Конспект сюжетно-игрового занятия
по хатха-йоге
«Путешествие на солнечный остров»
в группе общеразвивающей направленности
для детей 6-7лет
Цель: Развитие физических качеств у детей 6-7 лет через гимнастику “Хатха-Йога”, научить детей заботиться о своём здоровье, формировать потребность в ЗОЖ.
Задачи:
Образовательные:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, йоги, воздушного закаливания;
формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Развивающие:
формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Воспитывающие:
воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
Демонстрационный материал: баннер с изображением острова.
Раздаточный материал: коврики для занятий йогой, ребристая дорожка, дорожка следов, мяч, кубики.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход НОД
Организационный момент
1.Настройка на занятие. «Круг добра».
- Сядем красиво, ладошки на коленках, спина прямая. Как обычно мы начинаем с улыбки, чтобы занятие прошло в хорошем настроении. Ведь от улыбки даже хмурый день становится светлей.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на солнечный остров. Но сначала сделаем разминку, чтобы быть в хорошей физической форме.
Основная часть
1.Разминка:
«Часики» 3р
«Яблоко по тарелочке» 3р
«Выгляни в окошко» 3р
«Потянись влево, вправо» 2р
Чтобы не зевать от скуки, сели и потерли руки.
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп, хлоп.
Щеки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем.
Ну-ка, дружно, не зевать: 1,2,3,4,5.
Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок.
А теперь уже, гляди, добрались и до груди.
Постучим по ней на славу: сверху, снизу, слева, справа.
Постучим и тут, и там, и немного по бокам.
Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим, хлопаем как можно ниже.
И погладим мы себя. Вот какая красота!
1.«Радуга»
2.«Лодочка»
3.Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 3-4 раз.
- А на чем же мы с вами отправимся в путешествие? Конечно же на лодках. Представим, что наши коврики это лодочки, на которых мы и поплывем.
-Но сначала подготовим нашу лодочку к плаванию. Поднимем одну ножку и вытяним руки вперед, спина прямая. Затем вторую ножку поднимем и руками потянемся вперед. А теперь поднимем обе ноги и руки вперед. Вот какие у нас красивые лодочки! Готовые к плаванию. Отправляемся в путь!
- Сели в простую позу. Взяли в руки весла и поплыли. Наклоняемся вперед , вытягиваем руки и разводим в стороны, отклоняемся назад (имитация гребли на веслах) 3-4р.
-Вот мы и на острове.
- Посмотрите как здесь красиво, как легко дышится. Над головой голубое небо, красивые облака и ласковое солнышко светит. Потянемся к солнышку руками. Солнечные лучики проникают в каждую клеточку нашего тела, дарят нам заряд силы и энергии. Наше тело становится сильным, стройным, гибким.
- Ребята, посмотрите, какие здесь красивые деревья растут. Давайте изобразим с вами эти деревья. У них очень большие, сильные корни, которыми они крепко держатся и качаются.
Сильные ветви тянутся вверх к солнышку. А теперь поменяем ноги и покажем деревья, которые растут в самой чаще острова.
Ходьба по массажным дорожкам (ребристая дорожка, дорожка следов, ходьба с перешагиванием через кубики).
- Смотрите, а вот и дорожка, которая сможет провести нас по острову. Пойдем, посмотрим, что там?
ходьба «по мостику» (ребристая дорожка);
ходьба по дорожке со следами зверей;
ходьба с перешагиванием через препятствия (перешагивание через кубики);
ходьба на внешней стороне стопы, руки сжаты в кулачок, опущены .
- А вот мы встретили первых обитателей острова, обезьян. Давайте походим с вами как обезьяны .
- Обезьянки нас совсем не боятся, они как герои. Станем и мы героями.
-Поиграем с обезьянками в игру «Зеркало», будем повторять за ними движения:
1.ударить правой рукой по левой ступне(и наоборот);
2.достать пальцами ног до лба;
3.руки в замок за спиной.
