«Смотри, во все глаза».
Конспект занятия по валеологии.
Воспитатель
С.О. Печура
Цель:
продолжать формировать интерес к человеку;
дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;
познакомить детей со строением глаза;
воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;
привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;
расширять пассивный словарь дошкольников: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "хрусталик", "мышцы глаза".
Предварительная работа:
разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения;
разучивание комплекса упражнений для активизации работы глазных мышц;
предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастики для глаз, массаж глаз;
беседа по теме "Зрение";
разучивание дидактических и подвижных игр "Рассмотри дерево" (тренировка зрительной памяти); "Найди одинаковые предметы" (тренировка представлений детей о пространстве и времени);
рассматривание познавательных рисунков;
организация сюжетно-ролевой игры "Больница" (на приеме врач-окулист);
чтение стихотворения А. Барто "Очки".
Оборудование и материалы:
иллюстрация "Строение глаза";
картинки "Продукты питания", "Слепая девочка читает", "Памятник слепому человеку";
игрушка пчела;
картинки "Хорошо, плохо для глаз";
фотоаппарат;
таблица для определения остроты зрения;
набор матрешек, кукла, палочка, мешочек с мелкими игрушками (две из них одинаковые);
Ход занятия.
Объявление темы занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о здоровье. Сегодня будем играть, и узнавать, какие у человека есть помощники. Такие помощники есть и у каждого из вас. Кто же они? Об этом, вы догадаетесь, если отгадаете загадку:
Есть у каждого лица два красивых озерца,
Между ними есть гора, что же это, детвора?
Живут дружно, а друг на друга не глядят.
Два соседа - непоседы, день на работе, ночь на отдыхе.
Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной. (глаза)
Воспитатель: Правильно, это глаза. Ведь не зря говорят:
Видеть маму, видеть папу
Видеть небо и леса
Помогают нам …
Дети: Глаза
Воспитатель. Ребята, как нужно вести себя в поликлинике?
Дети. Не бегать, не кричать, не мешать окружающим людям и работе врачей
Дети заходят в кабинет. Врач (воспитатель) проверяет зрение некоторых детей, выписывает рецепты.
Врач. Я вижу, ребята, что вы не очень хорошо заботитесь о здоровье ваших глаз. А
напрасно! Ведь глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.
Воспитатель. Я хочу прочитать вам стихотворение Н. С. Орловой «Ребятишкам про глаза»:
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой.
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно.
Ничего вокруг не видно.
Дима хочет быть пилотом -
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши
Переплыть мечтает Саша.
Будет наш Андрей танкистом,
А Сергей парашютистом.
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений
Нам необходимо зренье!
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему?
Дети. С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
Воспитатель. Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.
Воспитатель (достает фотоаппарат). Ребята, что это такое?
Дети. Фотоаппарат.
Воспитатель. Посмотрите, сейчас я нажму на кнопку затвора. Что вы видите?
Дети. Открывается маленькое круглое отверстие.
Воспитатель. Да, через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?
Дети. Маленький цветной кружочек, черную точку посредине.
Воспитатель. Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других - зеленая, у кого-то голубая. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. А черная точка посредине - это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
Показывает плакат "Строение глаза". Дети рассматривают его. Обсуждают.
В
оспитатель. Зрение - это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку - глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в «яблоко», свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом - хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.
Физкультминутка.
Приступили. Для начала
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
Поворот за поворотом,
То к окну, то к стене.
Выполняем упражнение.
Чтобы отдых дать спине.
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место.
Воспитатель. Ребята, почему люди говорят: «Берегите пуще глаза»?
Дети.
Воспитатель. Глаз - очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба - его остановят брови. А что защищает глаза от пыли?
Д
ети. Ресницы.
Воспитатель. Но если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет беспрерывно мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его.
Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры: Наши глаза устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия.
Воспитатель. Как вы думаете, какие? (дети высказывают свои предположения).
Воспитатель. Во-первых, очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Давайте попробуем сесть спиной к окну. Достаточно ли хорошо освещена книга или лист бумаги?
Дети. Нет, недостаточно.
Воспитатель. Почему?
Дети пытаются объяснить.
Воспитатель. Мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Теперь сядьте так, чтобы окно было справа от вас и начните рисовать. Что вы заметили?
Дети. Мы снова загораживаем свет рукой.
Воспитатель. Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали?
Дети. Свет должен падать слева.
Воспитатель. Правильно, ребята. Свет должен падать слева. Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно?
Дети. Нет!
Воспитатель. Так можно испортить зрение. Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами правильное.
Глаза способны себя защищать, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности.
Игра «Хорошо - плохо»
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Хорошо-плохо», показывает рисунки с изображением детей в разных ситуациях, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет.
Воспитатель. Давайте сравним эти ситуации, и если вы считаете, что то, что изображено на рисунках, правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.
Варианты картинок:
Ребенок трет глаза грязными руками.
