Родительское собрание
на тему: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»
Класс: 2 класс
Форма проведения: беседа с элементами обучающего тренинга.
Цель: обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника и дать рекомендации по преодолению застенчивости и неуверенности ребёнка;
Задачи:
- выявить и обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьников
- способствовать формированию у родителей желания помочь своему ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности.
- научить родителей способам преодоления застенчивости и неуверенности у детей.
Подготовительная работа к собранию:
За 3 недели до собрания в классе:
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания (Приложение 1).
2. Подготовка памяток для родителей.
Эпиграф к родительскому собранию
«Даже в самой в самой крайней и запущенной форме застенчивость и неуверенность пройдет, если для их преодоления приложить труд души».
В. Леви
Ход собрания
1. Вступительная часть
Добрый день, уважаемые родители! Почти каждый из нас испытывает в своей жизни чувство страха. Кто боится летать самолётом, кто-то – боится собак, кто-то ещё чего-либо. Но этого можно избежать. А как быть, тем, кто боится людей? Прежде всего, это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками на уроках, перемене. Такие дети часто знают учебный материал урока, но бояться отвечать перед классом, бояться ошибиться.
- Как вы думаете, чему посвящена наша встреча? И какова наша цель сегодня?
Родители определяют тему и цель родительского собрания.
2. Основная часть
Часто у педагогов, работающих с застенчивыми и неуверенными детьми, складываются неправильные впечатления о таких детях. Ребёнок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестаёт общаться со сверстниками, старается побыстрее убежать со школы. Постепенно формируется низкий статус его в коллективе. Серая, безрадостная картина, не правда ли? А если и дома ребёнок не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.
Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.
В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, ребёнок рисует, у него не получается, он рвет тетрадку, разбрасывает карандаши.
- Как Вы думаете, как может проявляться стеснительность и неуверенность у ребёнка?
Родители высказывают свои предположения.
Довольно часто неуверенность в себе выплескивается в раздражение на окружающих – домашних животных, родственников. Вырастая, такие люди, прекрасно понимая, что не смогли чего-то достичь сами, срывают зло и ненависть на окружающих, так легче живется им, но не с ними.
Более доступное поведение неуверенного в себе ребенка в младших классах выражается в замкнутости, стеснительности, робости.
- Уважаемые родители, расскажите, встречались ли Вам в жизни неуверенные и застенчивые люди. Как это проявлялось в их поведении, общении?
Родители рассказывают примеры из своей практики.
Дети служат зеркалом взрослых. Если вы по своей натуре человек неуверенный и стеснительный, то ребенок вряд ли будет вешаться на шею первому встречному. С другой стороны, вы испытываете стыд за него и ребенок, чувствуя это, не знает, зачем он нужен в этом мире, каким он есть и каким должен быть, чтобы вы его любили просто за то, что он ваш ребенок. Есть еще одно — это темперамент, который закладывается при рождении и, как правило, не меняется. Детей воспитывают не слова, а поступки взрослых и его окружение. Стеснительный? — Значит, его когда-то стеснили, вогнали в те рамки, которые теперь ему и мешают проявлять себя в социуме.
Анализ анкет обучающихся и родителей в сопоставлении
С детьми и Вами, уважаемые родители, я проводила анкетирование. И сейчас я хочу обратить ваше внимание на результаты, и проанализировать их.
Тренинговый практикум по преодолению детской застенчивости и неуверенности
Уважаемые родители, предлагаю Вам рассмотреть и разыграть небольшой комплекс упражнений, который Вы можете провести со своим ребёнком дома, чтобы помочь своим детям в преодолении застенчивости и неуверенности. Самое главное правило, которого Вам нужно придерживаться - регулярность проведения упражнений со своим ребёнком, заинтересованность и родителя, и ребёнка в результате.
Родители под руководством учителя активно выполняют предложенные упражнения.
Упражнение №1 «Авторитет»
Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. Пусть ребёнок ещё раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая …»
Упражнение № 2 «Мои эмоции»
Предложите ребёнку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.
Упражнение № 3 «Неоконченный рассказ»
Предложите ребёнку закончить рассказ, начатый вами. К примеру, «Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами и …»
Упражнение № 4 «Маски»
Ребёнку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.
Упражнение № 5 «Разговор по телефону»
Дайте ребёнку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т.д.
Упражнение № 6 «Сказочное волшебство»
Назовите ребёнку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребёнок придумывает о нем сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.
В заключении, я предлагаю Вам выполнить ещё одно упражнение «Подарок» с целью завершения тренинга.
«Давайте подумаем, что мы могли бы подарить вашему товарищу, чтобы взаимодействие с ним стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас подарит ему. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.» Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить товарищу. «Давайте наградим себя за успешное проведение нашего собрания бурными аплодисментами!»
Все перечисленные упражнения помогут вам преодолеть неуверенность вашего ребёнка.
Уважаемые родители, помните, что вы должны дать понять своему ребёнку, что он любимый и неповторимый. В первую очередь ребёнку нужно ощущение защищенности, надежности, крепости или крыла, под которым можно спрятаться. Главное, что дает уверенность даже в самой плачевной ситуации любому – это ощущение, что хоть кто-то принимает тебя таким, каков ты есть на самом деле. Малышу нужно напоминать, что мама любит не хорошего или успешного сыночка, или дочку, а всякого, любого.
Обсуждение памяток для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности детей
Уважаемые родители, предлагаю Вам ознакомиться с рекомендациями по преодолению застенчивости и неуверенности (Приложение 2)
У каждого родителя памятки с рекомендациями. Родители читают и обсуждают их.
4. Заключительная часть
Уважаемые родители, наше собрание подошло к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя?
Родители высказывают свои предположения.
Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Благодарю за сотрудничество!
3