СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект родительского собрания в подготовительной группе: "Ребенок на пороге школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект родительского собрания на в подготовительной группе

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания в подготовительной группе: "Ребенок на пороге школы"»

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе

Тема: «Ребенок на пороге школы»


Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, вооружить их знаниями о психологической готовности детей к школе.

Задачи:

1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

2. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

3. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности.

План проведения родительского собрания:

  1. Беседа «Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;

Цель: изучение условий, созданных для осуществления подготовки детей к школе.

2. Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе»,

3. Игровое упражнения для родителей «Согни листок»

4. Видеоролик для родителей «Наши размышлялки о школе»;

5. Проведение консультаций для родителей. Буклеты «Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу», Возрастные особенности детей 6-7 лет

6. Выбор родительского комитета.

7. Разное.

















Ход собрания:


Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем собрании. Этот год - последний год пребывания наших детей в детском саду. Не успеем оглянуться, перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Поэтому для нас самым главным в этом году является подготовка детей к школе. А как же подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас, взрослых. Как вы думаете, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий школьник? (Высказывания родителей).

Да, вы правы. И если объединить все ваши ответы, можно сделать вывод о том, что готовность детей к школе состоит из готовности физической, интеллектуальной, психологической.

Сегодня работа нашего родительского собрания посвящена подготовке детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО – федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который действует с 1 января 2014 года. В нем чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.

В первую очередь остановимся на работе с родителями. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители участвуют в реализации Основной Образовательной программы детского сада, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Нам бы хотелось, чтобы Вы, родители, были активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Сегодня, реализуя образовательный стандарт, обращаем Ваше внимание на целевые ориентиры, которые прописаны в этом документе. Что такое целевые ориентиры? Это требования Стандарта к результатам освоения Программы, возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. То есть ребенок не обязан, не должен что-то конкретное знать, а должен соответствовать всем этим критериям.

      Воспитатель: поступление в школу – это вхождение ребенка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства он пробудит в душе, какие оставит воспоминания, в огромной мере это зависит от того, что приобрел ребенок за годы дошкольного детства.         

Успех ребенка к школе зависит от: психологической готовности ребенка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; развитие произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания; развития речи и фонематического слуха.         

Психологическая готовность ребёнка к школе возникает как итог всей дошкольной жизни ребенка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, с взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Креме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребенка.         

Сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она все меньше и меньше заполняет жизнь ребенка. На место игры пришел – телевизор и компьютер. При этом в компьютерной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребенка, а ребенок из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению  интеллектуального развития ребенка и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности. Поэтому игра должна быть ведущей деятельностью для дошкольника.        

Воспитатель: Перед поступлением в школу ваш ребенок должен иметь определенный запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребенок должен знать: имя, фамилию, адрес (улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребенок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д. Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять

Физическая готовность – это:

- хорошее состояние здоровья,

- достаточный уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.),

- достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек,

- закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям,

- хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?


Существует много различных упражнений по развитию моторики:

- раскрашивание;

- вырезывание;

- штриховка;

- лепка;

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- завязывание и развязывание;

- перекладывание мелких игрушек;

- закручивание и раскручивание гаек;

- перебирание крупы;

- конструирование;

- мозаика.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

И самое главное: Не делайте за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей.


«Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  1. чрезмерная игривость;

  2. недостаточная самостоятельность;

  3. импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

  4. неумение общаться со сверстниками;

  5. трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

  6. неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

  7. низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

  8. плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

  9. недостаточное развитие произвольной памяти;

  10. задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.)


4. Игровое упражнение для родителей «Согни листок».

Воспитатель: Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя его, не смотрите на других, чётко выполняйте инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным.

Итак, возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните свои листы и положите на пол перед собой.

Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно? Почему? Видите, насколько по-разному воспринимается одна и также инструкция разными людьми. Мы все хоть чем-то отличаемся друг от друга. От того, что сходства и различия есть между нами, у нас формируются предубеждения и стереотипы по отношению к окружающим. Это происходит потому, что различия преувеличиваются, а сходства недооцениваются.

Воспитатель: Мы хотим предложить вам тест на определение готовности ребёнка к школе. 4. Тестирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе» Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш ребенок в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.


Результат: Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш ребенок может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, Вам следует больше уделять времени и внимания на занятия с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому Ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться, упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

Упражнение «Согни листок»

Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя его, не смотрите на других, чётко выполняйте инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным.

Итак, возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните свои листы и положите на пол перед собой.

Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно? Почему? Видите, насколько по-разному воспринимается одна и также инструкция разными людьми. Мы все хоть чем-то отличаемся друг от друга. От того, что сходства и различия есть между нами, у нас формируются предубеждения и стереотипы по отношению к окружающим. Это происходит потому, что различия преувеличиваются, а сходства недооцениваются.

Воспитатель: А сейчас мы предлагаем вашему вниманию посмотреть видеоролик «Наши размышлялки о школе».

Воспитатель: Уважаемые родители мы разработали для вас Буклеты «Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу», Кроме того, в «Уголке для родителей», в «Уголке первоклассника» вы всегда можете найти информацию, задания, игры, в которые можно поиграть дома.
Вы - родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.

Давайте сейчас каждый из вас напишет на листочке ваши пожелания о том, чему бы вы хотели, чтоб ваш ребенок умел/научился к поступлению в 1 класс (подпишите листочки) – положим в баночку. А в конце года почитаем и посмотрим, добились ли мы с вами этих пожеланий.

6. Выбор родительского комитета.

7. Разное.

Протокол решения родительского собрания
1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе. Организовать с детьми экскурсию в школу, посещение выставок с целью расширения кругозора, ознакомления со школой, работой учителя.
3.Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.
4.Принимать участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной, эстетической и спортивной направленности.






Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
• Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.



























Памятка для родителей по подготовке детей к школе

• Избегайте больших нагрузок на ребенка.
• Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и прочее).
• Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).
• С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.
• Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
• Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
• Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий.

• Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
• Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.


7