать ближнему. Ребёнку надо помочь быть родным, чтобы он умел любить, жалеть, замечать в окружающем малое и умел любоваться им. Мягко, красиво, просто, доходчиво звучит обращение к детям. Слово находит отклик в детских душах, помогает сделать собственные выводы и насладиться поучительными историями с весёлыми и милыми героями, которые способны решать все проблемы.

Любовью и нежностью наполнены стихи Е. Благининой для младшего

возраста. Замечательные произведения для малышей «Вот какая мама!», «Аленушка», «Огонёк», «Посидим в тишине», «Одуванчик», «Котенок» радуют детей многих поколений. Стихи учат любить, уважать, ценить и беречь маму, трепетно относиться к ней, помочь маме.

« Мама песенку допела,

Мама девочку одела:

Платье красное в горошках,

Туфли новые на ножках...

Вот как мама угодила —

К Маю дочку нарядила.

Вот какая мама —

Золотая прямо!»


У своих близких учатся дети делать необходимую, важную работу; учатся, играя. Девочка шьет «малышу-голышу новую одёжку», яркую, удобную. Старательно пришивает «по кармашку с каждой стороны». Точно так мама пришивает карманы к ее костюму.


В другом стихотворении девочка застилает постель, накидывает кисею на подушки. Мама для нее — образец аккуратности: «Я, как мама, не люблю в доме беспорядка...» Игрушки не остаются в стороне: их девочка зовет полюбоваться на свое умение! Старшая сестренка только что научилась самостоятельно обуваться. Довольная, она хочет выучить и младшего братца:

Вот они — сапожки.

Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки.

Эта — с правой ножки,

Эта — с левой ножки.

Вот как хорошо!

Это, конечно, тоже игра. В маленьком спектакле старшая сестра играет роль внимательной матери. И, как мама, восхищается, что все надето правильно.

Стихи Благининой легко скандируются, их жанровые формы рассчитаны на устное бытование: это песенки, частушки, считалки, тараторки, скороговорки, загадки и т.п. - все ее стихотворения, а также считалки, дразнилки и скороговорки были пронизаны добротой и юмором.

Поэтесса старалась выбирать слова, понятные каждому ребенку, и темы, интересные всем малышам. В нашей работе по коррекции речи детей – это основной речевой материал.

Произведение «Букварик».

Жужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух.

Четыре Анюточки,
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки,
Всё под прибауточки:
- Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!

Эти забавные стихи часто используем в логопедической работе. Ребёнок закрепляет правильное звукопроизношение, учится вслушиваться в слова, выделять звуки и буквы. Например, можем задать вопрос: «Сколько раз звучит звук Д в строчках?»

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Стихи Благининой - прекрасный художественный материал для тренировки правильного звукопроизношения, темпо-ритмики, мелодичности и модуляции голоса. В её поэтических произведениях есть красочный, выразительный язык, есть волшебство, которое будит у детей любовь к звучащему слову.

Ее стихи чисты и наивны. Она заостряет внимание читателей на видении чудес, которыми наполнена обычная жизнь. «У морковки не ботва, а сквозные кружева» Коротко, ясно и красиво.

А сколько сострадания и любви к животным в стихотворении «Морозы жестокие»!

Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Тревожно за Жучку.

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Стихи Е.Благининой можно использовать в любой жизненной ситуации. Приём пищи – стихотворение «Обедать».

Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры –
Я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку
Не держите в кулаке.

Купание – стихотворение «Как у нашей дочки» ( Ласковые слова, красивый слог – образец для подражания для некоторых родителей, а не тот «зверинец», который у нас не сходит с языка : рыбка, зайчик).

Труд – «Не мешайте мне трудиться!», «Метлу взяла…», «Весёлый человек», «Почему, почему?», «Мы варили суп, суп…» и т.д.

Мы варили суп, суп
Из перловых круп, круп.
Получилась каша,
То-то горе наше.

Прогулка, самостоятельная деятельность детей, день рождения, игра в куклы, болезнь, сон – в любой ситуации уместно взять художественное слово Благининой в подтверждении тех или иных мыслей. Отклик в сердцах детей появится всегда, потому что дети найдут ответы на все свои вопросы.

В последние годы чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения, поэтому тревога педагогов, психологов, библиотекарей и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении. Становление ребенка, как читателя, не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития - в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Предлагаем  повысить интерес детей к художественной литературе через возрождение традиции домашнего чтения. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Модель будет успешной тогда, когда все семьи будут считать чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно сознание семьи для ребенка, личность которого только формируется. Для него семья – это самые близкие люди, принимающие его таким, каков он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Только в семье ребенок может найти помощь, понимание и сочувствие. Именно в семье ребенок усваивает навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам, трудностям – это важные факторы реабилитации растущей личности.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

В группе мы создали кросс-букинг. Кросс-букинг — это так называемый обмен прочитанными книгами, газетами, журналами. Данная форма работы нами используется впервые. Мы думаем, что благодаря кросс-букингу, дети с желанием станут приносить книги из домашней библиотеки, делиться своими впечатлениями о героях сказок, стихов, об истории появления книги в семье; быстро запомнят авторов книг. Надеемся, что у детей повысится интерес к домашнему чтению.

О правилах пользования кросс-букингом вы прочитаете на специальном стенде в логопедическом уголке.

Правила пользования кросс-букингом:

 

1. Берем книгу.

2. Записываемся в журнале кросс- букинга.

3. Забираем книгу домой.

5. Читаем книгу ребёнку.

6. Возвращаем книгу.

7. Делаем запись о возврате в журнале кросс- букинга.

Предлагаем несколько добрых советов для того, чтобы у вашего ребёнка появился интерес к чтению.

  Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

  • Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

  • Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.

  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  • Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.

  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

  • Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

  • Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.



Рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение»

«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

    К.И. Чуковский

  • Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).

  • В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

  • Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

  • Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

  • Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он - то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

  • Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

  • Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.


Через знакомство с мелодичными и нежными стихами Е. Благининой дети осваивают родной язык и  нормы речи. Такие стихи помогают воспитывать интерес и любовь к чтению, желание и умение слушать художественные произведения, они выполняют такие функции, о которых многие взрослые даже не задумывались. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.


Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.