Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г -групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные |
Мотивационный этап | Способствовать сознанному вхождению обучающихся в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания. | Методы: 1.Словесные; Приёмы; 1.Фронтальный опрос. | Чтобы хорошо учиться, Нужно каждый день трудиться. С ленью нам не по пути, К знаньям будем мы идти. Здравствуйте ребята, я очень рада всех видеть, присаживайтесь. Ребята, давайте настроимся на хорошую работу. А для этого внимательно посмотрите на карточку №1.
Хочу - Могу - Надо - Что вы хотите сегодня получить от нашего урока русского языка? Запишите это в свою карточку. А скажите, что вы можете для этого сделать? Запишите в свою карточку. И наконец, что же надо сегодня на уроке делать, чтобы достичь того, чего вы хотите? Запишите это в свою карточку. На уроке мы будем руководствоваться этой карточкой. И если вдруг, задания будут казаться сложными, обращайте внимание на 1 пункт, чтобы знать, к чему вы стремитесь на уроке. | Воспринимают речь учителя Приветствуют учителя, присаживаются Открывают карточку №1 Мы хотим получить новые знания, узнать что-то полезное и интересное Активно работать на уроке, выполнять задания Чтобы достичь того, что мы хотим, надо преодолевать возникающие трудности | Ф И | Карточка №1 | Самоконтроль, устный | 1.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. | Р -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; К- активное использование речевых средств; П- овладение логическими действиями анализа. | 1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | Организовать подготовку мышления обучающихся к новому шагу в учебной деятельности, самостоятельному выполнению ими пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения. | Методы: 1.Словесные; 2. Практические. Приёмы: 1.Практическая работа под руководством учителя; 2. Объяснение учителем плана действий. | Откройте тетради и запишите число, классная работа. Предлагаю провести небольшой буквенный диктант. На следующей строке, после классной работы, красивым каллиграфическим подчерком, запишите в строчку: 1. заглавную букву, обозначающую звук парного по глухости-звонкости звуку [б]; 2. запишите строчную букву, обозначающую звук парного по глухости-звонкости звуку [ф]; 3. запишите строчную букву, обозначающую звук парного по глухости-звонкости звуку [г]; 4. запишите заглавную букву, обозначающую звук парного по глухости-звонкости звуку [д]; 5. запишите строчную букву, обозначающую звук парного по глухости-звонкости звуку [ш]; 6. запишите заглавную букву, обозначающую звук парного по глухости-звонкости звуку [с]. Ребята, какие это звуки? На какие две группы можно разделить эти согласные? Верно. Оля, назови все парные глухие согласные, которые ты знаешь. Паша, назови все парные звонкие согласные, которые ты знаешь. | Открывают тетради, записывают число, классная работа. Записывают в строчку: П в к Т ж З Это согласные звуки Строчные и заглавные. Глухие и звонкие П, Ф, К, Т, Ш, С Б, В, Г, Д, Ж, З | Ф И | Схема парных согласных по глухости/звонкости | Устный, фронтальный | 1.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических). | Р-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; К- активное использование речевых средств; П- овладение логическими действиями классификации по родовидовым признакам. | 1.Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
Выявление места и причины затруднения | Организовать выявление обучающимися места и причины затруднения. | Методы: 1.Словесные; 2.Наглядные (демонстрация схем); 3. Метод проблемного изложения в обучении. Приёмы: 1.Создание проблемной ситуации (проблемной задачи); 2.Чтение схем. | Учитель записывает на доске 2 одинаковые транскрипции лу[к], и располагает картинки. Катя, назови, что изображено на картинках. Что интересного вы заметили при произношении данных слов? Верно. Олег, выйди к доске и соедини слова с их изображением. Спасибо, присаживайся. Учитель меняет схемы местами. Ребята, как вы считаете, что то изменилось? А как тогда определить где какое слово? Какими буквами может обозначаться звук в транскрип-ции? Учитель записывает схему на доске. Лу[к] Г К Маша, охарактеризуй звуки [Г] и [К]. Они какие? Какой вывод вы можете сделать? А как мы будем это определять? С помощью чего? То есть, у нас возникла проблема. Как звучит наша проблема? Какую цель мы поставим на урок? Чему мы научимся на уроке и что узнаем? Что будем развивать на уроке? И конечно, мы будем воспитывать ценностные ориентиры к изучению родного русского языка. | На картинке слева изображен луг, а на картинке справа изображен лук. Оба слова произносятся одинаково Выходит к доске и соединяет Нет Нужно обозначить звук буквой Звук может обозначаться буквами Г и К. Эти звуки парные по глухости\звонкости. Чтобы понять какое слово мы имеем ввиду, необходимо определить букву, которую пишем. Мы не знаем Мы не знаем как определить какую букву парного по глухости-звонкости согласного писать. Изучить написание парных-по глухости звонкости согласных звуков. Узнаем признаки орфограммы, алгоритм применения правила. Мы будем развивать мышление, память, речь | Ф | Предметные картинки (луг, лук), классная доска | Устный, фронтальный | 1.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры. | П - овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий, построения рассуждений; Р - определение общей цели и путей ее достижения; К- активное использование речевых средств. | 1.Формирование к наличию мотивации к работе на результат; 2.Формирование эстетических потребностей. |
