1.Актуализация знаний по проблеме урока Цель:Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для обобщения изученного материала. | Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. | - Сейчас чтобы повторить и вспомнить прошлый материал я вам предлагаю разгадать кроссворд. (демонстрируем иллюстрации растений, а учащиеся называют их) 1.Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. (подснежник) 2. Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. (ива) 3. Очень густо он растет, Незаметно он цветет, А когда проходит лето, Мы едим его конфеты, Не в бумажке, а в скорлупке – Берегите, детки, зубки! (орешник) 4. Вот сиреневый цветок Словно птичий хохолок И резной листочек, Тонкий стебелечек. (хохлатка) 5. Под моей листвою пышной Можно скрыться в летний зной. Если «К» сочтете лишним, Смысл получится другой. (клён) 6. Кисть ягоды прекрасная, Жёлтая иль красная, Я достать её боюсь - О шипы уколюсь. Но уважаю с детства Сердечное средство.(боярышник) 7. Из-под снега появились, Солнцу, ветру удивились, Будто облако с небес Синевой окрасив лес. (пролеска) -Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями, но нам необходимо проверить какие признаки прихода весны вы знаете. Для этого мы выполним тест. -Подпишите в правом верхнем углу свою фамилию. Вы должны прочитать предложение и вставить недостающие слова. 1. Какой самый заметный признак прихода весны проталины. 2. Как светит солнце весной ярко. 3. Какой бывает воздух ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. 4. По небу плывут облака. 5. Как часто выпадает снег редко. 6. Что происходит весной со снегом таяние. 7. Во что превращаются массы снега и льда, накопившиеся за зиму в воду. - Кто готов покажите посадкой. С последних парт передайте на первые парты. | 1.Подснежник 2.Ива 3.Орешник 4.Хохлатка 5.Клён 6.Боярышник 7.Пролеска Ключевое слово: Животные. 1.Подснежник 2.Ива 3.Орешник 4.хохладка 5.клён 6.Боярышник 7.пролеска 1.Проталины 2.Ярко 3.Прозрачный, чистый, чуть морозный 4.Облака 5.Редко 6.Таяние 7.В воду | 5 мин | |
3.Рассказ о животных и насекомых Цель: определить вопросы, на которые нужно дать ответ в ходе урока. | | - Посмотрите на слайд. - Кто на нем изображёны? (насекомые) - Скажите, чем они отличаются? (У каждого свое строение, есть воздушные и на земные, у каждого своя внешность) - На слайде представлена бабочка-крапивница. Этот вид бабочки вылетает в начале апреля. Крапивница – одна из самых распространенных в мире бабочек. В народе ее иногда называют «шоколадницей». Бабочка-крапивница принадлежит к семейству нимфалид. В отличие от всех других видов этих насекомых, «шоколадница» может различать красный цвет. Увидеть ее можно не только в поле, но и в лесах, парках, скверах и на городских тихих улочках. Крапивница предпочитает жить в нешумных местах, хорошо укрытых от сильных ветров. Когда начинается дождь, бабочка ищет укрытие в щелях деревьев, дуплах и нередко под крышами жилых домов или внутри помещений (веранды, сараи, многоэтажки и т. д.). У крапивницы очень нежные крылья, и люди зачастую повреждают их, пытаясь помочь «шоколаднице», стараясь выпустить ее наружу. - Это бабочка лимонница. Название «лимонница» объяснимо: крылья бабочки цвета спелого свежего лимона , с изнанки – тоже цвета лимона, но недозрелого, чуть зеленоватого. Лимонница и капустница принадлежат к одному роду - белянки. Увидев эту белянку летом на огороде, не беспокойтесь: это не вредитель, ваша редиска ей не нужна, ей нужен лишь нектар цветов, растущих на участке. И залетела она по нужде. Потому что «уважает» больше цветы растений дикорастущих, и садится лимонница на репейник, василёк, бодяк, мытник, вероника, чертополох, медуницу. Любит цветки ив и берёзовый сок. До начала июня летают только перезимовавшие особи (они прожили почти год). А в июне-июле из куколок выйдут молодые бабочки; часть из них погибнет, прожив до начала октября, а часть уйдёт в зиму. - Давайте рассмотрим строение бабочек. - Ребята, каких насекомых мы можем увидеть весной? - А каких бабочках вы узнали? - Каких диких птиц вы знаете? Воробей, грач, ворона, сорока, скворец, жаворонок) - Какие они бывают? (перелётные и неперелётные) - Грач - рода воронов. Длина 45—47 см. Перья чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва голое; у молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже они выпадают. Грачи всеядны, но главным образом питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Гнездятся на деревьях большими колониями. Обычная зимующая птица крупных населённых пунктов. Обитатель открытых ландшафтов. В населённых пунктах возле старых дорог на деревьях часто встречаются «грачевники» — колониальные поселения, состоящие из десятков гнёзд, которые используются много лет. Всеяден, но зимой питается в основном растительными кормами и пищевыми отходами человека. Зимой держатся одиночно и небольшими группами, часто вместе с другими вороновыми. Весной грач прилетает весьма рано, еще лежит снег на полях. Период прилета в разных местообитаниях падает на период с февраля по апрель. Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Гнездовая колония существует очень долго, даже десятилетия. Один раз в год бывает одна кладка из 3—7 яиц. Птенцы появляются в начале-середине апреля. - Теперь давайте послушаем пение грача. - Скворец — певчая птица семейства скворцовых. Небольшая птица длиной 18,7—21,2 см, размахом крыльев около 38,7 см и весом 75 г. Тело массивное, с короткой шеей. Клюв длинный, острый и слегка изогнут вниз; в сезон размножения жёлтый, в остальное время чёрный. Крылья короткие, в основании широкие и зауженные на конце. Скворец часто потряхивает ими при пении. Оперение спины, грудки и задней части шеи у самок и самцов взрослых птиц не отличается друг от друга: чёрные перья с металлическим блеском, который у отдельных подвидов может иметь фиолетовый, зеленоватый, синеватый или бронзовый оттенки. В зимнее время, когда кончики перьев истачиваются, на теле появляются многочисленные белые либо кремовые крапинки, более крупные на грудке и внешней части крыльев и мелкие на голове. После весенней линьки оперение становится монотонно-бурым. Хвост короткий, длиной 6,2—6,8 см, на конце почти прямой. Ноги красновато-коричневые. Самцы и самки несколько отличаются друг от друга: у самцов перья на грудке удлинённые, тогда как у самки короткие и изящные; в основании клюва самцов имеется синеватое пятно, тогда как у самок в этом месте красноватые крапинки. -Давайте закроем глазки и послушаем пение скворца. - Жаворонок - небольшая птица семейства жаворонковых. Эта маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Спина у него серого цвета, иногда коричнево—жёлтая с пёстрыми вкраплениями, оперение живота белого цвета, грудь, довольно широкая для изящной птички, имеет коричневые пёстрые перья. Цевка светло-коричневая. Голова полевого жаворонка, аккуратная и более утончённая, чем голова воробья, украшена небольшим хохолком, хвост окаймляют белые перья. Над тёмными глазами — светлая бровь. Окраска полевого жаворонка покровительственная, она помогает ему маскироваться в траве и на земле. Самца можно отличить от самки по более крупным размерам и по песне, которая отсутствует у самки. Являясь полевой птицей, жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить. Высота гнезда около 50 мм, самка откладывает от 4 до 6 яиц, которые имеют желтоватый цвет и покрыты мелкими коричневыми крапинками. -Давайте послушаем пение жаворонка, для того чтобы лучше вам представлялось закроем глаза. -Скажите, чье пение вам больше понравилось? Чем? - Чье пение громче? Ниже? - Вы все внимательно слушали. А теперь что бы проверить как вы меня слушали, выполним задание. Вам необходимо вспомнить где чьё гнездо. | Насекомые У каждого свое строение, есть воздушные и на земные, у каждого своя внешность. | 15 мин | |