ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №327 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
УТВЕРЖДАЮ: «_______»_____________20______ года Методист __________/_______________/ подпись Ф.И.О. |
|
Конспект семинара – практикума с педагогами |
Тема: Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников |
|
|
|
|
Подготовил:
воспитатель Корнева Н.В
г.Донецк
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями по формированию ЗОЖ у дошкольников.
Материальное обеспечение семинара: мультимедиа-проектор, ПК, экран, бумага, ручки, мяч, доска, маркер.
Подготовительная работа:
- Памятка для воспитателей «Формы работы с семьей по формированию здорового образа жизни у дошкольников».
- Просмотр занятия по физкультуре в подготовительной группе.
- Конкурс на лучшее методическое пособие по формированию ЗОЖ
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
Часть I. Теоретическая.
Вступительное слово. Знакомство – приветствие.
Доклад «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей»
Часть II. Практическая – коллективная деятельность.
1. Игры на раскрытие понятия «Здоровый образ жизни»
- упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека);
- решение кроссворда «Здоровье»;
- деловая игра «Виды здоровья» (работа в командах).
2. Тема ЗОЖ в пословицах и поговорках.
3. Просмотр презентации «Формирование основ здорового образа жизни у детей разных возрастных групп в условия МДОУ»
4. Работа в командах. Провести игровой массаж, зрительную и пальчиковую гимнастику.
5. Консультация для воспитателей «Формы взаимодействия МДОУ с семьей по формированию здорового образа жизни у детей».
6. Разработка памятки для родителей «Здоровье ребёнка» («программа минимум» в обучении детей здоровому образу жизни).
Часть III. Закрепление материала. Подведение итогов. Выводы по семинару.
Коллективная работа - Заполнение таблицы:
- «Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника, обозначить участников»
- «Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ»
2. Домашнее задание.
3. Демонстрация методических материалов примерных форм работы с родителями для формирования ЗОЖ у детей.
4. Совместная формулировка выводов по семинару.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Часть I. Теоретическая.
1. Вступительное слово. Знакомство. Приветствие.
- Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами проводим семинар по видам и способам организации совместной работы ДОУ и родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
- Начать нашу встречу мне хотелось бы с игры, в которой каждый охарактеризует себя во взаимоотношении с другими людьми. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья - настойчивая, Марина – миролюбивая и т.д.
- Одному древнему философу задали вопрос: «Что является ценным для человека – богатство или слава?» И он ответил так: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».
Что же такое здоровье? На сегодняшний день в соответствии с государственными стандартами направление «Физическое здоровье» включающее образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно!
Последние данные по статистике Министерства Образования и Науки ДНР говорят, что XXI век начался с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8% снизилось число здоровых детей. На 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии. В этой связи возникает необходимость формирования основ здорового образа жизни детей и их родителей. Предлагаю Вам прослушать информацию на эту тему.
2.Доклад «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей».
Часть II. Практическая – коллективная работа.
1.Игры на раскрытие понятия «Здоровый образ жизни».
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо.
Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы.
Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.
Решение кроссворда «Здоровье».
1. Один из природных закаливающих факторов (вода).
2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога Адонис – (горицвет).
3. Бегун на короткие дистанции (спринтер).
4. Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
5. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
6. Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
7. Вид спорта (альпинизм).
8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
9. Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
10. Спортивный инвентарь (коньки).
11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
12. Вид активного отдыха (туризм).
13. Витаминный напиток (морс).
14. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).
Деловая игра «Виды здоровья».
Разделиться на 3 команды. Зачитать термин «Здоровье».
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).
Задание. Что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье?
1 команде – физическое здоровье, 2 команде – психическое здоровье,
3 команде – социальное здоровье.
Итак, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
Тема ЗОЖ в пословицах и поговорках. Замените предложение пословицей:
– Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)
– Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)
– Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)
– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)
– Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)
– Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)
– Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)
– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).
3. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.
Успех физкультурно-оздоровительной работы в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов индивидуального подхода к детям. Но не стоит преуменьшать значения понимания детьми и самого термина «здоровый образ жизни». Вы все ведете такую работу в своей ежедневной учебно-воспитательной деятельности в каждой возрастной группе по разному, в зависимости от требований программы и возраста детей. Я обобщила эту информацию и предлагаю Вашему вниманию посмотреть презентацию.
Просмотр презентации «Формирование основ здорового образа жизни у детей разных возрастных групп в условия МДОУ».
4. Работа в командах. Провести игровой массаж, зрительную и пальчиковую гимнастику.