Построение проекта выхода из затруднения | Осуществить процесс обдумывания проекта в будущих учебных действиях: постановки цели, построения плана достижения цели. | Методы: 1.Объяснительный; 2.Наглядный. Приёмы: 1.Разъяснение плана действий обучающимися; 2.Чтение плана работы. | Что мы должны сделать, чтобы решить возникшую проблему? Я предлагаю вам наш план действий на уроке. Но вот беда, все пункты плана перемешались, и пользоваться этим планом мы сможем, только когда восстановим последовательность. Внимательно прочитайте все пункты и восстановите последовательность. 1. закрепить полученные знания.. 2. научиться обозначать букву звука по алгоритму; 3. изучить правило и запомнить его; 4. составить алгоритм применения правила; Именно по этому плану и будет выстроена наша сегодняшняя работа. | Чтобы решить возникшую проблему, необходимо составить план действий. 1. изучить правило и запомнить его; 2. составить алгоритм применения правила; 3. научиться обозначать букву звука по алгоритму; 4. закрепить полученные знания.. | Ф | Разрезной материал на магнитах «План работы», классная доска | Устный, фронтальный | 1.Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. | П- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; К-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов; Р- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | 1.Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
Реализация построенного проекта | Осуществить реализацию построенного проекта с помощью специально подобранных дидактических материалов. | Методы: 1.Практические (практические задания); 2.Словесные; 3.Наглядные. Приёмы: 1. Заполнение алгоритма недостающими словами; 2.Формулирование выводов детьми; 3.Записи на классной доске. | Как определить, какую букву написать на месте транскрипции? Посмотрите на картинки. Измените форму первого слова. Какие слова у вас получились? Подберите к первому слову однокоренные слова. А теперь измените форму второго слова. Какие слова у вас получились? Подберите ко второму слову однокоренные слова. Учитель записывает слова на доске в два столбика под диктовку детей. Посмотрите внимательно на эти слова. Что вы заметили? А в какой части слова происходили изменения? Итак, сделаем вывод: в одинаковой части (в корне) одного и того же слова и в однокоренных словах парный по глухости звонкости согласный звук обозначается одинаково. Как вы думаете, какие буквы на месте транскрипций мы напишем? Как называются слова, которые мы подбирали? Какие проверочные слова мы подбирали? А как называются слова, к которым мы подбирали проверочные? Как называется орфограмма, которую мы с вами определяли? Запишите получившиеся слова вместе с проверочными к себе в тетрадь на следующей строке. А после, подчеркните орфограммы и выделите корни слов. Какие корни вы выделили? Какие буквы вы подчеркнули? Учитель записывает на доске слова: Сказка - сказочный Рыбка – рыба Шубка – шуба Посмотрите внимательно на слова. Какая орфограмма здесь представлена? Перед каким звуком находится этот согласный? Как проверяется написание этой орфограммы? Каким образом подбирается проверочное слово? У вас на партах лежат правила, в которых допущены пропуски. Заполните пропуски необходимыми словами. Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный в конце слова или перед другим парным согласным – это _________. Написание буквы обозначающий парный по глухости звонкости согласный нужно __________. Для этого надо либо изменить _________ этого слова, либо подобрать ___________слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным. Посмотрите на экран и проверьте по эталону. Сформулированное нами правило, дома вклейте в тетрадь. Итак, проговорим еще раз алгоритм. | Не знаем Луга, за лугом, на лугу. Луговой. С луком, нет лука. Луковый. Что в однокоренных словах, и формах первого слова пишется буква «г», а второго слова – буква «к». В корне На месте первой транскрипции напишем букву «г», на месте второго – «к». Проверочные. Такие, чтобы после этого согласного стоял гласный звук. Проверяемые. Парный по глухости звонкости согласный в конце слова. Записывают слова. Подчеркивают орфограммы и выделяют корни слов. -лук-, -луг- К и Г одной чертой, у – двумя. Парный согласный по глухости звонкости Перед таким же парным согласным Подбирается проверочное слово. Так, чтобы после этого согласного стоял гласный. Орфограмма проверять форму однокоренное (родственное) Проверяют по эталону Проговаривают сформулированный алгоритм | Ф | Классная доска, интерактивная доска\проектор, наглядные картинки, раздаточный материал «алгоритм». | Устный\ письменный, фронтальный | 1.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Р -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; К- осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной монологической речи; П - | 1.Овладение навыками смыслового чтения. |