- Обезьянки благодарят вас за игру и дарят нам в подарок морскую звезду.
-Что растет на острове? Конечно же пальмы. Покажем какие это пальмы. И могучие, высокие и стройные. Такими же и мы с вами будем, если будем правильно выполнять упражнение.
- Какие плоды растут на пальме? Да, бананы. Нам пора подкрепиться, но с собой мы не взяли еду. Давайте сорвем бананы с пальмы. Только сначала подумаем, куда же мы их будем складывать? Какие у нас корзинки?
-Вот такие у нас корзиночки красивые!
Стоя тянуться поочередно руками вверх, имитируя сбор бананов.
- Как много мы собрали вкусных фруктов! Устали? Давайте присядем, отдохнем и подкрепимся полезной едой.
- А вы знаете кого из хищников здесь можно встретить? Крокодила! Давайте ляжем на животик и полежим как крокодил, чтобы он нас не заметил.
- Положите руки одна на другую и опустите на руки голову. Дышим спокойно, медленно.
- Дети, как вы думаете, кто живет на острове еще из насекомых? Да, там живут гусеницы
-Поиграем с гусеницами наперегонки? Проползем в конец коврика и вернемся обратно.
А вы знаете, в кого превращается гусеница, когда подрастет?
- На острове так много цветов и бабочек! Давайте и мы с вами превратимся в прекрасных бабочек и полетаем над цветами.
-А кто это летает еще вместе с бабочками? Конечно, это стрекозы.
Хотите полетать с ними? Тогда приготовимся к полету. Сначала одну ножку поднимем вверх, задержимся. Теперь другую. Отдохнем и поднимем вместе вверх руки и ноги, головой тянемся вверх.
Заключительная часть.
1.Релаксация «Сон на берегу моря» под спокойную музыку.
- Ребята, вы молодцы! Вам понравилось на острове?
- А теперь ляжем все на спинку, вытянем ноги, руки ладошками вверх, закроем глаза. Спокойно отдохнем волшебным сном. Дышится легко, ровно, глубоко. Ручки отдыхают. Ножки отдыхают. Все тело отдыхает. Напряжение улетело. Представим, что мы лежим на теплом, мягком песочке, греет солнышко, ножки теплые, щечки теплые, вялые и нисколько не усталые. Напряжение улетело, все тело расслаблено. Мы спим и нам снится один и тот же сон . В этом сне мы видим море с прозрачной голубой водой, через толщу которой можно рассмотреть подводный мир необыкновенной красоты, водоросли и различные виды диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов.
Затем пауза, и на счёт: «Раз, два, три!» дети просыпаются.
-Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепко кулачки сжимаем,
их повыше поднимаем.
Потянулись, улыбнулись
И проснулись!
- Медленно повернулись на правый бочок, колени прижали к себе и еще несколько секунд полежите на песочке. Так хорошо отдыхать, но нам пора возвращаться в детский сад. Медленно поднимаемся, садимся. А вернемся мы обратно в детский сад необычным способом. Мы превратимся в облака и полети
2.Дыхательная гимнастика «Пчелы»
-Закроем ладошками глаза, уши большим пальцем. Сделаем глубокий вдох, на выдохе с закрытым ртом произнесем: «з-з-з-з-з».
3. Игра «Облака»
Облака плывут куда-то, Словно сахарная вата,
Белые, кудрявые,В синем небе плавают.
У них толстые бока Только тают облака,
Постепенно исчезают, Тают, тают, тают..
Дети двигаются медленно под музыку,
совершая плавные взмахи руками,
меняют направление движения
Останавливаются, разводят руками,
показывают толстые бока.
Опускают руки,
Опускают голову, плечи.
Расслабляются.
4. Рефлексия. Игра «Полезные и вредные привычки».
-Вот мы и вернулись из путешествия. Чем мы с вами занимались? Что вам понравилось? Как вы думаете, путешествовать, вести здоровый образ жизни это полезные привычки? А давайте назовем еще полезные привычки, передавая мяч по кругу, каждый называет полезную привычку.
5.«Круг добра»
- По нашей традиции в конце занятия каждый по цепочке пожелает своему соседу что-нибудь доброе, светлое.
Непосредственно-образовательная деятельность по йоге на тему «Путешествие в сказку»
Задачи:
1. Побуждать детей быть спокойными, веселыми, не причинять вреда другим
2. Развивать умение правильно дышать, расслабляться.
3. Развивать умение укреплять слабые мышцы
4. Воспитывать выразительность и плавность движений
Методы, приемы: наглядный (показ инструктора), словесный (объяснение асанов, пранаяма), практический (выполнение статических поз)
Методический материал: коврики, музыка (Звуки природы - МУЗЫКА ДЛЯ ЙОГИ; Kamal - AsTimeGoesBy (спокойная красивая музыка без слов для йоги и медитации, отдыха и расслабления); хатха йога – релаксация; Музыка Для Йоги ( MusicforYoga ) - InstrumentalOfTheSea)
Словарная работа: пранаям, асан
Ход занятия:
Приветствие «Круг дружбы»
И. п.: Встаньте, ноги вместе, руки свободно опущены. Закройте глаза, расслабьтесь и ощутите все свое тело, начиная от макушки до пальцев ног.
Я хочу предложить вам сегодня отправиться в сказку! Вы же любите сказки? Но чтобы туда добраться - надо немного размяться.
Упражнение 1 "Поза молящегося"
Сесть прямо и соединить ладони обеих рук перед грудью, локти разведите в сторону (поза «намасте»). Кисти расслаблены. Выдохните. (1 минута)
Упражнение 2 «Разминка. Голова»
И.п. стоя на двух ногах.
1,2,3,4 – наклон головы вправо, правой рукой помогаем сильнее тянуть ухо к плечу
5,6,7,8 – и.п.
1-4 – наклон головы влево, левой рукой тянем ухо к плечу.
5 – 8 – и.п.
1-4 – наклон головы вперед, двумя руками усиливаем давление.
5 – 8 – и.п.
1-4 – наклон головы назад.
5-8 - и.п.
Упражнение 3 «Разминка. Плечи» (4 - 6 раз)
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч.
1,2 – (на вдохе) два плеча поднять сильно вверх
3,4 – (выдох) опустить плечи, расслабление.
Упражнение4 «Руки в замок»
Выполняем медленно круговые движения вправо – влево.
Упражнение 5 «Круговые движения корпусом»
И.п. – ноги вместе. Руки скрещены на груди.
Выполняем круговые движения корпусом вправо - влево
Упражнение 6 «Колени»
И.п. стоя, ноги вместе, руки сложены на коленях.
Выполняем не спеша круговые движения коленями вправо – влево.
Упражнение 7 «Стопы»
Стоя, ноги на ширине плеч, спина прямо. Выполняем поочередные круговые движения стоп вправо –влево.
Самомассаж. Взяли ушки за макушки.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули…(несильно потянуть вверх)
Пощипали…(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять…(приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.
Вот мы с вами и попали в сказку.
Основные асаны «Сказка о волшебном цветке»
Поза «Зародыша»- На одной волшебной поляне протекал веселый ручеек, а около него рос необычный цветок. Он лежал на свежей траве клубочком, прижав к себе свои лепестки. И он, то ли о того, что играл, так или устал, по очереди прижимал к себе стройные лепестки. Похож он был в такой позе на младенца.
Поза «Угла»- Лежал он так и решил найти себе друга, пошёл он прямо, куда глаза глядят.
Поза «Мостик»- Шёл, шёл да, преградила ему дорогу речка. Думает цветок, как бы ему попасть на другой берег. Только он подумал, как появился мостик. Вот такой.
