Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «детский сад № 27»
Конспект сценария развлечения в группе детей 4-5 лет по образовательной области «Познавательное развитие» - «Безопасность»
Тема : «Шагаем по улицам города»
Выполнили воспитатели:
Г.З. Леонтьева соответствие
О.В. Новичкова высшая кв. категория
Оренбург,2022
Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством повышения уровня знаний по правилам дорожного движения.
Задачи:
• Совершенствовать представление о безопасном поведении на улицах и дорогах города;
• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и назначении некоторых дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Осторожно дети», «Автобусная остановка», «Пункт питания», «Больница», «Въезд запрещен»;
• Расширить представление о проезжей части дороги;
• Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
• Закреплять знания детей о значении сигналов светофора;
• Закреплять правила поведения пешеходов;
• Развивать внимание, мышление, воображение;
• Учить детей находить выход из проблемной ситуации;
• Развивать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность;
• Воспитывать у детей чувство ответственности за личную безопасность, уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им.
Предварительная работа:
Беседы: «Назначение светофора», «Дорожные знаки», «Правила поведения на дороге», «Правила поведения в общественном транспорте» и т.д.
Рассматривание иллюстраций «Опасные ситуации»; «Азбука ПДД», карточек с изображением дорожных знаков, транспорта.
Чтение стихов, загадок, художественных произведений по правилам дорожного движения, таких как: С.Маршак «Светофор», С.Михалков «Дядя Степа –милиционер», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», «Энциклопедия воспитанных детей», Т.Перевалова «Доктор Айболит - за дорожную азбуку» и др.
Дидактические игры «Четвертый лишний», «Геометрический транспорт», «светофор», «Кто больше найдет и назовет дорожных знаков».
Словарная работа: пешеход, дорожные знаки, проезжая часть.
Продуктивная деятельность: изготовление макета дороги. На макете расположены различные здания города, приезжая часть, дорожные знаки, парковая зона, автомобильные средства, пешеходы, светофоры.
Используя в игре данное пособие, дети учатся правилам безопасного поведения на улице. Дети могут обыграть любую ситуацию, возникающую на улице города. Макет мобилен, с ним можно заниматься в любом уголке группы.
Материал и оборудование: импровизированный автобус, макеты дорожных знаков и светофор, «зебра» из ткани, макет «Улица нашего города», картинки с изображением ситуаций на улицах города для дидактической игры «Подбери дорожный знак», 2 фона светофора и 5 разноцветных сигналов для дидактической игры «Почини светофор», музыкальная композиция «Мы едем, едем, едем в далекие края…»,звук тормозов автомобилей.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В группе звучит мелодия песни «Мы едем, едем, едем в далекие края,..»
Дети входят в группу, воспитатель обращается к детям (в группе развешаны дорожные знаки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня наша группа немного необычна, кругом развешаны какие то знаки. Посмотрите, что это за знаки здесь развешаны? (Ответы детей.)
Дети: Это дорожные знаки.
Воспитатель: скажите, зачем нужны дорожные знаки? (Они предупреждают пешеходов и водителей об опасности.) Назовите знакомые знаки? (Ответы детей. Знак «Пешеходный переход».)
Воспитатель: Ребята, а кто может мне сказать, зачем нужен этот знак?
Дети: Он показывает нам, где можно переходить дорогу
(Выставляется знак «Осторожно, дети».)
Воспитатель: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак обозначает «Осторожно, дети». Водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети
Воспитатель: А где обычно ставят такие знаки?
Дети: Около школ, детских садов.
Воспитатель: Правильно.
(Дети называют «пешеходный переход», «въезд запрещен», «Осторожно дети», «движение на велосипедах запрещено», «велосипедная дорожка», «автобусная остановка», «стоянка».)
Воспитатель: Для чего необходимы знаки? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, знаки нужны, чтобы знать, где переходить улицу, где можно кататься на велосипеде, где находится автобусная остановка и так далее.