Первичное закрепление во внешней речи | Проконтролировать решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух обучающимися. | Методы: 1.Словесный; 2.Игровой; 3.Практический; Приёмы: 1.Формулирование выводов, объяснение заданий; 2.Загадка; 3.Выполнение упражнений детьми по образцу. | Ребята, у Васи для вас есть загадка. Слушайте внимательно Что же это? Что называет это слово? К какой части речи относится? Какая орфограмма в этом слове? Где в слове может находиться парный согласный? Сколько способов проверки вы знаете? Назовите способы проверки парного согласного? Назовите проверочные слова к слову мороз. На следующей строке в тетради записываем №1. И с новой строки с заглавной буквы, запишем слово мороз вместе с проверочными словами, которые вы назвали. Выделить в этих словах корни и подчеркните орфограмму. Та же работа со словами: Мёд, гараж, снег, хлеб. Подбираются однокоренные слова, и разбирается слово по составу (корень и окончание). Работу эту делаем мы вместе, проговаривая вслух, начинаем по цепочке, все следим. Какой вывод мы можем сделать? | ( читает ученик) Невидимкой осторожно Он является ко мне И рисует, как художник, Он узоры на окне. Это – клён, а это – ива, Вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво Белой краскою одной! Мороз Предмет Существительное Парный по глухости звонкости согласный в корне слова В корне слова и на конце слова 2 1. Поставить звук в сильную позицию; 2. Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, морозно, морозить, отморозить 1 ученик у доски, остальные в тетради Записывают слово мороз, морозище, заморозить. Выделяют корень мороз, подчеркивают букву з – одной чертой, гласные о, и – двумя чертами. Работа выполняется детьми вслух с проговариванием каждого этапа алгоритма. Итак, для того, чтобы узнать какую букву необходимо записать на месте парного по глухости\звонкости согласного, надо либо изменить форму этого слова, либо подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным. | Ф И | Классная доска, раздаточный материал алгоритма работы | Самоконтроль, фронтальный контроль | 1.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи. | К-овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Р- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Организовать для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшее освоение новых знаний. Организовать рефлексию хода реализации контрольных процедур. | Методы: 1.Словесный; 2.Практический; 3.Работа с книгой. Приёмы: 1.Объяснение задания учителем; 2.Выполенение упражнения; 3.Чтение задания книги и его выполнение. | Откройте учебник на странице 47, упражнение 23. Сейчас мы проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова. Аня, прочитай задание. Работаем по вариантам. 1 столбик записывает 1 вариант, 2 столбик 2 вариант. Не забывайте подчеркнуть орфограмму и устно подобрать проверочное слово. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки красный карандаш и оцените работу по образцу на слайде в соответствии с критериями: Если ни одной ошибки – 5; 1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3 и более ошибок – 2. Поставьте друг-другу отметки. (выборочно спросить проверочные слова) | Открывают учебник Запишите слова, вставив верную букву. 1 вариант: Сказка, сладкий, пробка, осадки, резкий. 2 вариант: Серёжка, робкий, зимовка, обувь, зарядка. Выставляют оценки в соответствии с критериями. | Ф Г | Учебник, проектор\интерактивная доска | Взаимопроверка | 1.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения практических задач. | П-овладение логическими действиями -анализа, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; П-овладение навыками смыслового чтения | 1.Развитие навыков сотрудничества со сверстниками |
Включение в систему знаний | Уточнить существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний. | Методы: 1.Инструктаж; 2.Практический. Приёмы: 1.Инструктирование по выполнению задания в группе; 2.Выполнение обучающимися творческой работы в группах. | А сейчас у нас очень серьёзная работа, где вы должны показать все свои знания и умения, выполнив задания на выбор. Но для этого мы образуем 6 групп. Карточка № 2: А - задание где надо больше подумать; В – творческое задание, где надо составить текст с изучаемыми орфограммами. Каждой группе необходимо выполнить 2 задания, 2 задание очень сложное, но я верю, что вы справитесь. На выполнение задания у вас остаётся 6 минут. Выполняете задание вы на листочке, после я их соберу и выставлю каждой группе оценки. Все инструкции указаны на карточках Приступайте к работе. Собираю карточки, выставляю оценки. | Образовывают 6 групп Воспринимают инструкцию учителю по выполнению работы Выполняют задание в группах | Ф Г | Раздаточный материал (Карточка №2), | Письменный | 1.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных задач. | П-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; П-овладение логическими действиями синтеза; К-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | 1.Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 2.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |
Рефлексия деятельности на уроке (итог урок) | Зафиксировать изученное знание и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Методы: 1.Словесный; 2.Наглядный. Приёмы: 1.Постановка себя на ступени лесенки успеха; 2.Объяснение учителя; 3.Оценка собственных действий детьми. | Вы большие молодцы, очень активно работали на уроке. Оценить работу предлагаю, как всегда по лесенке успеха. Поставьте себя на 1 ступень – если вы совсем ничего не поняли и не запомнили; Поставьте себя на 2 ступень – если вы всё поняли, но ничего не запомнили; Поставьте себя на 3 ступень – если вы всё поняли и хорошо запомнили; Поставьте себя на 4 ступень – если вы всё поняли и запомнили, но затрудняетесь объяснить другому; И наконец, поставьте себя на 5 ступень, если всё хорошо поняли и запомнили и с лёгкостью объясните другому. Спасибо вам большое за урок. | Воспринимают речь учителя Оценивают себя в соответствии с лесенкой успеха | Ф | Интерактивная доска\проектор | Самопроверка, устно | 1.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. | Р-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; К- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации | 1.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |