Конспект семинара – практикума
для педагогов МБДОУ
Тема. Правильность речи педагога – фундамент языковой культуры для дошкольника.
Подготовила и провела Войтенко Т.И.,
учитель – логопед
Октябрь 2021
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи: - уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагогов.
-Совершенствование качества языкового оформления речи педагогов и умения грамотно пользоваться средствами русского языка.
- Формирование стремления педагогов к совершенствованию речи.
Форма проведения: круглый стол
Участники: педагоги ДОУ, учитель – логопед Войтенко Т.И.
План проведения семинара
I. Оргмомент
Вступительное слово - Войтенко Т.И.
Речь является средством общения, познания и социального взаимодействия. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Понятие ясности речи наиболее метко отражено в высказывании римского учителя красноречия Квинтилиана: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять». В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Положении Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» подчеркивается значение нравственного воспитания в становлении нового человека, указывается на необходимость формировать высокую «воспитанность и культуру поведения детей и подростков». Сюда относится и воспитание культуры речи у дошкольников, как одно из направлений нравственного воспитания. Решать эту задачу необходимо начинать в дошкольном возрасте, а значит, мы с вами должны уделять этому самое пристальное внимание. А именно: учить правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.
II. Основная часть
Предлагаемый практический стихотворный материал поможет педагогам в работе с детьми по предупреждению наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
Вопрос: - Почему отдается предпочтение стихам?
Ответ: 1. Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память, тем самым, закрепляя правильное произношение языковой единицы.
2. Кроме того, выразительное поэтическое слово – прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья.
Работу с поэтическими строчками, включающими слово, в котором дети часто допускают ошибку, является дополнением к тем занятиям и дидактическим играм, которые проводятся в группах.
Задача педагога выработать у каждого ребенка произношение (проговаривание) всех звуков.
Первое стихотворение, в частности отрывок из стихотворения С. Михалкова «Сашина каша»:
- Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша, -
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно, -
Как люди говорят, -
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад.
Он скажет: «До свидания»,
А слышится: «До здания».
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь».
В речи дошкольников встречаются различные ошибки: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические.
К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например коклета вместо котлета, колидор вместо коридор. Детям также нелегко выговаривать губной и губно-зубной звуки на стыке слогов, поэтому в слове трамвай некоторые дошкольники мв заменяют на нв.
Для закрепления в речи детей правильного произношения этих слов предлагаются следующие стихи:
- Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.
Встала бабушка с кровати –
Все равно вставать пора!
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра (А. Барто «Веревочка»)
В практике часто встречается неправильное произношение согласных в словах:
скучно, скучный, конечно (вместо чн ------- шн);
что, чтобы, чтоб, потому что (вместо чт----------- шн ) Тренировочные тексты:
- Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня (А. Барто « Фонарик»)
- Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший (А. Барто «Мишка»)
В последнем примере следует обратить внимание на слова «все равно». Часто дети произносят их как «сирамно»
Нередко на месте (о) появляется (э) в таких словах,
как оседланный (вместо нормативного осёдланный),
щелка, щелочка (вместо щёлка, щёлочка),
шерстка (вместо шёрстка)
Тренировочные тексты:
- Горит на столе
Одинокий огонь,
И смотрит в кроватку
Осёдланный конь (Л. Квитко «Лошадка»)
- Бродили по дороге Дремота и Зевота.
Дремота забегала в калитки и ворота,
Заглядывала в окна и в щёлочки дверей
И детям говорила: - Ложитесь поскорей!
(С. Маршак «Дремота и зевота»)
- Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.
(А. Барто «Лошадка»)
Вторая группа ошибок – акцентологические. Это речевые ошибки, состоящие в неверной постановке ударения в слове. Дошкольники
произносят: запыхавшись (вместо запыхавшись), ракушка (вместо
ракушка) и т.п.
Закрепить нормативное ударение в данных словах помогут следующие стихи:
- И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слез:
- Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унес. (В. Осеева «Ежинка»)
У старших дошкольников наблюдается неверное произношение слова квартал в значении «часть города, отрезок пути». Правило, что и в этом случае, и в значении «четвертая часть года» произносится квартал, а не квартал.
- Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале,
Командир сигнал дает,
И сейчас же – в миг единый –
Вырываются машины
Из распахнутых ворот. (С. Маршак «Пожар»)
Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах: раскидал (вместо раскидал) и др.
- В квартире над нами
Есть мальчик Андрюшка.
По комнате всей раскидал он игрушки. (Я. Аким «Неумейка»)
Третья группа – словообразовательные ошибки. Они состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Так, вместо поскользнулся можно услышать «подскользнулся», вместо сшить платье – просторечное «пошить платье» и др.
Пример тренировочного текста:
- Поскользнулся, задом пятясь, -
И к милиции в объятья. (А. Барто «Мальчик наоборот»)
Четвертая группа – морфологические ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
Значительная часть речевых ошибок на морфологическом уровне появляется в результате слишком прямолинейного следования законам языковой системы. Ребенок первоначально вырабатывает для себя упрощенный вариант нормативного языка и придерживается его логики, подгоняя исключения под общие правила. Так, в детской речи, вопреки нормам литературного языка, существительное пальто, кенгуру изменяются по падежам и числам, существительные ножницы, брюки приобретают единственное число и т.п. Чтобы предостеречь ребят от этих ошибок, нужно обучать их правильному формообразованию слов такого типа. И в этом опять же помощниками могут стать стихотворные строки.
- За партой Павлик и Тарас
Сидят два друга милых.
Вот видит Павлик как-то раз:
У друга нос в чернилах. (А. Барто «Позорное пятно»)
Пятая группа – лексические ошибки. Наиболее часто встречается такое типичное искажение нормы, как употребление слова обратно в значении «опять, снова». Слово опять хорошо закрепляется с помощью стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять»:
- У меня опять
Тридцать шесть и пять.
Шестая группа – синтаксические ошибки, заключающиеся в неверном построении словосочетаний и предложений. Низкая частотность этих ошибок объясняется тем, что дошкольники в своей речи обходятся без сложных синтаксических конструкций. На уровне словосочетания наблюдается нарушения норм согласования и управления, например:
«день рождение» вместо день рождения,
«смеется с меня» вместо смеется надо мной.
Пример:
- Что за наваждение
Чей же день рождения? (А. Барто «День рождения»)
В детской памяти слово закрепляется, если педагог не только предлагает поэтические строки для прослушивания, но и проводит беседу по содержанию стихотворения.
К речи педагога предъявляются следующие требования:
правильно произносить все звуки родного языка;
чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;
использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
III. Заключительная часть.
Дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Поэтому воспитатель должен быть очень внимателен к собственной речи, постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.
Язык
С благоговеньем прикасайся,
К тому, чем ты вооружен,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно легок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен,
Наш удивительный язык. (С. Скачко)
Литература:
Крысин, Л.П. Язык в современном обществе [Текст] / Л.П. Крысин – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008 — 208 с.
Прудкина, Е.Н Культура речи и эффективность общения [Текст] / Под ред. Л. К. Прудкиной, Е. Н. Ширяева – М.: Просвещение, 1996 — 57 с
Розенталь, Д.Э. А как лучше сказать? [Текст] / Д.Э. Розенталь – М.: «Просвещение», 1988 — 42 с.
Ширяев, Е.Н. Что такое культура речи [Текст]/ Е.Н. Ширяев // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995- С. 9-10.
Ширяев, Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина [Текст] / Е.Н.Ширяев // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. –