1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Педагог вносит в группу куклу Бибабо бабушку в начале дня, затем собирает детей на ковре (на стульях) и предлагает внимательно посмотреть вокруг и сказать, что такого необычного появилось в группе. Кто внимательный? В: Совершенно верно, это кукла из театра Бибабо, зовут её бабушка Валя, что у неё есть, может быть она куда-то собралась? Что у неё за плечами? | Форма: работа со всей группой детей одновременно. Методы: словесный: рассказ, вопросы, практические: поручение. Наглядный: внесение куклы. | Дети внимательно смотрят вокруг себя и отвечают: Д: Кукла, бабушка. Рассматривают. Д: Рюкзачок. | Внимание детей привлечено к тематическому атрибуту, они заинтересованы. |
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | В: Конечно бабушка Валя любит путешествовать, она побывала во многих странах. И в Египте и в Африке и даже в тридесятом царстве. Да только старенькая она совсем стала, здоровье ослабело и совсем она не слышит – видите мы о ней говорим а она только головой качает. А ведь она давно мечтала побывать в волшебном царстве-государстве Пантомиме. Вы слышали о таком? Говорят, что кто, там побывал выходит оттуда с какой-то тайной и не может говорить до тех пор пока кто-то не разрушит сказочные чары, назвав зачарованное слово. Да вот теперь и грустная наша бабушка – старенькая она чтобы туда отправиться. Ведь пускают туда только детей! Как же мы можем помочь нашей гостье? | Форма: работа со всей группой детей одновременно. | Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Д: Отправится туда и рассказать её о том, что там делают! | Проблема принята детьми, дети предприняли различные варианты помощи бабушке Вале и готовы перейти к реализации поставленных ими задач. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Усвоение (расширение) определённого объёма знаний и представлений о правилах новой игры. | В: Замечательная идея, тогда давайте прямо сейчас мы поиграем в игру-путешествие и по-настоящему отправимся в страну Пантомиму. Только чтобы было интересно делать мы это будем по очереди. Послушайте правила: Сейчас кто-то вместе со мной отправится в страну Пантомимы, вам всем нужно оставаться спокойно на местах и устроить нашу гостью поудобнее, вскоре мы вернёмся и тот, кто из вас побывал в этой стране расскажет нам кем он был используя только движения, чтобы было понятно и бабушке. Как только вы назовёте загаданное слово: Что делал наш путешественник – произойдёт чудо и завеса тайны спадёт. Тот кто, хорошо и ясно передаст загаданное действие без слов получит какую-то награду от нашей гостьи. Только помните – игроку нельзя произнести ни одного слова – только движения иначе чуда не будет и награда так и не появиться в бабушкином сундучке. Итак понятны правила? | Форма: работа со всей группой детей одновременно. | Дети внимательно слушают правила игры. Дети внимательно слушают правила. Д: Да. | Дети поняли правила игры, |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы, объяснение правил игры, игровых действий и перемещений. | Тогда начиная слева на право, вы станете отправляться в путешествие со мной, чтобы рассказать нашей старенькой и усталой путешественнице бабушке Вале, кем вы были в этой стране. Педагог просит детей посмотреть за театральной гостьей, а сама отводит ребёнка за ширму, в соседнюю комнату. (остальные дети остаются на попечении помощника воспитателя) Возможные варианты тем для пантомим: что делали: пекли, стирали, подметали, прыгали на прыгалке, водили машину, рисовали, дирижировали оркестром, выращивали цветок, танцевали, играли на скрипке, гитаре, барабане, одевались, кушали, варили суп, мыли посуду, гладили, ремонтировали молотком, резали еду, лазали на лестницу, сражались, катались на лыжах, летали на самолёте, расчёсывались, прыгали в классики, носили тяжёлый мешок. Как только дети разгадывают ребёнок получает от бабушки игрушечное угощение. В: Это угощение по-нарошку, ведь мы играем. | Форма: работа со всей группой детей одновременно, элементы индивидуальной работы. | Дети выполняют игровые действия в порядке, в котором сидят. Остальные угадывают загаданное действие, не забывают о бабушке, показывая ей, что делается. Как только дети разгадывают ребёнок получает от бабушки игрушечное угощение. | Дети выполнили свои игровые действия по предложенным на предыдущем этапе правилам, у них закрепились умения в передаче характерных сторон деятельности через движения, поднялся эмоциональный тонус. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки совей деятельности. | В: Все побывали в стране Пантомиме? Посмотрите, чего вы только в ней не делали?! Скажите кто, что делал? Как вы нашей гостье рассказали о том, что вы там делали, с помощью чего, какого секрета? Конечно эта страна называется Пантомима, что значит подражание – вот вы и рассказали нам, кем вы были, выполняя характерные что? В: А, слова вы использовали? В: Умницы, почти не использовали. Ну что же посмотрите, какая бабушка Валя довольная, она теперь опять почувствовала себя здоровой и молодой и сама теперь хочет попробовать отправиться в эту чудесную страну Пантомиму, ребята попрощаемся с ней – я её провожу. Педагог уносит куклу и говорит, что она решила остаться жить там навсегда. | Форма: работа со всей группой детей одновременно. | Д: Да. Рассказывают кто, что делал. Д: Мы показывали, но не говорили. Д: нет Дети прощаются с куклой. | Дети подведены к переосмыслению собственной деятельности и обратили внимание на возможности пантомимики для передачи образов и деятельности человека. |