СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект. Тема: "Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование умения склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе; ознакомление с приемами распознавания падежей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект. Тема: "Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей"»

Тема: упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

Цель: формирование умения склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе; ознакомление с приемами распознавания падежей.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Словарная работа

- Догадайтесь, о чем идет речь, и замените одним словом. Напишите его.

  • Учреждение, где хранятся и выдаются книги для общественного пользования.

  • Мера длины, равная тысяче метров.

  • Человек, совершающий подвиг.

  • Вагон или несколько вагонов городской электрической железной дороги.

  • Листы бумаги, на которых печатаются сообщения о событиях в стране и за рубежом. Чаще всего это ежедневное издание.

  • Надпись на письме с указанием места назначения и получателя.

  • Человек, совершающий поездку на поезде, самолете или ином виде транспорта.

  • Двенадцатая часть года.

- Давайте проверим, какие слова у вас получились. Читаем все вместе. Молодцы!

- Напишите названия осенних месяцев.




- Библиотека.



- Километр.


- Герой.


- Трамвай.




- Газета.






- Адрес.



- Пассажир.




- Месяц.

Читают слова.




- Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.


КУУД, РУУД.

  1. Письмо по памяти предложения

- Ребята, обратите внимание на доску, тут записано слово. Один из вас мне его сейчас прочитает. Как ты понимаешь это слово?

- Поблекнуть – потерять яркость.

- На электронной доске наша гостья принесла два слова. Посмотрите внимательно и запомните. как они пишутся (жёлты, ещё).

- Теперь слушайте внимательно. Я читаю один раз.

- