Выполнила: Шипицина Наталия
Педагогическое образование (Математика и Информатика)
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Тема 3.2. ПМПК и ППк: грани взаимодействия в образовательной инклюзии
Дайте определение понятиям:
психолого-медико-педагогическая комиссия – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
психолого-педагогический консилиум – это совещательный, систематически действующий орган при администрации общеобразовательной организации.
Задание 1. Изучите роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в реализации инклюзивного образования и заполните блок-схему:
(Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это комиссия, в процессе которой выясняется есть ли у исследуемого специфические диагнозы и непреодолимые проблемы в учебы по стандартной школьной программе.
Родители (законные представители) детей имеют право
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:
а)
б)
г)
д)
е)
ж)
з)
Комиссия имеет право
Территориальная комиссия:
1.консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
2.участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
3.содействие процессам интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями.
Центральная комиссия своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, на основе проведения комплексного диагностического обследования, подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организация их обучения и воспитания.
Комиссия создается в целях: выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по выбору специального образовательного маршрута в соответствии со специальными образовательными потребностями и условиями, необходимыми ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум.
В состав комиссии входят:
Педагог-психолог.
Дефектолог необходимого профиля.
Если ребенок слепой, то тифлептолог.
Сурдопедагог для ребенка, страдающего глухотой.
Логопед.
Педиатр.
Невролог.
Офтальмолог.
Ортопед.
Детский психиатр.
Социальный педагог.
Основные направления деятельности
своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с ограниченными возможностями здоровья
своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи
комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей
внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми; формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии
определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка
Родители (законные представители) детей имеют право
Комиссия имеет право
запрашивает у родителей (законных
представителей) дополнительную информацию о ребенке.
присутствовать при
обследовании детей в ПМПК, обсуждении результатов обследования и вынесении
комиссией заключения,
Вести протокол, в котором
указываются сведения о ребенке, специалистах ПМПк, перечень документов,
представленных для проведения обследования, результаты обследования
ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов
(при наличии) и заключение ПМПк.
высказывать свое мнение относительно рекомендаций по
организации обучения и воспитания детей
получать консультации специалистов
по вопросам обследования детей и оказания им психолого-медико-педагогической
помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей; в случае
несогласия с заключением ПМПК обжаловать его в
центральную комиссию
осуществлять мониторинг учета рекомендаций ПМПк по созданию
необходимых условий для обучения и воспитания детей, а
также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);
вносить предложения по вопросам совершенствования деятельности ПМПк.
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:
Паспорт родителя/опекуна.
Свидетельство о рождении ребенка.
Опекунское удостоверение, если ребенок находиться под опекой.
Выписка от педиатра формы Ф-12, в ней указаны данные о развитии ребенка.
Справки о состоянии здоровья от специалистов: офтальмолог, ЛОР, невропатолог, психиатр, ортопед.
Характеристика от воспитателя или учителя с позиции педагога.
Последние рабочие тетради по русскому языку и математике, если на комиссию отправлен школьник. Для дошкольников – 4 рисунка.
Комиссией ведется следующая документация:
годовой график плановых заседаний ПМПк;
журнал предварительной записи детей на ПМПк –(форма № 1)
журнал регистрации плановых и внеплановых заседаний ПМПк;
журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк –(форма № 2);
протоколы заседаний ПМПк – (форма № 3);
карты развития ребёнка;
список специалистов консилиума, расписание их работы.
Обследование детей проводится:
- Медицинское обследование
- Психолого-педагогического обследование
- Логопедическое обследование
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Задание 2. Изучите роль психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации в реализации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и заполните схему-памятку его деятельности:
Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм
взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность (далее - Организации), с целью создания оптимальных
условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством
психолого-педагогического сопровождения.
Задачами ППк являются
1.выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
2. разработка рекомендаций по организации сопровождения обучающихся;
3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам
актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
4. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
ППк создается на базе Организации приказом руководителя Организации.
Для организации деятельности ППк в Организации оформляются:
1. приказ руководителя Организации о создании ППк с утверждением состава ППк;
2.положение о ППк, утвержденное руководителем Организации.
Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя Организации.
Состав ППк: председатель ППк - заместитель руководителя Организации,
заместитель председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости),
педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь
ППк (определенный из числа членов ППк).
При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания
образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень
социализации и адаптации обучающегося.
Режим деятельности ППк
Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации на
обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.
Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося,
Нуждающегося в психолого педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами
(законных представителей)
обучающегося, педагогических и
руководящих работников Организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не
реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при
необходимости) изменений и дополнений в рекомендации
психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей
обследуемого обучающегося.
Проведение обследования
На период подготовки к
ППк и последующей
реализации
рекомендаций
обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель,
воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и
выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
Секретарь ППк по
Согласованию с
Председателем ППк
заблаговременно
информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение
заседания ППк.
Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе
родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия
родителей (законных представителей)
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
Разрабатываются рекомендации. На заседании
ППк обсуждаются результаты обследования
Ребенка каждым
специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении
результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования
специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.
Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся
1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в Организации / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе.
Тема 3.6. Технологии формирования инклюзивной культуры в образовательной организации.
Дайте определение понятиям:
Инклюзивная культура ‑ особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса.
Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Уроки доброты - это мир самой гармонии, счастья и радости, бесконечного веселья.
Задание 1. Рассмотрите принципы инклюзивной культуры школы, описанные в статье Е.Л. Тихомировой и Е.В. Шадровой. Сформулируйте правила, обеспечивающие реализацию этих принципов, и заполните таблицу.
