«Спешите делать добро»
Разработка занятия по нравственному воспитанию.
I. Беседа по теме.
У человека есть два вида жизни. Первая — реальная, повседневная жизнь. Это — его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это — мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце»
- А что такое доброта? Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Пусть эпиграфом к нашему разговору станут слова поэта А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
П. Толкование пословиц
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Какие вы их понимаете?
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Добряк творит добро, быть может, и не зная, что оттого болит душа у негодяя.
III. Игра «Кто больше знает?»
Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть и имена, фамилии с корнем - добр. Давайте проведем конкурс по рядам. Назовите фамилии с корнем добр.
Побеждает тот ряд, который последним назовет фамилию или имя.
IV. Это интересно!
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Уже в IV в. до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец — несчастлив.
Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево».
Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Какие высказывания вам уже известны? Вот некоторые из них (читают ученики):
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-Жак Руссо)
Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. (Лев Толстой)
Знания должны увеличиваться с добротой. (Фазиль Искандер)
V. Ролевая игра (слова розданы заранее)
Как вы думаете, есть ли какие-либо правила доброты?
Давайте разыграем сценку из известного вам с детства произведения.
Действующие лица:
Незнайка,
Пилюлькин,
Пончик,
Сиропчик,
Кнопка,
Автор.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиротик и Пончик.)
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопочка стали думать, почему все так вышло.
Кнопочка: А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это - не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопочка: А для чего же ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопочка: Вот видишь — а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопочка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
VI. Беседа по теме
- Какое правило доброты вы услышали сейчас?
Давайте вместе попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил «Спешите делать добро» (записываем на доске, звучит музыка.)
- Народная мудрость гласит: «Худо тому, кто добра не творит никому».
- А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
Анализ ситуации:
Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток вывели на полянку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфетку, игрушку. А один худенький сероглазый мальчик протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: «Не надо, лучше возьми меня на ручки».
- Что же оказалось для него главным? (Ласка, доброта.)
- Оказывается, каждый ребенок имеет на это право. У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция.)
- А у детей есть такой документ?
- Да, это конвенция о правах ребенка — документ большой нравственной силы.
VII. Творческая часть: рисуем ассоциацию любви к маме (папе).
VIII. Итог
Давайте в заключение послушаем стихи. (Читают дети.)
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
(все вместе)
Делай доброе дело –
Тем живём мы на земле.