Сегодня, я хочу вам предложить отправиться в путешествие по улицам нашего города и посмотреть , все ли знают правила дорожного движения? Хотите? (Ответ детей.) А вот на чем мы с вами отправимся, вам нужно будет отгадать
Загадка:
Дом по улице идет
На работу всех везет
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
Воспитатель: Ребята, а где же нам следует ожидать автобуса?
Дети: На автобусной остановке.
Воспитатель: Я вам предлагаю найти дорожный знак «автобусная остановка» (перед детьми несколько указателей с дорожными знаками: «больница»,
«стоянка», «автобусная остановка»).
Давайте вспомним правила поведения на остановке общественного транспорта. (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно ребята, если на остановке много народа, не становитесь в первый ряд! Вас могут случайно толкнуть под колеса, выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть приближение автобуса.
Плохо в первый ряд вставать,
Плохо торопиться:
Лучше в садик опоздать,
Чем попасть в больницу
Молодцы! Ну что же приглашаю вас пройти в наш автобус. Ребята, а как же мы с вами отправимся в путешествие, ведь у нас нет человека, который будет управлять нашим автобусом?! Ребята, кто управляет автобусом? (Ответ детей.)
Дети: Водитель.
Воспитатель: давайте посчитаем считалочку. Предлагает (имя ребенка) быть водителем.
(Песенка Железновых. Мы в автобусе сидим.)
Вот мы и приехали.
Воспитатель: Ребята, у меня есть для вас еще одна загадка, послушайте:
Загадка:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь (светофор.)
Правильно, светофор.
Воспитатель: Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно.
- Ребята, а как вы думаете, зачем нужен светофор? (Ответы детей.)
Дети: Чтобы правильно переходить дорогу.
Дети: Светофор регулирует движение на дорогах, чтобы на улицах был порядок.
Воспитатель: Давайте вспомним значение сигналов светофора:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Желтый свет предупрежденья,
Жди сигнала для движенья!
Свет зеленый говорит:
Проходите ,путь открыт!
- На какой же сигнал светофора нельзя переходить дорогу?
Дети: На красный свет.
В дверь вбегает Лиса и выбегает.
Воспитатель: Куда Вы?
Лиса: Некогда мне тут с вами болтать, тороплюсь я!!!
Музыка звучит (звук тормозов машин).
Входит Лиса хромая.
Лиса: Ой, куда это я попала? Здравствуйте касатики мои!
Воспитатель: Здравствуй, Лиса, а что с тобой случилось? Мы слышали ужасный звук!!!
Лиса: Я гуляла, гуляла по лесу, заблудилась и попала к вам в город.
В большой город я попала,
Растерялась я – пропала…
Кругом машины и такси,
То вдруг автобус на пути…
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти,
Ребята, вы мне помогите
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
В больницу чтоб не угодить.
Воспитатель: Ах, Лиса! Ты не знаешь правил дорожного движения?
Ладно, что-нибудь придумаем. А пока отдохни, у нас как раз начинаются игры и соревнования.
Физминутка «Мы шофёры».
Дети показывают движения согласно тексту.
Едем, едем на машине,
(Движение рулем)
Нажимаем на педаль
(Ногу согнуть в колене, вытянуть).
Газ включаем, выключаем,
(Рычаг повернуть к себе, от себя).
Смотрим пристально мы в даль.
(Ладонь ко лбу).
Дворники считают капли:
Вправо, влево- чистота!
Волосы ерошит ветер
(Взъерошить волосы руками).
Мы шоферы хоть куда!
(Большой палец правой руки вверх).
Воспитатель: Ребята, надо Лису познакомить со светофором, она ведь окажется в большом городе.
Воспитатель:
Начинаем разговор
Мы про главный светофор.
На дороге он стоит,
За движением следит.
Дети:
Если красный свет горит,
Светофор нам говорит:
«Стой на месте, не иди,
За движение следи!»
Ярко-желтый свет горит.
«Приготовься»,-говорит.
