СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект семинара – практикума с педагогами Тема: Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект семинара – практикума с педагогами Тема: Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №327 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



УТВЕРЖДАЮ:

«_______»_____________20______ года

Методист __________/_______________/

подпись Ф.И.О.




Конспект

семинара – практикума с педагогами



Тема: Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников








Подготовил:

воспитатель Корнева Н.В







г.Донецк

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями по формированию ЗОЖ у дошкольников.

Материальное обеспечение семинара: мультимедиа-проектор, ПК, экран, бумага, ручки, мяч, доска, маркер.

Подготовительная работа:

- Памятка для воспитателей «Формы работы с семьей по формированию здорового образа жизни у дошкольников».

- Просмотр занятия по физкультуре в подготовительной группе.

- Конкурс на лучшее методическое пособие по формированию ЗОЖ

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

Часть I. Теоретическая.

  1. Вступительное слово. Знакомство – приветствие.

  2. Доклад «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей»

Часть II. Практическая – коллективная деятельность.

1. Игры на раскрытие понятия «Здоровый образ жизни»

- упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека);

- решение кроссворда «Здоровье»;

- деловая игра «Виды здоровья» (работа в командах).

2. Тема ЗОЖ в пословицах и поговорках.

3. Просмотр презентации «Формирование основ здорового образа жизни у детей разных возрастных групп в условия МДОУ»

4. Работа в командах. Провести игровой массаж, зрительную и пальчиковую гимнастику.

5. Консультация для воспитателей «Формы взаимодействия МДОУ с семьей по формированию здорового образа жизни у детей».

6. Разработка памятки для родителей «Здоровье ребёнка» («программа минимум» в обучении детей здоровому образу жизни).

Часть III. Закрепление материала. Подведение итогов. Выводы по семинару.

  1. Коллективная работа - Заполнение таблицы:

- «Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника, обозначить участников»

- «Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ»

2. Домашнее задание.

3. Демонстрация методических материалов примерных форм работы с родителями для формирования ЗОЖ у детей.

4. Совместная формулировка выводов по семинару.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Часть I. Теоретическая.

1. Вступительное слово. Знакомство. Приветствие.

- Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами проводим семинар по видам и способам организации совместной работы ДОУ и родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

- Начать нашу встречу мне хотелось бы с игры, в которой каждый охарактеризует себя во взаимоотношении с другими людьми. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья - настойчивая, Марина – миролюбивая и т.д.

- Одному древнему философу задали вопрос: «Что является ценным для человека – богатство или слава?» И он ответил так: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

Что же такое здоровье? На сегодняшний день в соответствии с государственными стандартами направление «Физическое здоровье» включающее образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно!

Последние данные по статистике Министерства Образования и Науки ДНР говорят, что XXI век начался с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8% снизилось число здоровых детей. На 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии. В этой связи возникает необходимость формирования основ здорового образа жизни детей и их родителей. Предлагаю Вам прослушать информацию на эту тему.

2.Доклад «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей».

Часть II. Практическая – коллективная работа.

1.Игры на раскрытие понятия «Здоровый образ жизни».

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”


Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо.

Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).

А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы.

Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.

Решение кроссворда «Здоровье».

1. Один из природных закаливающих факторов  (вода).

2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога Адонис – (горицвет).

3. Бегун на короткие дистанции  (спринтер).

4. Точно размеренный распорядок действий на день  (режим).

5. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка  (молоко).

6. Крупнейшие международные спортивные соревнования  (олимпиада).

7. Вид спорта  (альпинизм).

8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры  (мяч).

9. Растение, обладающее фитонцидными свойствами  (чеснок).

10. Спортивный инвентарь  (коньки).

11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам  (иммунитет).

12. Вид активного отдыха  (туризм).

13. Витаминный напиток  (морс).

14. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма  (сон).

Деловая игра «Виды здоровья».

Разделиться на 3 команды. Зачитать термин «Здоровье».

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).

Задание. Что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье?

1 команде – физическое здоровье, 2 команде – психическое здоровье,

3 команде – социальное здоровье.

Итак, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.

  1. Тема ЗОЖ в пословицах и поговорках. Замените предложение пословицей:

– Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)

– Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)

– Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)

– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)

– Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)

– Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)

– Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)

– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).

3. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.

Успех физкультурно-оздоровительной работы в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов индивидуального подхода к детям. Но не стоит преуменьшать значения понимания детьми и самого термина «здоровый образ жизни». Вы все ведете такую работу в своей ежедневной учебно-воспитательной деятельности в каждой возрастной группе по разному, в зависимости от требований программы и возраста детей. Я обобщила эту информацию и предлагаю Вашему вниманию посмотреть презентацию.

Просмотр презентации «Формирование основ здорового образа жизни у детей разных возрастных групп в условия МДОУ».

