Организационный момент | Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Дарья Александровна - В стране родного языка Не всё известно вам пока. Работать мы сейчас начнём И сами до всего дойдём. - Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете. - Откройте тетради, запишите: число. Классная работа. | Приветствуют учителя Записывают число , классная работа | Личностные |
Актуализация знаний Минутка чистописания. | Наш урок начнется с минутки чистописания . Подготовка к письму: Пальчиковая гимнастика: Вот помощники мои, Их, как хочешь, поверни – Раз, два, три, четыре, пять! Постучали, повернули И работать захотели – Тихо все на место сели. Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений Ос, Со Ос – верхнее соединение Со—верхнее соединение Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать? - Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О. - Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина). - Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой). - Как назвать её по-другому? (осинка) Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый) Запишите все слова и подчеркните букву. На слайде презентации написано предложение : Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны. Дает задания для учеников: 1. Определить, сколько предложений в тексте 2. Запиши первое предложение 3. Подчеркните главные члены предложения. 4. Какое слово употреблено здесь в переносном значении? | Дети выполняют пальчиковую гимнастику Дети записывают ОС и Со Осина Осина лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой осинка осиновый записывают новое словарное слово Осина,осинка,осиновый Записывают 1 предложение в тетради 3 предложения Дети записывают первое предложение. Подчеркивают главные члены предложения Пришла поздняя осень Находят переносное слово «пришла» | Коммуникативные |
Изучение нового материала | Учитель просит прочитать еще раз первое предложение. И задает вопросы: 1. Какими словами можно заменить слово пришла? 2. Чем похожи слова наступила, началась, пришла? 3.А как одним словом можно назвать такие слова? Для этого нам нужно узнать тему урока. Давайте отгадаем ребус Откройте учебник на странице 52 и прочитайте правила в желтой рамке. Прочитайте правило . Как называются слова которые произносятся по разному ,а по смыслу одинаковые или очень близкие по значению? Так как называются слова, близкие по значению? Перескажите правило про синонимы Давайте запишем слово синоним , в словарную работу , около слова осина Подбери к данным словам синонимы используя слова для справок . Друг, доктор, сила Слова для справок: мощь, товарищ, врач, Тема урока :Что такое синонимы? | Отвечают на вопрос: Наступила, настала, началась. Они близки по значению. Дети затрудняются ответить. Синоним Открывают учебники и работают с правилом Дети отвечают: Слова, близкие по значению называются синонимами. Дети записывают слово синоним Друг – товарищ ,доктор – врач,сила – мощь,неправда – ложь,поддержка – помощь,родник – ключ. | |
Закрепление изученного материала | Первичное закрепление, уточнение знаний. (Учебник, с. 53 упр. 68.) Откройте учебнике на странице 53, найдите упражнение 68 , прочитайте. Что нам нужно сделать? Рисунок-узор ,бежать-мчатся, красный — алый. Какие слова называются синонимами? Слово рисунок-узор ,они одинаковые по смыслу ? А бежать и мчатся ? А как можно назвать красный по другому ? Упражнение 67. Прочитайте задание . Давайте прочитаем первый ряд синонимов , в чем их сходство ?А в чем сходство слов во 2 ряду , а третьем , четвертом? Давайте запишем второй ряд синонимов и составим с одним из слов этого ряда предложение. Детям раздаются карточки с заданиями ,слов близких по значению, расположенных в два столбца. Ребята перед вами лежат карточки , вам нужно найти слова близкие по значению в двух столбцах и соединить их. смелый прекрасный еда думать лётчик друг молчаливый пища отважный товарищ чудесный пилот размышлять После выполнения задания, ребята посмотрите на доску проверьте правильно ли вы нашли близкие по значению слова , если вы все нашли правильно то нарисуйте смайлик зеленым карандашом ,если вы допустили ошибку ,то нарисуйте смайлик красным карандашом. | Закрепляют умение различать синонимы. Дети читают вслух упражнение Доказать что слова в каждой паре синонимы , составить предложение со словами любой пары. Слова которые произносятся по разному , но одинаковые по смыслу Эти слова одинаковые по смыслу Алым Составляют предложение . Чтобы закончить свой рисунок, Катя изобразила на вазе узор. Дети читают задание Все эти слова обозначают родину. 2 ряд – эти слова обозначают мир 3 ряд – эти слова можно назвать одним словом ловкий. 4 ряд – эти слова обозначают слово разговаривать Дети записывают 2 ряд синонимов. Дружба у этих мальчиков крепка. Ученики выполняют задание: находят из каждого столбца близкие по значению слова. (неразговорчивый –молчаливый, смелый – отважный, прекрасный – чудесный, еда – пища; думать – размышлять, лётчик – пилот, друг – товарищ.) Дети проверяют все ли они сделали правильно и рисуют смайлик. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Открывает вопросы на интерактивной доске: 1. Какой новый термин узнали на уроке? Какие слова называют синонимами? Если вам все понравилось на уроке поднимите зеленый карандаш, если возникли трудности и у вас что-то не получалось то поднимите красный карандаш. | Дети отвечают: - Синонимы. - Разные по написанию и близкие по смыслу. Поднимают карандаши | Личностные |