1.1 Применение опорных понятий: предложение, грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое, простои и сложное предложение, восклицательные и невосклицательные предложения, повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.
1.3 Развитие специальных (предметных) умений: выделять грамматическую основу предложения, определять вид предложений по существенным признакам (различным основаниям деления), применять правила написания орфограмм.
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – единичное, первичное – вторичное, причина – следствие.
«5» — 31 и б.
«4» — 27-30 б.
«3» —16-26 б.
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы время | Деятельность учащихся |
I. | Оргмомент. | | |
1.1. | Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие раздаточного материала) | 10 сек. | |
1.2. Слайд №1. | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора): «5» — 31 и б. «4» — 27-30 б. «3» —16-26 б. | 30 сек. | Вопрос – понятие – 1 балл. Вопрос – суждение – 2 балла Умозаключение – 3 балла. Осанка – 1 балл. Возражение – 1 балл. Дополнение – 1 балл. Задание №3 – 10 баллов. Задание №4 – 4 балла. Задание №5 – 8 баллов. |
II. | Работа по теме урока | | |
2.1. Слайд №2. | Задание №1. Прочитайте текст. Странная была встреча. Олень глядел на меня и не спешил убегать. Любопытство! Два сливовых глаза глядели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара. Я почти не дышал, не шевелился. Оленю надоела неясность. Он шаркнул передней ногой и опять замер. Не знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал: опасность! Ответьте на вопросы. 1. Как доказать, что это текст? 2. Определите тип текста? Определите стиль текста? 3. Из скольки предложений состоит данный текст? | За каждый правильный ответ - 1 балл. 3 мин. | 1. Текст – это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически? 2. Тип текста – повествование. 3. Стиль текста – художественный. 4. Текст состоит из 9 предложений. |
2. 2. | Формулирование цели урока. Задание №2. Сформулируйте такие проблемные вопросы, ответы на которые позволят достичь цели урока: Что называется____________-? Каким образом ______________-отличаются____________? Каковы свойства и виды _______? | 1 мин. | 1. Что называется предложением? 2. Каким образом предложение отличается от словосочетания? 3. Каковы свойства и виды предложений? |
2.3 Слайд №3. Слайд №4. Слайд №5. | Индивидуальный труд Каждый учащийся получает карточки с заданием: Задание №3. 1. Прочитав текст, определите из какого он произведения. Сформулируйте вопрос-суждение и ответ в виде умозаключения. Задание №4. Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их правописание. Задание №5. 1. Из скольких предложений состоит данный текст? 2. На какие группы можно распределить предложения текста, на основе каких признаков? Построить логическую схему, указав место каждого предложения. | 5 мин Задание. №3–6 б. 5 мин Задание. №4–14 б. 5 мин Задание. №5–11 б. | 1. В. П. Астафьев «Васюткино озеро». 2. Как доказать, что этот текст взят из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»? 2. Произведение, в котором главным героем является Васютка, заблудившийся в тайге, называется «Васюткино озеро». В данном тексте речь идет о Васютке, который заблудился в тайге. Следовательно, данный текст взят из рассказа рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». 1.Вдруг Васютка спохватился. 2.Где же затеси? 3.Тайга. 4.Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. 5.С высоты она казалась огромным темным морем. 6.Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы. 7.Неужели впереди Енисей? 8.Меж кустов мелькнул просвет. 9.Вода! 1. Текст состоит из 10 предложений. 2. Все указанные в тексте предложения можно разделить на простые и сложные (по количеству грамматических основ), повествовательные, побудительные и вопросительные (по цели высказывания), восклицательные и невосклицательные (по интонации), распространенные и нераспространенные( по наличию или отсутствию в предложении второстепенных членов), осложненные и неосложненные (по наличию второстепенных членов предложения). |
2.4 | Простая кооперация . Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда. 1 группа: Объяснить Задание №3. 2 группа: Объяснить Задание №4. 3 группа: Объяснить Задание №5. | 1-2 минуты. | Обсуждение в группах задания, подготовка «Умозаключений». Задание №3. выполняется устно. Задание №4. выполняется на доске. Задание №5. выполняется на доске (можно предложить заготовки, распечатанные на отдельном листке). |
2.5. | Сложная кооперация. | 6 мин. Выступление от группы до 2 б.; дополнения, возражения 1-2 б. | Выступление 1 – 3 групп (по 1-2 мин. каждая). Дополнения, возражения, вопросы-суждения. После каждого выступления учащиеся проверяют работы и выставляют себе баллы. Задание №3 – 6 баллов. Задание №4 –14 балла. Задание №5 –11 баллов. |
2. 6. Слайд №6. | Ответить на вопросы: 1. В чем заключается сущность единства предложений? 2. Каким образом выполненные вами задания могут продемонстрировать единство предложений? 3. Используя карточку №3, сравните грамматические основы предложений(интонацию, пунктуационные знаки и т. п.). Ответы формулировать в виде суждений. | За каждое суждение – 3 б. Выводы от 1 до 3 б. 4 минуты. | Учащиеся еще раз называют общие признаки предложений, в которых заключено их единство: наличие грамматической основы, способность передавать мысли, чувства, просьбы и т. д. Вывод: В грамматической основе предложений не только единство заключено, но и многообразие, т. к. она (основа) может быть разной (состоять из подлежащего и сказуемого или одного из них). Многообразие предложений проявляется и в его видах по разным основаниям деления, что наглядно демонстрирует логическая схема, а среди конкретных предложений еще больше проявляется их многообразие. |
2. 7. Слайд №7. | Завершить работу по теме урока можно следующим заданием: подвести под понятие темы под другие категории философии. | Каждый приведенный пример пары категорий оценивается 2 б. 5 минут. | 1. первичное – простое предложение, вторичное – сложное. 2. причина – наличие в предложении одной грамматической основы, следствие – данное предложение является простым. 3. общее – предложение, особенное – простое предложение, единичное – конкретное простое предложение «Тайга». |
2. 8. Слайд №8. | Самооценка. | 2 минуты. | Перевод баллов в отметку. |
2.8. Слайд №9. | Домашнее задание. | 3 минуты. | 1. Выписать примеры (по 2) простых и сложных предложений из прочитанной вами книги (по выбору). 2. Преобразовать предложения в противоположный вид (простые в сложные и наоборот). 3. Сформулировать к данному заданию вопросы-суждения, ответы подготовить в виде умозаключений (устно). |