СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"»

Выполнила: Шипицина Наталия

Педагогическое образование (Математика и Информатика)

РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Тема 3.2. ПМПК и ППк: грани взаимодействия в образовательной инклюзии

Дайте определение понятиям:

психолого-медико-педагогическая комиссия – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

психолого-педагогический консилиум – это совещательный, систематически действующий орган при администрации общеобразовательной организации.


Задание 1. Изучите роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в реализации инклюзивного образования и заполните блок-схему:


(Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это комиссия, в процессе которой выясняется есть ли у исследуемого специфические диагнозы и непреодолимые проблемы в учебы по стандартной школьной программе.





Родители (законные представители) детей имеют право

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

а)

б)

г)

д)

е)

ж)

з)



Комиссия имеет право








Территориальная комиссия:

1.консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

2.участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

3.содействие процессам интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями.











Центральная комиссия своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, на основе проведения комплексного диагностического обследования, подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организация их обучения и воспитания.









Комиссия создается в целях: выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по выбору специального образовательного маршрута в соответствии со специальными образовательными потребностями и условиями, необходимыми ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум. 

























В состав комиссии входят:

  • Педагог-психолог.

  • Дефектолог необходимого профиля.

  • Если ребенок слепой, то тифлептолог.

  • Сурдопедагог для ребенка, страдающего глухотой.

  • Логопед.

  • Педиатр.

  • Невролог.

  • Офтальмолог.

  • Ортопед.

  • Детский психиатр.

  • Социальный педагог.




























Основные направления деятельности



своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с ограниченными возможностями здоровья





своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи










комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей



внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми; формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии









определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья


содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка

















Родители (законные представители) детей имеют право

Комиссия имеет право



запрашивает у родителей (законных

представителей) дополнительную информацию о ребенке.



присутствовать при

обследовании детей в ПМПК, обсуждении результатов обследования и вынесении

комиссией заключения,











Вести протокол, в котором

указываются сведения о ребенке, специалистах ПМПк, перечень документов,

представленных для проведения обследования, результаты обследования

ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов

(при наличии) и заключение ПМПк.



высказывать свое мнение относительно рекомендаций по

организации обучения и воспитания детей










получать консультации специалистов

по вопросам обследования детей и оказания им психолого-медико-педагогической

помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей; в случае

несогласия с заключением ПМПК обжаловать его в

центральную комиссию






осуществлять мониторинг учета рекомендаций ПМПк по созданию

необходимых условий для обучения и воспитания детей, а

также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);


вносить предложения по вопросам совершенствования деятельности ПМПк.





















Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

  • Паспорт родителя/опекуна.

  • Свидетельство о рождении ребенка.

  • Опекунское удостоверение, если ребенок находиться под опекой.

  • Выписка от педиатра формы Ф-12, в ней указаны данные о развитии ребенка.

  • Справки о состоянии здоровья от специалистов: офтальмолог, ЛОР, невропатолог, психиатр, ортопед.

  • Характеристика от воспитателя или учителя с позиции педагога.

  • Последние рабочие тетради по русскому языку и математике, если на комиссию отправлен школьник. Для дошкольников – 4 рисунка.

































Комиссией ведется следующая документация:

  • годовой график плановых заседаний ПМПк;

  • журнал предварительной записи детей на ПМПк –(форма № 1)

  • журнал регистрации плановых и внеплановых заседаний ПМПк;

  • журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк –(форма № 2);

  • протоколы заседаний ПМПк – (форма № 3);

  • карты развития ребёнка;

  • список специалистов консилиума, расписание их работы.



Обследование детей проводится:

- Медицинское обследование

- Психолого-педагогического обследование

- Логопедическое обследование





























Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.



































Задание 2. Изучите роль психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации в реализации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и заполните схему-памятку его деятельности:

Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм

взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей

образовательную деятельность (далее - Организации), с целью создания оптимальных

условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством

психолого-педагогического сопровождения.









Задачами ППк являются

1.выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;

2. разработка рекомендаций по организации сопровождения обучающихся;


3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам

актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;


4. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
































ППк создается на базе Организации приказом руководителя Организации.