Поза «Ребенок»- Пошел он через мостик, а навстречу ему ребенок.
Поза «Доброй кошки» - Смотрит цветок и не может понять, с кем это там ребенок разговаривает. И вдруг на дорогу выскочили три котёнка. Все они были разные. Первый был добрый, вот такой:
Поза «Сердитой» - Второй был сердитый, вот так он сердился:
Поза «Ласковый» - Ну, а третий котенок был ласковый, он всё время терся о ногу малыша, Спросил ребенок у цветка, куда ты идешь? А цветок сказал, что ищет себе друга.
Поза «Бриллиант»- Предложил ребенок свою дружбу цветку и ещё показал изумительный даже волшебный камень – бриллиант. А через него можно увидеть, как солнышко уходит спать.
Поза «Горы»- Пойдем с ним на гору, предложил ребенок цветку, и оттуда, будем наблюдать. Пришли они к горе, а гора высокая вот такая: Поднялись друзья на вершину и стали по очереди наблюдать за солнцем через волшебный камень- бриллиант. Это было изумительное зрелище. Друзья решили завтра снова прийти сюда.
Силовой блок.
Асан «Кобра» - а сейчас пора было возвращаться домой. Спускаясь с горы, ребенок и цветок увидели, как в последних лучах солнца греется уж. Заметив ребенка, уж испугался и спрятался в ущелье.
Асан «Голова к ногам» - чтобы посмотреть куда он уполз, ребенок наклонился низко – низко. Но уж уже уполз.
Асан «Веракша» (поза дерева) – уже темнело. Ребенок неподалеку заметил большое красивое дерево. Друзья устали очень и решили под деревом уснуть, а утром снова отправиться в дорогу.
Ну вот,друзья, на этом наша сказка и закончилась. Устали? Давайте соберем всю нашу усталость.
Дыхательная гимнастика (пранаям)
«Собираем усталость»
И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх. Наклон вниз к носочкам.
Руками, снизу- вверх, собираем усталость – вдох. (Руки скользят снизу - вверх по телу).
Поднимая руки вверх - усталость положили в мешок (ладони соединили). Выбрасываем усталость со звуком «ха-а-а!»- выдох. (Руки выносятся вперед - вниз)
-Глазки наши тоже устали, давайте поможем им отдохнуть.
Гимнастика для глаз
«Мой веселый звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мяч, (Посмотреть влево – вправо))
Ты куда помчался вскачь? (Посмотреть вниз — вверх)
Красный, синий, голубой, (Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз)
Не угнаться за тобой (Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз) (повторить 2 раза)
-Сейчас мы с вами сядем в круг, рядом друг с другом
Релаксационная гимнастика
«Пожелание»
И. п. – сидя на пятки, руки на колени. Растираем ладони до появления тепла. Расставим руки в стороны. Ладони соединим рядом сидящими. Повторяем за инструктором: «Мир, добро, любовь всем кто справа от меня. Мир, добро, любовь всем кто слева от меня. Мир, добро, любовь всем кто впере ди меня»
(Оставаясь в кругу, руки на коленях) Друзья, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? (да)
Всем спасибо.
Конспект сюжетно-игрового занятия по хатха-йоге
«На пикник в весенний лес» для детей от 6-7 лет
Автор: Куклина Н.А МБДОУ №37 г. Курска
Цель: закреплять умение детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки и позы в игровых ситуациях, уметь изображать ситуацию описанную в тексте, направлять свои мысли на выполнение конкретного движения; способствовать выполнению упражнений легко с равномерным дыханием, с задержкой позы и восстановления дыхания. Развивать произвольную память, творческое воображение. Воспитывать потребность в ежедневной двигательной деятельности, привычку здорового образа жизни.
Оборудование: коврики для занятий йогой, массажные дорожки, музыка.
Ход занятия:
Разминка
1.Круг добра. Встреча «Улыбнись и подари улыбку всем вокруг!»