Светофор предупреждает,
Что он свет переключает.
Он зеленый свет включил,
Путь вперед нам разрешил.
Все машины дружно ждут,
Дети с мамами идут.
Подвижная игра «Светофор».
«Зеленый свет»- дети маршируют на месте.
«Желтый свет»- перестают маршировать.
«Красный свет»- движений нет, дети приседают.
Воспитатель толкает игрушечную машинку.
Лиса: А ну тормози!
Воспитатель: Что случилось, куда ты?
Лиса: Ой! Какие полосочки… у меня в лесу таких нет (пытается прыгать на пешеходном переходе).
Воспитатель: Что же ты делаешь? Здесь нельзя играть!
Лиса: Это еще почему?
Воспитатель: Ребята, объясните бабушке, что это такое.
Дети: Это не полосочки, а зебра, по ней нужно переходить дорогу
Лиса: Зебра – это лошадь такая, в жарких странах живет. Что мне, зебру с собой водить, уложить на дорогу и по ней ходить. Как по ней ходить?
- Что такое «зебра»?
Дети: Это пешеходный переход.
Лиса: -Почему так назвали пешеходный переход?
Дети: Похож на зебру в светлую и темную полоску.
Воспитатель:
- Ребята, можно играть на дороге? Что может случиться?
Дети: На дороге играть нельзя. Попадешь под машину
Лиса: Нет, я в больницу не хочу
Воспитатель: Ребята как мы должны переходить дорогу? (Ответы детей.)
Дети: Нужно посмотреть, есть ли знак «пешеходный переход» или светофор.
Внимательно посмотреть налево, нет ли машин, дойти до середины посмотреть направо. (Дети вместе с Лисой переходят через пешеходный переход.)
Игра «Малыши и взрослые».
Дети под музыку гуляют, бегают, по заданию ведущего меняют движения по «тротуару», на смену музыки находят свою пару, переходят дорогу по «зебре».
Воспитатель: Молодцы! В игре все соблюдали правила дорожного движения. Скажите, почему вы играли только на специальном отведенном месте?
Ответы детей: И малышки даже знают: На дороге не играют!
Воспитатель: Посмотрите на слайдах – дорожные знаки, но изображения скрыты. Дорожные знаки откроются только тогда, когда вы отгадаете мои загадки.
Подошли мы к мостовой.
Знак висит над головой:
Человек шагает смело
По полоскам черно-белым.
(«Пешеходный переход»).
Шли из сада мы домой,
Видим знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед.
Ничего другого нет.
(«Велосипедная дорожка»).
Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(«Осторожно,дети»).
Воспитатель: Отдохнули наши ноги. Им пройтись бы по дороге.
Еще лучше - пробежаться, В быстроте посостязаться.
Дети строятся на линию старта в две колонны.
Соревнования:
1. Прокати куклу.
2. Кто быстрее составит светофор из кубиков.
Воспитатель: Молодцы ребята! Показали, какие вы ловкие, быстрые.
Лиса: Я так счастлива, так рада,
Что попала к вам в детский сад.
Смогли меня вы научить,
Как по улицам ходить!
Лиса уезжает под веселую музыку.
Игра «Слушай и запоминай».
Дети встают в круг, а воспитатель стоит в середине. Дети идут по кругу под музыку. Воспитатель останавливает и задает вопрос, ребенок должен ответить.
Где нужно переходить дорогу?
Где должны ходить пешеходы?
Какой знак висит недалеко от школ и детских садов?
Можно ли играть на проезжей части?
Воспитатель: Молодцы, на все вопросы ответили правильно.
Воспитатель: Правила движения очень
важны. Знать их должен каждый человек, никто не должен нарушать их. Вы тоже не нарушайте правила дорожного движения, тогда не будет несчастных случаев на дороге и вы вырастете здоровыми, умными веселыми. До свидания ребята!
В конце звучит песня «Когда мои друзья со мной» (Сл. М. Танича, муз. В. Шаинского). Дети идут в группу.