Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | На прошлом уроке вы изучили природу Америки, ее население, культуру. И сейчас я хочу предложить вам тест, для проверки усвоенных знаний. Тест: Какие горы в Америке составляют гигантскую горную цепь. а) Альпы б) Кольдильеры и Анды. Как называется самая жаркая пустыня в Америке? а) Долина Смерти б) пустыня Сахара Как расположились природные зоны в Америке: а) в направлении с востока на запад б) в направлении с юга на север. Сколько живут гигантское мамонтовое дерево и секвоя? а) 5-6 лет б) 2-3 тыс. лет. Как называются медведи – коренные жители Америки. а) медведи гризли б) бурые медведи Как называется самая маленькая птичка величиной с бабочку. а) вьюрок б) колибри Как называют одичавших лошадей в Америке. а) пони б) мустанги Проверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените друг друга. Правильные ответы: 1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5-а, 6-б, 7-б. | | Познавательные: развитие мышления Регулятивные: овладевать умением прогнозирования Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Самоопределение к деятельности | А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас с новым материалом. Тема урока, на мой взгляд, очень интересна и познавательна, но достаточно сложная. -О том, что Земля имеет шарообразную форму, знает сейчас каждый ребенок. Но какие доказательства этому вы могли бы привести? - Правильно, а кто нибудь знает, как представляли нашу планету в древности? - Да, как только люди не представляли нашу Землю, но самую первую теорию круглой Земли предложил всем известный древнегреческий математик Пифагор в VI веке до н. э. Сыграли роль в распространении этой точки зрения и другие умы Древней Греции, такие как Аристотель, Платон и Эратосфен. В Средневековье эта теория была подвергнута критике со стороны церкви, однако несмотря на все трудности, ученые смогли сохранить истину и донести ее до широких масс. | - посмотреть на снимком Земли с космоса, глобус, затмение, линия горизонта. - Землю держат 4 слона, а слоны стоят на черепахе; Землю держат 3 больших кита; | Познавательные: ориентироваться в системе знаний Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности. |
Работа по теме урока | -Давайте откроем учебник на странице 66. Кто хочет прочитать? Ребята, слушайте внимательно, я буду задавать вопросы Начинает читать от слов когда Магеллан до слов необъяснимо отставали. -Кто совершил первое кругосветное путешествие? - Да, Фернандо Магеллан (1480–1521 гг.) – португальский и испанский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие. Путешественник доказал шарообразность Земли, наличие Мирового океана, открыл пролив, который позже назвали его именем. 20 сентября 1519 года пять кораблей Магеллана отправились в путь. Команда обогнула восточный берег Южной Америки. В марте 1520 года часть моряков выразила желание вернуться в Испанию, но Магеллану удалось успокоить назревавший мятеж. В мае 1520 года был потерян корабль «Сантьяго», поэтому экспедиция продолжалась на четырех судах. В сентябре Фернандо Магеллан вместе с флотилией прошел пролив, названный позже Магеллановым. Сразу после этого корабль «Сан-Антонио» возвратился в Испанию. Флотилия Магеллана вышла к Тихому океану и проходила его более трех месяцев. Прибыв к островам (позже названы Филиппинскими), мореплаватель решил подчинить население испанскому королю. В стычке с туземцами, 27 апреля 1521 года, Магеллан был убит. - что такое геоцентрическая система? представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. - как вы думаете, такая система правильная? - почему? - Правильно, читаем следующий абзац. -читают от слов в 1543 году до вокруг своей оси. - в каком году вышла книга? - как называлась книга? - кто автор? Николай Коперник – ведущий ученый эпохи Возрождения, который стал «отцом» первой научно-технической революции. Он был выдающимся механиком, астрономом, математиком, экономистом. Коперника считают автором идеи о гелиоцентрической системе мира. К такому мнению он пришел в ходе длительных наблюдений из своей скромной обсерватории. Полностью осознав открытые им явления, он начинает писать книгу, где описывает свою новую модель. У него было много друзей-единомышленников, с которыми он охотно делился полученной информацией. Крупный научный труд с названием «Об обращении небесных тел» был выпущен им к 1530 году. Там он предположил, что наша планета делает 1 оборот вокруг своей оси, а за год – полный оборот вокруг Солнца. В то время это казалось чем-то из ряда вон выходящим. Тогда господствовало мнение, что Солнце, звезды и планеты вращаются вокруг неподвижной Земли, которая является центром Вселенной. - как Коперник изложил устройство вселенной? - как вращаются планеты? - читаем третий абзац Читают от слов так была до слов джордано Бруно. - какая была создана система мира? - какое это было открытие? - кого последователя сожгли на костре? Джордано Бруно – монах-доминиканец, философ, поэт, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, яркий представитель эзотеризма. Путешествуя по Европе, Джордано Бруно выступал с лекциями, участвовал в диспутах, работал над созданием философских трактатов. Однако неизменно наталкивался на стену непонимания и жесткие требования прекратить распространение своих убеждений. Джордано был ярым противником церкви, которая, по его