Принцип | Правила реализации |
Принцип гуманизма | 1) уважительно относиться ко всем детям независимо от каких-либо особенностей; 2) признавать право каждого ребенка быть самим собой; 3) помогать ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, желания самому решать свои проблемы; 4) помогать детям в интеграции в общество; 5) не выделять детей с проблемами в особые группы; 6) менять систему школы под ребенка, а не ребенка под систему |
Принцип природосообразности | - направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся; - педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить доступно, согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; - знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений; - в процессе осуществления воспитательных отношений следовать логике «от простого - к сложному», «от незнания - к знанию», «от понятного - к непонятному». |
Принцип доступности | -переходить от близкого к далекому; -от легкого к более трудному; -от известного к неизвестному; -учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями. |
Принцип защиты | -предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация; -доступность и привлекательность предлагаемой информации; -выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материла, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование внимания на этом; -четкое структурирование знания и его логики, что не только способствует лучшему усвоению информации, но и вооружает общеучебными умениями самостоятельной работы с любым материалом; -включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов по каждому законченному фрагменту предлагаемого материала и в конце изложения всего материала, что способствует не только лучшему запоминанию, но и формированию системы ассоциаций, активизации ранее изученного |
Принцип информи рованности | -прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса; -руководство познавательной деятельностью учеников в процессе использования наглядных средств; -рационально сочетать слово и наглядность; -применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, наглядные пособия, ТОО (технические средства обучения) и современные информационные технологии; -использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации; -предметная наглядность в зависимости от возраста воспитанников по необходимости и возможности заменяется символической. |
Принцип поддержки разнообразия | -формирование позитивного отношения к изучаемому; -организация активного участия воспитанников в подготовке к усвоению предлагаемой информации -самостоятельное решение учащимися доступных им задач; -сообщение нового знания или формирование новых умений и привычек поведения только на основе хорошо усвоенного; -регулярное повторение изученного с введением элементов новой оценки или интерпретации усваиваемого материала; -систематизация материала, связанная с его самостоятельным воспроизведением |
Принцип индивидуальной помощи | -становление прочных связей и отношений между всеми сферами жизнедеятельности учащихся; -налаживание взаимодействия всех сфер жизнедеятельности учащихся в целях выявления педагогического потенциала каждой из них, особенно семьи; -обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер жизнедеятельности воспитанников. |
Принцип полноценного участия (включенности) | -организация разнообразной практической деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек; -самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положение или правильность (ошибочность) его применения на практике; -организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории; -попытка (где возможно) решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты; -широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе материала. |
Задание 2. Проанализируйте профессиональные задачи и предложите свои варианты их решения.
Задача № 1. В детском коллективе образовательной организации совместно обучаются дети с нормальным и нарушенным развитием. Из 18 детей трое имеют ОВЗ. Один ребенок с ОВЗ систематически оказывается в центре конфликтных ситуаций в детском коллективе. Это вызывает негативную реакцию со стороны родителей.
Что должен делать педагог, чтобы сформировать толерантное отношение к детям с ОВЗ в детском и взрослом коллективе?
Воспитание толерантности как личного качества у учащихся возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:
создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства;
А также учитель должен:
- создание максимально благоприятных организационных условий в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка;
- обеспечение участия всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития;
- создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями;
- установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье с целью заботы о его максимальном развитии.
- педагогическое наблюдение, диагностика воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.
Для реализации данных задач важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Задача № 2. В классе есть отстающий по успеваемости от сверстников ребенок, и дети не упускают случая посмеяться над мальчиком с ОВЗ. Когда учитель вызывает его к доске, ребенок мнется и запинается, боясь, что все будут смеяться над его ответом. Учитель из раза в раз вздыхает, упрекает ребенка и ставит неудовлетворительную отметку.
Дайте оценку действиям педагога и предложите варианты повышения его профессиональной компетентности в вопросах инклюзивного образования.
Учитель повел себя не компетентно по отношению к ребенку с ОВЗ. Он должен понимать, что ребенок с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивная компетентность учителя является составляющей его профессиональной компетентности и включает ключевые содержательные и функциональные компетентности. Преподаватель должен повышать свое интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития. Высокий уровень развития инклюзивной компетентности учителей позволит им эффективно осуществлять педагогическую деятельность, обеспечивая включение в среду общеобразовательной школы не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и другие категории детей, испытывающих трудности в обучении
Задание 3. Сделайте подборку фильмов, мультипликационных фильмов и литературных произведений, которые может использовать педагог в работе по формированию у детей /подростков доброжелательного и толерантного отношения к людям с ОВЗ. Выберите одно из произведений и сформулируйте вопросы для обсуждения. Укажите возраст обучающихся.
Книга «Привет, давай поговорим». Автор: Дрейпер Шэрон
2) Книга «Цветы для Элджернона». Автор: Дэниел Киз
3) Книга «Скафандр и бабочка». Автор: Жан-Доминик Боби
4) Книга «Нетерпение сердца». Автор: Стефан Цвейг
5) Фильм «Тэмпл Гранди». Режиссер: Мик Джексон
Из всех подобранных мною фильмов и книг мне больше всего понравилось произведение Дрейпер Шэрон «Привет, давай поговорим». Проблемы, которые поднимаются в данной книге, к сожалению, существует на самом деле. Девочка родилась с страшным диагнозом ДЦП. И не смотря на все свои сложности, она остается доброй и любящей дочерью, которая просто хочет говорить! Она просто мечтает сказать маме и папе как же она их любит. Книга пропитана добротой и любовью, не смотря на затронутую в ней проблему. Эта замечательная книга учит нас общаться с особыми людьми, которые не похожи на нас, учит любить и понимать их. Возраст 14-17 лет.
Вопросы для обсуждения:
Как вы относитесь к главной героине?
Считаете ли вы поведение детей правильным по отношению к героине?
В каких фрагментах книги главная героине не падает духом? Почему?