- Ребята, вы согласны отправиться со мной в небольшое путешествие?
-А отправимся мы с вами на пикник в весенний лес. Сейчас такая замечательная погода, просыпается природа. А в лесу особенно хорошо.
- Но прежде чем отправиться, давайте проведем разминку.
2.Профилактика плоскостопия «Кто за кем»
Цыпленок на цыпочках
Плелся за кошкой. Ходьба на носках.
А кошка на цыпочках
Шла за Антошкой. Ходьба по ребристой дорожке семенящим
Антошка на цыпочках шагом.
Двигался к дому.
Теперь повернемся, Развернуться в другую сторону,
Пойдем по другому. Ходьба перекатом с пятки на носок.
На пятках за кошкой Ходьба на пятках.
Плетется Антошка.
За бедным цыпленком -
Усатая кошка.
Цыпленок от страха Присесть, руки - к полу.
Забрался в корзину. Не отрывая рук от пола, выпрямить ноги,
Сердитая кошка выгнула спину. выгнуть спину.
3.Суставная гимнастика:
«Флажки» — движение кистей и стоп вверх-вниз (8р)
«Скажи «да» — движения головой вверх-вниз(8р)
«Колокольчик» — наклоны головы к плечам (15р) Энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом. Следить, чтобы плечи не поднимались. Темп переменный, начинать упражнение медленно, затем убыстрять движения, меняя темп, заканчивать медленно.
«Коса» — повороты кистей и стоп влево — вправо (10р)
«Плавание» — вращение предплечьями (8-10р)
«Танец живота» — хула-хуп.
б) встать прямо, стопы поставить параллельно друг другу. Руки на бедрах. Начинаем движения бедрами и талией, как бы вращая воображаемый обруч. Плечи при этом держать неподвижно. Вращения производим сначала в одну сторону, затем в другую. Сначала медленно, потом быстро, затем опять медленно. В каждую сторону делаем по 8–10 вращений
4.Гимнастика для глаз
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано: Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | |
Основная часть
- А как вы думаете, на чем мы отправимся за город? Конечно же на велосипеде!
1.Динамическая поза Велосипед
- Вот мы ехали и теперь пересядем на волшебного верблюда, который нас очень быстро доставит в лес.
2.Езда на верблюде в динамике
- Вот мы и приехали. Жил-был зеленый лес. Это был не простой лес, а поющий. Там пели и березы, и дубы, пел родник. А звонче всех пели птицы. Давайте с вами представим, что мы с вами большие птицы.
Дыхательное упражнение «Птица».
Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх - вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны - выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф,- сссс. Повторение 2 раза.
-Вот и жук к нам прилетел. Зажужжал он и запел.
Пальчиковая гимнастика «Жук»
Я веселый майский жук,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…
- Полетел жук и сел на высокое и красивое дерево.
3.Поза Дерева.
- Ребята, а кто это стрекочет в траве, вы слышите?
4.Поза Кузнечик.
- Посмотрите, как красиво вокруг! Там вдали мы видим гору высокую. Давайте покажем какая гора.
5.Поза Горы.
-Впереди нас ждет мостик. Через который мы сможем попасть на поляну.
6.Поза Моста.
-А теперь мы можем расположиться на полянке и устроить пикник. А где же лежат все наши вещи для пикника? В корзинке.
7.Поза Корзинки.
-Давайте достанем из корзинки скатерть и красиво расстелем ее, накроем поляну.
-Выкладываем продкты, которые мы привезли для пикника. Не забываем, что мы взяли с собой только самые полезные и вкусные продукты.
-И первое, что мы с вами приготовим, это бутерброд.
-Сели, раскрыли булочку и накладываем на нее самые свежие и полезные продукты. Что это? Овощи, сыр, зелень.
8.Поза Головоколенная в динамике.