Для организации деятельности ППк в Организации оформляются:

1. приказ руководителя Организации о создании ППк с утверждением состава ППк;

2.положение о ППк, утвержденное руководителем Организации.


Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя Организации.



Состав ППк: председатель ППк - заместитель руководителя Организации,

заместитель председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости),

педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь

ППк (определенный из числа членов ППк).































При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания

образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень

социализации и адаптации обучающегося.











Режим деятельности ППк

Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации на

обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.

















Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося,

Нуждающегося в психолого педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами

(законных представителей)

обучающегося, педагогических и

руководящих работников Организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.



Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не

реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при

необходимости) изменений и дополнений в рекомендации

психолого-педагогического сопровождения обучающихся.























Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей

обследуемого обучающегося.









Проведение обследования


На период подготовки к

ППк и последующей

реализации

рекомендаций

обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель,

воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и

выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).




Секретарь ППк по

Согласованию с

Председателем ППк

заблаговременно

информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение

заседания ППк.



Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе

родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия

родителей (законных представителей)


























По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и

Разрабатываются рекомендации. На заседании

ППк обсуждаются результаты обследования

Ребенка каждым

специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.



Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении

результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования

специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.















Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся

1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:

разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в Организации / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе.






































Тема 3.6. Технологии формирования инклюзивной культуры в образовательной организации.

Дайте определение понятиям:

Инклюзивная культура ‑ особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса.

Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Уроки доброты - это мир самой гармонии, счастья и радости, бесконечного веселья.





Задание 1. Рассмотрите принципы инклюзивной культуры школы, описанные в статье Е.Л. Тихомировой и Е.В. Шадровой. Сформулируйте правила, обеспечивающие реализацию этих принципов, и заполните таблицу.

Принцип

Правила реализации

Принцип гуманизма

1) уважительно относиться ко всем детям независимо от каких-либо особенностей;

2) признавать право каждого ребенка быть самим собой;

3) помогать ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, желания самому решать свои проблемы;

4) помогать детям в интеграции в общество;

5) не выделять детей с проблемами в особые группы;

6) менять систему школы под ребенка, а не ребенка под систему

Принцип природосообразности

- направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания,

самообразования, самообучения учащихся;

- педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить

доступно, согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

- знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности

учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений;

- в процессе осуществления воспитательных отношений следовать

логике «от простого - к сложному», «от незнания - к знанию», «от понятного -

к непонятному».

Принцип доступности

-переходить от близкого к далекому;

-от легкого к более трудному;

-от известного к неизвестному;

-учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требовани­ями.

Принцип защиты

-предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация;

-доступность и привлекательность предлагаемой информации;

-выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материла, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование внимания на этом;

-четкое структурирование знания и его логики, что не только способствует лучшему усвоению информации, но и вооружает общеучебными умениями самостоятельной работы с любым материалом;

-включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов по каждому законченному фрагменту предлагаемого материала и в конце изложения всего материала, что способствует не только лучшему запоминанию, но и формированию системы ассоциаций, активизации ранее изученного

Принцип информи

рованности

-прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса;

-руководство познавательной деятельностью учеников в процессе использова­ния наглядных средств;

-рационально сочетать слово и наглядность;

-применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, наглядные пособия, ТОО (технические средства обучения) и современные информационные технологии;

-использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;

-предметная наглядность в зависимости от возраста воспитанников по необходимости и возможности заменяется символической.

Принцип поддержки разнообразия

-формирование позитивного отношения к изучаемому;

-организация активного участия воспитанников в подготовке к усвоению предлагаемой информации

-самостоятельное решение учащимися доступных им задач;

-сообщение нового знания или формирование новых умений и привычек поведения только на основе хорошо усвоенного;

-регулярное повторение изученного с введением элементов новой оценки или интерпретации усваиваемого материала;

-систематизация материала, связанная с его самостоятельным воспроизведением

Принцип индивидуальной помощи

-становление прочных связей и отношений между всеми сферами жизнедеятельности учащихся;

-налаживание взаимодействия всех сфер жизнедеятельности учащихся в целях выявления педагогического потенциала каждой из них, особенно семьи;

-обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер жизнедеятельности воспитанников.