А теперь я предлагаю Вам немного отдохнуть от информации и поиграть – почувствовать себя на месте детей. Для этого нужно разделиться на три команды. Одна команда проводит – остальные выполняют игровые упражнения. Итак, внимание – задание: 1 команде провести - Игровой массаж, 2 команде провести - Зрительную гимнастику, 3 команде - Пальчиковую гимнастику.
- Вы все молодцы, хорошо потрудились! Присаживайтесь на свои места. А теперь продолжим и мне хотелось бы вспомнить притчу.
5. Притча. «Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец».
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.
Консультация для воспитателей «Формы взаимодействия МДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни у детей».
- Немного подробнее остановимся на тематических встречах, уроках здоровья и семинарах-практикумах.
При их планировании и проведении нужно стараться свести к минимуму лекционную форму преподнесения информации родителям, пытаться теоретическую часть построить в форме общения с родителями. Теоретическая часть должна быть дополнена практической составляющей – совместной двигательной деятельностью детей и взрослых. Мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и умения. Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и тщательной подготовки. Можно оформить презентации, выставки, консультационный материал для родителей в виде буклетов и памяток, к оформлению пригласительных билетов на мероприятие привлечь детей.
Формы работы с родителями постоянно меняются. Сейчас все шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения и развития собственного ребенка. Этим и интересны родительские собрания в нетрадиционной форме.
Предлагаю поделиться опытом взаимодействия с родителями.
6. Разработка памятки для родителей «Здоровье ребёнка» («программа минимум» в обучении детей здоровому образу жизни).
- На основании полученной информации и опираясь на Ваш опыт, я предлагаю всем вместе составить памятку для родителей «Здоровье ребёнка» («программа минимум» в обучении детей здоровому образу жизни), которую можно будет забрать с собой.
Часть III. Закрепление материала. Подведение итогов. Выводы по семинару
Коллективное заполнение таблицы.
- Итак, подводя черту под сегодняшним семинаром, давайте вспомним основные моменты. А именно:
Цели работы с родителями:
- формирование у родителей здорового образа жизни, как ценности;
- знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении;
- информирование их о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка;
- привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
И задачи работы с родителями:
1.Повышение педагогической культуры родителей.
2.Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4.Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
5.Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.
6.Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
7. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс; проведения просветительской работы с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы), а также информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журналов, тематические выставки, библиотека здоровья, оформление информационных уголков здоровья. «Как я расту», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.
- И как итоговое мероприятие, предлагаю Вам всем вместе заполнить таблицы, которые можно будет использовать в своей дальнейшей работе. Их у вас две. Первая - «Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника, обозначить участников», и вторая -
«Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ».
Домашнее задание.
1. Провести опрос-анкетирование родителей своей возрастной группы по выявлению компетентности и потребностей родителей по вопросам формирования ЗОЖ у детей.
2. Разработать презентацию для работы с детьми по формированию ЗОЖ. (Примерные темы презентаций: «Моё тело», «Здоровье человека», «Секреты здоровья», «Советы Айболита», «Здоровый образ жизни», «Для чего нужен сон», «Полезные продукты», «Безопасность дома»).
3. Разработать памятку для родителей «Формирование здорового образа жизни у детей. Из опыта работы».
3. Демонстрация методических материалов примерных форм работы с родителями для формирования ЗОЖ у детей:
образец консультации для родителей «Формирование здорового образа жизни у детей 5 – 6 лет»;
плана клуба «Здоровейка»;
конспект спортивного праздника для детей совместно с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»;
конспект семинара-практикума с родителями «Расти здоровым».
4. Выводы по семинару.
Приоритетным направлением деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, педагогам необходимо искать эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Это в свою очередь предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания.
Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т.е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Образовательная программа «Растим личность».
2. Брюханова И.И., Пантыкина В.М. Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1102-1104. — URL https://moluch.ru/archive/90/18472/ (дата обращения: 27.02.2020).
3. Голицина, Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами, Москва, Скрипторий, 2007 г.
4. Елжова, Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ, Ростов на Дону, Феникс, 2008 г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание».
6. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
7. К.К. Утробина. Занимательна физкультура в детском саду. М. Просвещение, 2003г.
8. Л.В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005г.
9. М.Полякова. Особенности организации предметно — пространственной среды /Дошкольное образование. 2006г.
10. Н.И. Крылов. Здоровье—сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.
11. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева // Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
12. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, М., Мозаика – Синтез, 2010.
13. О.Н. Моргунова Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005г.
14. Петровская В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровская // Москва. – 2010.
15. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004г.
16. Т.М. Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Т.Ц. Сфера, 2007г.