Ребенок читает лицо чистым платком.
Ребенок читает в транспорте.
Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.
Ребенок читает, лежа в постели.
Ребенок смотрит телевизор на расстоянии от экрана.
Воспитатель. А сейчас проверим ваши глазки.
Физкультминутка «Пчелка».
На стене висит изображение пчелки.
Пчелка с цветком в прятки играла,
Пчелка-летунья цветочки считала:
Синенький - раз,
Красненький - два,
Со скольких цветков я нектар собрала?
Ответы детей.
Воспитатель. На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев (показывает картинку).
Воспитатель. А на этой картинке - памятник слепому человеку. Как вы думаете, для чего его поставили?
Предположения детей.
Воспитатель. Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети. Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
Гимнастика для глаз (проводится с завязанными глазами).
1 задание: расставить матрешки по величине.
2 задание: обследовать предмет с помощью палочки.
3 задание: найти одинаковые предметы в мешочке.
4 задание: на ощупь вдеть шнурки в игрушку-планшет.
Воспитатель. Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.
Ребята, так что надо делать, чтобы ваши глаза были здоровыми?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для глаз? »
Ответ детей: Морковь, черника, перец…
В
оспитатель: А ещё очень полезны для глаз укроп, шиповник, рябина, тыква, черная смородина, петрушка, капуста, лимоны, печень, сливочное масло, рыба, молоко и т. д.
Воспитатель: На картинке спрятались овощи (зашумленный рисунок). Назовите овощи и обведите по контуру тот, в котором много витамина «А» (морковь).
Ответы детей. Рис.1. Капуста, брокколи, перец, огурец, тыква, лук, баклажан, репка, морковь.
Р
ис.2. Перец острый, перец болгарский, тыква, репка, огурец, помидор, картофель, лук, морковь.
Воспитатель:
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
И
ли пьет морковный сок.
Воспитатель предлагает картинки из набора картинок «Продукты» - морковь, черника, лук, петрушка, помидор, красный перец, шиповник и т.д. Дети выбирают наиболее полезные для глаз.
Угощает детей витамином для глаз - морковкой.
Физкультминутка «Самолет».
Воспитатель. А теперь гимнастика для ваших глаз, чтобы они немножко отдохнули.
Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. | Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим "самолетом". |
Правое крыло отвел, посмотрел, Левое крыло отвел, посмотрел. | Отводят попеременно правую и левую руки и следят за ними взглядом |
Я мотор завожу И внимательно гляжу. | Делают вращательные движения руками перед грудью и следят за ними взглядом. |
Поднимаюсь ввысь, лечу, Возвращаться не хочу. | Встают на носочки и изображают полет самолета. |
Воспитатель. А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.
Не трите глаза грязными руками.
Умывайтесь ежедневно с мылом.
Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)
Не читайте в транспорте.
Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.
Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
Берегите глаза от колющих и режущих предметов.
Ешьте продукты с витаминами.
Гуляйте на свежем воздухе.
Воспитатель. А теперь выполним еще несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.
Исходное положение сидя.
Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть (5-6 раз).
Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).
Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).
Быстро моргать (1 мин.)
Смотреть вдаль, сидя перед окном. (3-4 раза).
Дети выполняют упражнения.
Воспитатель. Отгадайте загадку:
На краю полей пшеничных
Под тенистою листвой
Два ключа есть необычных
С чистой, свежею водой.
Не умыться той водицей
Хоть и глубока она,
Целый мир в нее глядится
Небо, звезды, облака.
Днем открыты всем навстречу
Эти чудо - роднички,
А во мраке, в поздний вечер
Их скрывают колпачки.
Воспитатель. Да, это глаза. Глаза наши - незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза - зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им.
Поэтому берегите и охраняйте глаза.
Завершение занятия.
Воспитатель: Глаза наши - незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Поэтому берегите и охраняйте глаза.
Ты прочтёшь про все на свете:
Как летают на ракете,
Кто живёт на дне морском,
Как построен школьный дом
О животных и о птицах,
И о пчёлах-мастерицах.
Но чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
Воспитатель: Ну, что ребята, вот и подошло наше занятие к завершению. Вам оно понравилось? А кто напомнит мне, о чём мы сегодня говорили?
Воспитатель: Нужно беречь глаза? Зачем? Почему?
Ответы детей. Это наши помощники, помогают видеть и т.д.
Воспитатель: Через что мы видим? Как называется чёрная точка в середине глаза? Из чего состоит глаз? Что бывает у всех разного цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие помощники есть у наших глаз?
Ответы детей.
Воспитатель: Как брови, ресницы, веки защищают глаза?
Ответы детей. Брови задерживают капельки пота и воды, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза. От пыли спасают ресницы, если попадает пыль, соринки в глаза их смывает слеза. Если рядом с глазом появляется опасный предмет, веко закрывает глаз.
Воспитатель: Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку…глаза! Берегите свои глаза.