4. Работа в командах. Провести игровой массаж, зрительную и пальчиковую гимнастику.

А теперь я предлагаю Вам немного отдохнуть от информации и поиграть – почувствовать себя на месте детей. Для этого нужно разделиться на три команды. Одна команда проводит – остальные выполняют игровые упражнения. Итак, внимание – задание: 1 команде провести - Игровой массаж, 2 команде провести - Зрительную гимнастику, 3 команде - Пальчиковую гимнастику.

- Вы все молодцы, хорошо потрудились! Присаживайтесь на свои места. А теперь продолжим и мне хотелось бы вспомнить притчу.

5. Притча. «Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?»«Все в твоих руках!» – ответил мудрец».

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.

Консультация для воспитателей «Формы взаимодействия МДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни у детей».

- Немного подробнее остановимся на тематических встречах, уроках здоровья и семинарах-практикумах.

При их планировании и проведении нужно стараться свести к минимуму лекционную форму преподнесения информации родителям, пытаться теоретическую часть построить в форме общения с родителями. Теоретическая часть должна быть дополнена практической составляющей – совместной двигательной деятельностью детей и взрослых. Мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и умения. Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и тщательной подготовки. Можно оформить презентации, выставки, консультационный материал для родителей в виде буклетов и памяток, к оформлению пригласительных билетов на мероприятие привлечь детей.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Сейчас все шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения и  развития собственного ребенка. Этим и интересны родительские собрания в нетрадиционной форме.

Предлагаю поделиться опытом взаимодействия с родителями.

6. Разработка памятки для родителей «Здоровье ребёнка» («программа минимум» в обучении детей здоровому образу жизни).

- На основании полученной информации и опираясь на Ваш опыт, я предлагаю всем вместе составить памятку для родителей «Здоровье ребёнка» («программа минимум» в обучении детей здоровому образу жизни), которую можно будет забрать с собой.

Часть III. Закрепление материала. Подведение итогов. Выводы по семинару

  1. Коллективное заполнение таблицы.

- Итак, подводя черту под сегодняшним семинаром, давайте вспомним основные моменты. А именно:

Цели работы с родителями:

- формирование у родителей здорового образа жизни, как ценности;

- знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении;

- информирование их о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка;

- привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

И задачи работы с родителями:

1.Повышение педагогической культуры родителей.

2.Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

4.Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.

5.Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.

6.Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

7. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс; проведения просветительской работы с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы), а также информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журналов, тематические выставки, библиотека здоровья, оформление информационных уголков здоровья. «Как я расту», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.

- И как итоговое мероприятие, предлагаю Вам всем вместе заполнить таблицы, которые можно будет использовать в своей дальнейшей работе. Их у вас две. Первая - «Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника, обозначить участников», и вторая -

«Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ».

  1. Домашнее задание.

1. Провести опрос-анкетирование родителей своей возрастной группы по выявлению компетентности и потребностей родителей по вопросам формирования ЗОЖ у детей.

2. Разработать презентацию для работы с детьми по формированию ЗОЖ. (Примерные темы презентаций: «Моё тело», «Здоровье человека», «Секреты здоровья», «Советы Айболита», «Здоровый образ жизни», «Для чего нужен сон», «Полезные продукты», «Безопасность дома»).

3. Разработать памятку для родителей «Формирование здорового образа жизни у детей. Из опыта работы».

3. Демонстрация методических материалов примерных форм работы с родителями для формирования ЗОЖ у детей:

  • образец консультации для родителей «Формирование здорового образа жизни у детей 5 – 6 лет»;

  • плана клуба «Здоровейка»;

  • конспект спортивного праздника для детей совместно с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»;

  • конспект семинара-практикума с родителями «Расти здоровым».

4. Выводы по семинару.

Приоритетным направлением деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, педагогам необходимо искать эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Это в свою очередь предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания.

Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т.е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский





















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Образовательная программа «Растим личность».

2. Брюханова И.И., Пантыкина В.М. Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1102-1104. — URL https://moluch.ru/archive/90/18472/ (дата обращения: 27.02.2020).

3. Голицина, Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами, Москва, Скрипторий, 2007 г.

4. Елжова, Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ, Ростов на Дону, Феникс, 2008 г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание».

6. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.

7. К.К. Утробина. Занимательна физкультура в детском саду. М. Просвещение, 2003г.

8. Л.В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005г.

9. М.Полякова. Особенности организации предметно — пространственной среды /Дошкольное образование. 2006г.

10. Н.И. Крылов. Здоровье—сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.

11. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева // Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

12. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, М., Мозаика – Синтез, 2010.

13. О.Н. Моргунова Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005г.

14. Петровская В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровская // Москва. – 2010.

15. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004г.

16. Т.М. Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Т.Ц. Сфера, 2007г.