Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Развитие речи и коммуникативной культуры будущих первоклассников - условие успешного обучения в школе»
Цель: помочь детям выработать свой коммуникативный стиль, осознать свою индивидуальность, освоить способы общения с окружающими.
Задачи: - продолжать развивать коммуникативные навыки общения;
- познакомить с навыками саморегуляции и релаксации.
Повестка дня:
1. Приветствие родителей - учитель – логопед Войтенко Т.И.
2. Диспут «Развитие речи и коммуникативной культуры будущих первоклассников, как условие успешного обучения в школе» - учитель – логопед Войтенко Т.И.
3. Решение родительского собрания
4. Рефлексия
Форма проведения: диспут
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители.
Место проведения: групповое помещение
Время проведения: 16.30
I. Вступительная часть. Приветствие родителей.
Учитель - логопед: - Добрый вечер, Уважаемые, родители!
Начало школьного обучения – это закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Однако это и переломный момент, это переход к новому образу жизни и условиям, к новому отношению к самому себе и своей деятельности; новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками; новому положению в обществе.
Самая главная формула успеха –
знание, как обращаться с людьми.
Теодор Рузвельт
II. Основная часть.
Учитель - логопед: - Войтенко Т.И.
Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Образно психологическую готовность ребенка к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший, крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройства нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.
Готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Прежде всего, это формальные вербальные познания, усвоенные раньше времени, только мешающие дальнейшему обучению. Они создают иллюзию познания, и потому блокируют продвижение вперед. Ребенку в первом классе кажется, что этот материал ему уже знаком, и поэтому он воспринимает новую информацию невнимательно и без интереса. Гораздо важнее воспитание у детей 5-7 лет качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью. Сегодня мы будем говорить о коммуникативных навыках и о речи, как средстве общения.
Вопрос: Что же такое коммуникативные навыки? (ответы родителей)
Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
- умение сотрудничать – это результативная работа в паре или группе сверстников, способность договариваться, находить общее решение, принимать мнение других, умение приемлемыми в обществе способами отстаивать свои интересы;
- умение слушать и слышать – способность ребенка сосредотачивать свое внимание на том, что ему говорят;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию – это умение воспользоваться информацией, которую они получили: понять задание, выполнить инструкцию, совершить какие-либо действия;
- умение говорить самому.
Вопрос: Как помочь ребенку овладеть этими умениями? (ответы родителей)
Я вас, наверное, удивлю, когда скажу, что для этого не надо ничего специально делать. Давайте рассмотрим обычный выходной день обычной семьи.
В субботу вечером всей семьей планируем воскресный день. Обязательно вместе с ребенком. Пусть он выскажет свои пожелания, вы – свои. Обсудите, спланируйте, можно даже специально создать ситуацию столкновения мотивов. Покажите на своем примере, как можно прислушиваться к желаниям другого человека, без ущерба для своих желаний. Допустим, что вы решили, что после завтрака вы всей семьей смотрите новый мультфильм, потом готовите пирог по рецепту бабушки, а после обеда идете кататься на коньках, лыжах или горке.
Утро – отличное время для тренировки умения слушать и понимать информацию. Вы даете инструкцию, как заправить постель, или что, в какой последовательности сделать, чтобы все успеть и так далее.
После просмотра мультфильма обязательно нужно его обсудить, спросить у ребенка его мнение о героях, об их поступках, кто ему больше понравился, а кто совсем не понравился. Тем самым вы тренируете у ребенка навык рассуждать, обрабатывать полученную информацию.
А уж когда наступит время печь пирог, то здесь всласть можно натренироваться такому умению, как сотрудничество! Кроме того, в этом виде деятельности мы учимся: и понимать инструкции, и обрабатывать информацию, и использовать эту информацию в практической деятельности.
Прогулка на свежем воздухе может помочь нам воспитать в ребенке чувство семейного единства, умения получать удовольствие от физических нагрузок, а если вы будете проводить время в общественном месте, то и умение взаимодействовать с другими
людьми, уважать их личное пространство.
На этом примере вы, уважаемые родители, видите, что для того, чтобы подготовить своего ребенка к школьному обучению, не нужно специально выделять время или искать специалистов. Все, что необходимо, вы способны давать своим детям в любой момент вашего взаимодействия.
Речь, в свою очередь, является бессменным партнером коммуникативной сферы, так как коммуникация, общение невозможно
реализовать без овладения речи. Речь в старшем дошкольном возрасте превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы.
Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная литература. Для развития речи могу порекомендовать следующие игры, в которые можно играть по пути в сад или домой.
«Я начну, а ты закончи»
Задача ребенка - закончить предложение, употребив однокоренной глагол противоположного значения. Например: «Утром школьники пришли на уроки, а днем … (ушли). Дети забежали за дом, а потом … (выбежали). Курочка сначала подошла к забору, а потом … (отошла)».
«Синонимы»
Задача ребенка – назвать каждому слову синоним. Например: ругаться (ссориться), фантазировать (мечтать), печаль (грусть), прыгать (скакать), приятный (очаровательный), стучать (колотить) и т. д.
«Антонимы»
Точно также можно поиграть с антонимами. Например: поднимать (ронять), потолок (пол), бросать (ловить), сладкий (горький), радоваться (грустить) и т. д.
«Загадки»
Учить ребенка отгадывать загадки, ориентируясь на внешние и внутренние признаки предмета или явления. Например: «Круглый, полосатый, к тому же еще и хвостатый. Красное сердце, зеленый снаружи. Имеет сладкий, вкусный сок». После того, как ребенок научится отгадывать загадки, пусть пробует сам загадывать их, стараясь подробно описать загадываемый предмет.
«Рифма»
Ребенок должен подобрать рифму к слову. Например: дом - ….
«Найди ошибку»
Предложите ребенку найти ошибку в предложениях. Например: Осенью
парке расцвела сирень. Красивый ковер лежит в полу. Ольга побежал к реке. Солнышко выглянуло за тучи.
«Кто и что делал»
Предлагайте ребенку составить предложения по разным моделям. Например: Кто? Что делает? Куда? – Я иду в бассейн. Кто? Когда? Что делал? Где? – Ваня вечером гулял в саду.
«Увеличение предложения»
Предложите ребенку простое предложение, например, «Ярко светит солнце». Договоритесь, что по очереди будете добавлять в это предложение слова: На небе ярко светит солнце. На небе ярко светит весеннее солнце. На утреннем небе ярко светит весеннее солнце.
«Закончи предложение»
Попросите ребенка закончить предложение: Мы завтра пойдем гулять, если… . Я бы подружился с ним, если бы … .
«Тренировка понимания смысла»
Читайте детям поговорки и фразеологизмы, просите, чтобы ребенок объяснил, что они означают.
Решение родительского собрания:
- продолжать формировать способности анализировать свои и чужие поступки, находить выход из конфликтных ситуаций;
- обучать детей поддерживать контакты, владеть этически ценными формами и способами поведения.
III.Заключительная часть.
Учитель - логопед:- На этом я хочу закончить свое выступление, и пожелать вам, уважаемые родители – терпения и сил, а вашим деткам – счастливых и любящих родителей.
Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна
А так же не всем по зубам.
Агния Барто
Релаксация «Кораблик»
Вопрос: - Какое настроение у вас после собрания? (ответы родителей)
Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если собрание понравилось – алый парус, если на душе «тоска зеленая - зеленый парус, если собрание никак не тронуло – черный парус.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!