Принцип полноценного участия (включенности)

-организация разнообразной практической деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, за­крепление, выработку умений, навыков, привычек;

-самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положе­ние или правильность (ошибочность) его применения на практике;

-организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории;

-попытка (где возможно) решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты;

-широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе ма­териала.



Задание 2. Проанализируйте профессиональные задачи и предложите свои варианты их решения.

Задача № 1. В детском коллективе образовательной организации совместно обучаются дети с нормальным и нарушенным развитием. Из 18 детей трое имеют ОВЗ. Один ребенок с ОВЗ систематически оказывается в центре конфликтных ситуаций в детском коллективе. Это вызывает негативную реакцию со стороны родителей.

Что должен делать педагог, чтобы сформировать толерантное отношение к детям с ОВЗ в детском и взрослом коллективе?



Воспитание толерантности как личного качества у учащихся возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:

  • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

  • создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства;

  • изменение отношения родителей «обычных детей» к детям с ограниченными возможностями здоровья.

А также учитель должен:

- создание максимально благоприятных организационных условий в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка;

- обеспечение участия всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития;

- создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями;

- установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье с целью заботы о его максимальном развитии.

- педагогическое наблюдение, диагностика воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.

Для реализации данных задач важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.



Задача № 2. В классе есть отстающий по успеваемости от сверстников ребенок, и дети не упускают случая посмеяться над мальчиком с ОВЗ. Когда учитель вызывает его к доске, ребенок мнется и запинается, боясь, что все будут смеяться над его ответом. Учитель из раза в раз вздыхает, упрекает ребенка и ставит неудовлетворительную отметку.

Дайте оценку действиям педагога и предложите варианты повышения его профессиональной компетентности в вопросах инклюзивного образования.

Учитель повел себя не компетентно по отношению к ребенку с ОВЗ. Он должен понимать, что ребенок с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивная компетентность учителя является составляющей его профессиональной компетентности и включает ключевые содержательные и функциональные компетентности. Преподаватель должен повышать свое интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития. Высокий уровень развития инклюзивной компетентности учителей позволит им эффективно осуществлять педагогическую деятельность, обеспечивая включение в среду общеобразовательной школы не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и другие категории детей, испытывающих трудности в обучении



Задание 3. Сделайте подборку фильмов, мультипликационных фильмов и литературных произведений, которые может использовать педагог в работе по формированию у детей /подростков доброжелательного и толерантного отношения к людям с ОВЗ. Выберите одно из произведений и сформулируйте вопросы для обсуждения. Укажите возраст обучающихся.

Книга «Привет, давай поговорим». Автор: Дрейпер Шэрон
2) Книга «Цветы для Элджернона». Автор: Дэниел Киз
3) Книга «Скафандр и бабочка». Автор: Жан-Доминик Боби
4) Книга «Нетерпение сердца». Автор: Стефан Цвейг
5) Фильм «Тэмпл Гранди». Режиссер: Мик Джексон



Из всех подобранных мною фильмов и книг мне больше всего понравилось произведение Дрейпер Шэрон «Привет, давай поговорим». Проблемы, которые поднимаются в данной книге, к сожалению, существует на самом деле. Девочка родилась с страшным диагнозом ДЦП. И не смотря на все свои сложности, она остается доброй и любящей дочерью, которая просто хочет говорить! Она просто мечтает сказать маме и папе как же она их любит. Книга пропитана добротой и любовью, не смотря на затронутую в ней проблему. Эта замечательная книга учит нас общаться с особыми людьми, которые не похожи на нас, учит любить и понимать их. Возраст 14-17 лет.


Вопросы для обсуждения:

    1. Как вы относитесь к главной героине?

    2. Считаете ли вы поведение детей правильным по отношению к героине?

    3. В каких фрагментах книги главная героине не падает духом? Почему?