СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру «Устройство вселенной. Почему предметы падают вниз?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру «Устройство вселенной. Почему предметы падают вниз?»»


Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»







Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру

Тема «Устройство вселенной. Почему предметы падают вниз?»

проведённого в 4 «Г» классе «СОШ №32»



Практикантки: Белогорцева Я.А

________(подпись)

Учитель: Сафронова Е.А

________(подпись)

Методист: Трубаева О.Н.

________(подпись)

(Оценка за урок)_________





Астрахань, 2022

Тема урока

«Устройство вселенной. Почему предметы падают вниз»

Цель

Сформировать представления о вселенной.

Задачи

1.Обучающие: сформировать представление учащихся о развитии науки и её значения в развитии человечества .

2. Развивающие:  развивать познавательную активность, интерес к

предмету,  учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;

3. Воспитательные:   воспитывать интерес к окружающему миру;

Планируемые образовательные результаты учащихся

Школьники узнают о том, как устроена вселенная, узнают об известных мореплавателях;

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник.

Учебное оборудование и материалы для учителя

Презентация

Используемая учителем литература

Учебник окружающего мира 4 класс, интернет ресурсы

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран

Дата проведения

09.11.2022









Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Яна Андреевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Садитесь.









- приветствуют учителя.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке вы изучили природу Америки, ее население, культуру. И сейчас я хочу предложить вам тест, для проверки усвоенных знаний.

  1. Тест: Какие горы в Америке составляют гигантскую горную цепь.

а) Альпы

б) Кольдильеры и Анды.

  1. Как называется самая жаркая пустыня в Америке?

а) Долина Смерти

б) пустыня Сахара

  1. Как расположились природные зоны в Америке:

а) в направлении с востока на запад

б) в направлении с юга на север.

  1. Сколько живут гигантское мамонтовое дерево и секвоя?

а) 5-6 лет

б) 2-3 тыс. лет.

  1. Как называются медведи – коренные жители Америки.

а) медведи гризли

б) бурые медведи

  1. Как называется самая маленькая птичка величиной с бабочку.

а) вьюрок

б) колибри

  1. Как называют одичавших лошадей в Америке.

а) пони

б) мустанги

Проверка.

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените друг друга.

Правильные ответы:

1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5-а, 6-б, 7-б.


Познавательные: развитие мышления


Регулятивные: овладевать умением прогнозирования


Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самоопределение к деятельности

А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас с новым материалом. Тема урока, на мой взгляд, очень интересна и познавательна, но достаточно сложная.

-О том, что Земля имеет шарообразную форму, знает сейчас каждый ребенок. Но

какие доказательства этому вы могли бы привести?

- Правильно, а кто нибудь знает, как представляли нашу планету в древности?


- Да, как только люди не представляли нашу Землю, но самую первую теорию круглой Земли предложил всем известный древнегреческий математик Пифагор в VI веке до н. э. Сыграли роль в распространении этой точки зрения и другие умы Древней Греции, такие как Аристотель, Платон и Эратосфен. В Средневековье эта теория была подвергнута критике со стороны церкви, однако несмотря на все трудности, ученые смогли сохранить истину и донести ее до широких масс.






- посмотреть на снимком Земли с космоса, глобус, затмение, линия горизонта.

- Землю держат 4 слона, а слоны стоят на черепахе; Землю держат 3 больших кита;

Познавательные: ориентироваться в системе знаний


Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения

Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности.

Работа по теме урока

-Давайте откроем учебник на странице 66. Кто хочет прочитать? Ребята, слушайте внимательно, я буду задавать вопросы

Начинает читать от слов когда Магеллан до слов необъяснимо отставали.

-Кто совершил первое кругосветное путешествие?

- Да, Фернандо Магеллан (1480–1521 гг.) – португальский и испанский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие. Путешественник доказал шарообразность Земли, наличие Мирового океана, открыл пролив, который позже назвали его именем. 20 сентября 1519 года пять кораблей Магеллана отправились в путь. Команда обогнула восточный берег Южной Америки. В марте 1520 года часть моряков выразила желание вернуться в Испанию, но Магеллану удалось успокоить назревавший мятеж. В мае 1520 года был потерян корабль «Сантьяго», поэтому экспедиция продолжалась на четырех судах. В сентябре Фернандо Магеллан вместе с флотилией прошел пролив, названный позже Магеллановым. Сразу после этого корабль «Сан-Антонио» возвратился в Испанию.

Флотилия Магеллана вышла к Тихому океану и проходила его более трех месяцев. Прибыв к островам (позже названы Филиппинскими), мореплаватель решил подчинить население испанскому королю. В стычке с туземцами, 27 апреля 1521 года, Магеллан был убит.

- что такое геоцентрическая система? представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.

- как вы думаете, такая система правильная?

- почему?


- Правильно, читаем следующий абзац.

-читают от слов в 1543 году до вокруг своей оси.

- в каком году вышла книга?

- как называлась книга?

- кто автор?

Николай Коперник – ведущий ученый эпохи Возрождения, который стал «отцом» первой научно-технической революции. Он был выдающимся механиком, астрономом, математиком, экономистом. Коперника считают автором идеи о гелиоцентрической системе мира. К такому мнению он пришел в ходе длительных наблюдений из своей скромной обсерватории. Полностью осознав открытые им явления, он начинает писать книгу, где описывает свою новую модель. У него было много друзей-единомышленников, с которыми он охотно делился полученной информацией.

Крупный научный труд с названием «Об обращении небесных тел» был выпущен им к 1530 году. Там он предположил, что наша планета делает 1 оборот вокруг своей оси, а за год – полный оборот вокруг Солнца. В то время это казалось чем-то из ряда вон выходящим. Тогда господствовало мнение, что Солнце, звезды и планеты вращаются вокруг неподвижной Земли, которая является центром Вселенной.

- как Коперник изложил устройство вселенной?

- как вращаются планеты?


- читаем третий абзац

Читают от слов так была до слов джордано Бруно.

- какая была создана система мира?

- какое это было открытие?

- кого последователя сожгли на костре?

Джордано Бруно – монах-доминиканец, философ, поэт, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, яркий представитель эзотеризма. Путешествуя по Европе, Джордано Бруно выступал с лекциями, участвовал в диспутах, работал над созданием философских трактатов. Однако неизменно наталкивался на стену непонимания и жесткие требования прекратить распространение своих убеждений. Джордано был ярым противником церкви, которая, по его мнению, не давала развиваться самому важному — науке.

В 1584 году был издан труд Бруно «О бесконечности, вселенной и мирах», который заложил основы материалистического природоведения. Вскоре была опубликована и работа «Пир на пепле», в которой автор пропагандировал астрономические теории Коперника. В этом труде он утверждал, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров, а все планеты вращаются вокруг главного светила — Солнца.

- Читаем дальше

Читают от слов другого учёного до подтверждение.

- какую фразу сказал учёный после приговора суда?

- кто этот учёный?

родился в 1564 г. Он получил прекрасное образование и позже сам стал читать лекции по математике, физике и механике. Венецианские правители постоянно заказывали Галилею разработку различных технических устройств. Учёный увлечённо занимался проведением научных опытов и открыл очень важные законы физики. Именно от Галилея ведёт своё начало важный раздел физики - динамика. Астрономией.

Он занимался научной деятельностью — издал ряд своих трудов: «О движении», «Механика», в которых опроверг все тезисы Аристотеля.

Также в 1609 году Галилео изобрёл телескоп, с помощью которого учёные всего мира теперь могут наблюдать за небесными телами. Об открытиях, которые были сделаны с помощью этого прибора, он рассказал в «Звёздном вестнике».

Издал «Письма о солнечных пятнах». Это сочинение было критически оценено церковью и настроило её против учёного.

- Какие 2 системы мира мы сейчас разобрали?

- что они означают?



Один ребёнок начинает читать




- Магеллан





























- предположения детей.





- нет

- потому что Земля и все другие планеты крутятся вокруг солнце.




-1543

- об обращение небесных сфер

- Николай коперник.

























-Солнце – это звезда, такая же, как и другие звёзды.

- вращаются вокруг Солнца, вокруг своей оси.





