Консультация для педагогов
Автор: воспитатель высшей категории Дитман Н.В.
«Современные сюжетно-ролевые игры
в практике дошкольного учреждения»
Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Игра возникает не самопроизвольно. Для ее появления необходимы три условия:
Наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;
Наличие различных игрушек и воспитательных пособий;
Частое обобщение ребенка со взрослыми.
Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка. Все эти внешние условия хотя и являются безусловно необходимыми, тем не менее сами по себе они также недостаточны для возникновения ролевой игры. Для этого необходимо коренное изменение отношений ребенка и взрослых. Такое изменение и происходит в переходный период от раннего детства к дошкольному возрасту. На основе овладения предметными действиями, отделения своих действий от действий взрослых и постоянных требований все большей и большей самостоятельности у ребенка формируется тенденция к самостоятельности, к самостоятельной деятельности. Одновременно в связи с тем, что деятельность взрослых становится для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно, перед ним впервые открывается мир жизни и деятельности взрослых людей.
На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Ролевая игра возникает на основе новых отношений ребенка со взрослыми. Она социальна по своему происхождению; именно поэтому она не может быть не чем иным, как воспроизведением жизни и деятельности взрослых людей, т.е. социальной по содержанию. По своей форме ролевая игра является ярко выраженной самостоятельной деятельностью ребенка, через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых. Поэтому в игре рельефнее, чем во всякой другой деятельности, взрослый выступает для ребенка как образец.
Деятельность людей, их отношения к предметам и к друг другу являются особенно привлекательными для ребенка. В игре дети воспроизводят именно эту сферу окружающей их действительности. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью со взрослыми, и хотя эта жизнь протекает в сфере представлений, но она захватывает ребенка целиком и является не фиктивной, а действительно его жизнью.
Современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. У дошкольников 21 века появились новые роли и новые игровые сюжеты. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает что, тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме. В работе педагога игра является средством реализации задач ФГОС ДО.
В данном опыте работы я представляю сюжетно-ролевую игру «Пираты». При организации игры к «большой игре» подходим постепенно используя различные формы работы с детьми и родителями: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций и портретов; беседы; дидактические игры; творческая деятельность (сбор атрибутов для игры, приготовление коллажей). Наполнение игровыми материалами уголков современных сюжетно-ролевых игр осуществляется по мере ознакомления детей с деятельностью взрослых, особенностями социума. Такая система работы и созданная предметно-пространственная среда группы, холла детского сада обеспечит реализацию задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Сюжетно – ролевая игра для педагогов МДОУ
Тема: «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»
Цель: Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению.
Задачи:
Систематизировать знания педагогов о сюжетно-ролевой игре.
Познакомить с технологической картой сюжетно-ролевой игры.
Формировать у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.
- Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения? Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим.
Соверщенно верно – это ИГРА.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
- Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры? Проблема всегда стоит в организации сюжетной игры.
Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, метод политолога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, я в своей практике использую технологические карты сюжетно-ролевой игры.
- Что такое технологическая карта?
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, оборудование, инструмент, технологические режимы. Существует много различных технологических карт. Я предлагаю технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры.
Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель мы помогаем детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.
Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту? Только если сами они ее составят.
Вместе с детьми мы составили технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.