-Бутерброд готов! Что с ним нужно сделать? Конечно же съесть!
9.Поза зародыша.
-Ляжем на спинку. Поднимем сначала одну ногу, согнем в колене, потом другую. Теперь одновременно обе ноги согнем в колене и подтянем ближе к себе. Достанем лбом коленей. Вот какой вкусный и полезный был у нас бутерброд.
-На запах нашего пикника прибежали муравьишки. Давайте поиграем с ними наперегонки.
10.Поза Муравей в динамике
-И отправимся дальше на прогулку. Кого еще можно встретить в лесу из животных?
(Зайца)
11. Поза Кролика
- А кто из животных охотится на зайцев? (Лиса) А давайте покажем какая лиса бывает добрая и ласковая, когда она сыта.
12.Поза Кошки доброй, ласковой (Лиса)
-Лиса это хищник. Зайцам опасны не только хищные животные, но и хищные птицы. Каких вы знаете? Давайте выполним позу Орла.
13. Поза скручивание.
-Вот наша тропинка привела нас к реке. А кто в реке живет?
14. Поза Рыбы.
-А какие еще жители живут у реки?
15.Поза Лягушки в динамике
- Лягушки предлагают нам поиграть с ними, кто выше прыгнет
Дыхательная гимнастика «Лягушки». Дети сидят на корточках, делают вдох. На выдохе подпрыгивают и произносят «ква-ква».
Релаксационное упражнение «Бабочка».
Бабочка порхала,
Всё к цветам летала.
Крылья стали уставать,
Видно, надо отдыхать.
Вот присела на цветок,
Крылья опустила
И головку свесила,
Будто загрустила…
Отдохнула… посидела…
Да и снова полетела.
(дети, выполняя движения по тексту, учатся напрягать и расслаблять свои мышцы в разных позах, в данном случае, присев на корточки)
Заключительная часть
Релаксация «Облака»:
В небе синем к нам издалека
Приплывают белые облака.
Накрывают облака мягким одеялом…
Как приятно и легко
Всем ребятам стало!
Белой пеной облака нежно окружают,
В сон волшебный и прекрасный
Деток погружают.
Вот закрылись глазки – снятся детям сказки…
Облака плывут, плывут –
Отдых и покой несут…
Все ребятки отдохнули,
С боку на бок повернулись… потянулись –
И… проснулись!
До свиданья, облака, небо голубое,
Много – много, много раз
Встретимся с тобою.
2.Самомассаж лица
Теплый ветер гладит лица,
Лес шумит густой листвой.
Дуб нам хочет поклониться,
А кудрявая березка
Провожает всех ребят.
До свиданья, лес зеленый,
Мы уходим в детский сад.
- Ребята, вам понравилось в лесу? Вернемся еще сюда?
-А теперь возвращаемся обратно. Вокруг себя ты обернись и в детском саду окажись!
3.Мультфильм «Полезные продукты».
- О чем говорили дети в мультфильме? Какие полезные продукты вы знаете? Для чего они нам нужны?
4.Круг добра «Я желаю тебе…»
5.Подведение итогов занятия.
Цель мероприятия:формирование интереса воспитанников к занятиям детской йогой, как фактора, влияющего на здоровый образ жизни, обретение эмоционального спокойствия, настрой на позитивный лад;
Образовательные задачи: познакомить детей с техникой выполнения Асан-поз детской йоги, с терминами: «йога», развивать координацию движения и гибкость, плавность движений, удерживать внимание, формировать умение сохранять правильное положение тела, знакомить с животным и растительным миром Джунглей;
Воспитательные задачи: формировать умение заниматься в коллективе, уверенность в себе, восприятие окружающего мира, воображение, сравнение, выразительность движения;
Оздоровительные задачи:развивать все группы мышц: туловища, спины, живота, ног, пальцев, стопы, лица, способствовать углублению дыхания, устойчивости ритма дыхания, снизить процессы возбуждения;