- гелиоцентрическая

- открытие нового мира

- Джордано Бруно




























- и всё таки она вертится!


- Галилео Галилей


























-геоцентрическая и гелиоцентрическая

Геоцентрическая-солнце вертится вокруг Земли, а гелиоцентрическая-Земля вертится вокруг Солнца

Познавательные: Ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

Физминутка

Ну что ж, вы молодцы. Вы хорошо поработали, теперь можно немного отдохнуть.

Вы наверное устали ?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покружились, повернулись.

И за парты все уселись

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Включение нового в систему знаний

Что общего между следующими явлениями: 1)почему предметы не падают со стола? 2) Споткнувшись, вы падаете на землю, разбиваете себе колени, иногда и нос. 3) при вращении Земли вода и воздух удерживаются па ней? 4) Земля и другие планеты не улетают от солнца.

-На эти вопросы ответил гениальный ученый, английский физик, механик, астроном, математик Исаак Ньютон, на счету которого множество открытий. Сегодня мы остановимся на одном из них.

- но для начала, кто хочет прочитать про учёного?

Исаак Ньютон (1642–1727 гг.) – выдающийся английский ученый, один из создателей классической физики. Он сделал немало открытий в области физики, астрономии, механики и математики, в том числе открыл закон всемирного тяготения. Ньютон сделал немало открытий в области оптики и теории цвета. Им были разработаны многие физические и математические теории. Научные труды выдающегося ученого во многом определяли время и часто были непонятны современникам Его гипотезы относительно сплюснутости полюсов Земли, явления поляризации света и отклонения света в поле тяготения и сегодня вызывают удивление ученых.

В 1668 г. Ньютон получил степень магистра. Еще через год он стал доктором математических наук. После создания им рефлектора, предтечи телескопа, в астрономии были сделаны важнейшие открытия.

- начинаем читать в учебнике.

Со слов легенда рассказывает…

- Как называется закон Ньютона?

А давайте проверим, всегда ли этот закон действует.

Практическая работа.

Выходят три ученика с предметами: перышко, лист бумаги, портфель. Предлагаю бросить эти предметы. Портфель первым достиг пола, лист бумаги – вторым, третьим – перышко. Все они упали на пол, действует закон всемирного тяготения.

- почему в легенде про Ньютона яблоко упало вниз?

Открытие Ньютона очень помогло еще одному очень известному ученому К.Э.Циолковскому. Он рассчитал космическую скорость для ракет, способную преодолеть земное притяжение. Благодаря Циолковскому и закону всемирного тяготения стал возможным полет в космос, который совершил первым… -Кто ребята?

Мы узнали на уроке о законе всемирного тяготения. Но у него оказалась и неприятная сторона: от него одни синяки и шишки. По этой причине сказочные герои: слоненок, удав и мартышка решили устроить этому закону «Великое закрытие». Как это было, вы узнаете, прочитав небольшой текст на с. 61 – 63.

Читают текст

- кто хотел «закрыть закон?»

- у них получилось?

- почему у них не получилось закрыть закон?

- да, правильно. Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам разгадать кроссворд:

  1. Небесное тело, которое само светится? ( Звезда)

  2. Звезда, вокруг которой вращается Земля? (Солнце)

  3. Небесное тело, которые вращающееся вокруг звезды (Планета)

  4. Планета солнечной системы, следующая после Земли (Марс)

  5. Самая отдаленная от Солнца планета (Плутон )

  6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли (Луна)

  7. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты (Космос)

  8. Планета названная в честь бога торговли (Меркурий)

Предположения детей


































- закон всемирного тяготения













- на него действовал закон тяготения.








- Ю.А. Гагарин












- мартышка, питон, попугай.


-нет

- действует закон всемирного тяготения

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные: умение работать в группе


Подведение итогов на уроке. Рефлексия

- с чем на уроке мы сегодня познакомились?


Вы сегодня хорошо поработали, оцените свою деятельность на уроке

Поднимите зелёный кружок, если вы со всем справились и все сегодня поняли.

И красный, если был сложно, ничего не понятно и сложно.

- с законом всемирного тяготения и вселенной.