мнению, не давала развиваться самому важному — науке. В 1584 году был издан труд Бруно «О бесконечности, вселенной и мирах», который заложил основы материалистического природоведения. Вскоре была опубликована и работа «Пир на пепле», в которой автор пропагандировал астрономические теории Коперника. В этом труде он утверждал, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров, а все планеты вращаются вокруг главного светила — Солнца. - Читаем дальше Читают от слов другого учёного до подтверждение. - какую фразу сказал учёный после приговора суда? - кто этот учёный? родился в 1564 г. Он получил прекрасное образование и позже сам стал читать лекции по математике, физике и механике. Венецианские правители постоянно заказывали Галилею разработку различных технических устройств. Учёный увлечённо занимался проведением научных опытов и открыл очень важные законы физики. Именно от Галилея ведёт своё начало важный раздел физики - динамика. Астрономией. Он занимался научной деятельностью — издал ряд своих трудов: «О движении», «Механика», в которых опроверг все тезисы Аристотеля. Также в 1609 году Галилео изобрёл телескоп, с помощью которого учёные всего мира теперь могут наблюдать за небесными телами. Об открытиях, которые были сделаны с помощью этого прибора, он рассказал в «Звёздном вестнике». Издал «Письма о солнечных пятнах». Это сочинение было критически оценено церковью и настроило её против учёного. - Какие 2 системы мира мы сейчас разобрали? - что они означают? | Один ребёнок начинает читать - Магеллан - предположения детей. - нет - потому что Земля и все другие планеты крутятся вокруг солнце. -1543 - об обращение небесных сфер - Николай коперник. -Солнце – это звезда, такая же, как и другие звёзды. - вращаются вокруг Солнца, вокруг своей оси. - гелиоцентрическая - открытие нового мира - Джордано Бруно - и всё таки она вертится! - Галилео Галилей -геоцентрическая и гелиоцентрическая Геоцентрическая-солнце вертится вокруг Земли, а гелиоцентрическая-Земля вертится вокруг Солнца | Познавательные: Ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. |
Включение нового в систему знаний | Что общего между следующими явлениями: 1)почему предметы не падают со стола? 2) Споткнувшись, вы падаете на землю, разбиваете себе колени, иногда и нос. 3) при вращении Земли вода и воздух удерживаются па ней? 4) Земля и другие планеты не улетают от солнца. -На эти вопросы ответил гениальный ученый, английский физик, механик, астроном, математик Исаак Ньютон, на счету которого множество открытий. Сегодня мы остановимся на одном из них. - но для начала, кто хочет прочитать про учёного? Исаак Ньютон (1642–1727 гг.) – выдающийся английский ученый, один из создателей классической физики. Он сделал немало открытий в области физики, астрономии, механики и математики, в том числе открыл закон всемирного тяготения. Ньютон сделал немало открытий в области оптики и теории цвета. Им были разработаны многие физические и математические теории. Научные труды выдающегося ученого во многом определяли время и часто были непонятны современникам Его гипотезы относительно сплюснутости полюсов Земли, явления поляризации света и отклонения света в поле тяготения и сегодня вызывают удивление ученых. В 1668 г. Ньютон получил степень магистра. Еще через год он стал доктором математических наук. После создания им рефлектора, предтечи телескопа, в астрономии были сделаны важнейшие открытия. - начинаем читать в учебнике. Со слов легенда рассказывает… - Как называется закон Ньютона? А давайте проверим, всегда ли этот закон действует. Практическая работа. Выходят три ученика с предметами: перышко, лист бумаги, портфель. Предлагаю бросить эти предметы. Портфель первым достиг пола, лист бумаги – вторым, третьим – перышко. Все они упали на пол, действует закон всемирного тяготения. - почему в легенде про Ньютона яблоко упало вниз? Открытие Ньютона очень помогло еще одному очень известному ученому К.Э.Циолковскому. Он рассчитал космическую скорость для ракет, способную преодолеть земное притяжение. Благодаря Циолковскому и закону всемирного тяготения стал возможным полет в космос, который совершил первым… -Кто ребята? Мы узнали на уроке о законе всемирного тяготения. Но у него оказалась и неприятная сторона: от него одни синяки и шишки. По этой причине сказочные герои: слоненок, удав и мартышка решили устроить этому закону «Великое закрытие». Как это было, вы узнаете, прочитав небольшой текст на с. 61 – 63. Читают текст - кто хотел «закрыть закон?» - у них получилось? - почему у них не получилось закрыть закон? - да, правильно. Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам разгадать кроссворд: Небесное тело, которое само светится? ( Звезда) Звезда, вокруг которой вращается Земля? (Солнце) Небесное тело, которые вращающееся вокруг звезды (Планета) Планета солнечной системы, следующая после Земли (Марс) Самая отдаленная от Солнца планета (Плутон ) Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли (Луна) Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты (Космос) Планета названная в честь бога торговли (Меркурий) | Предположения детей - закон всемирного тяготения - на него действовал закон тяготения. - Ю.А. Гагарин - мартышка, питон, попугай. -нет - действует закон всемирного тяготения | Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: умение работать в группе |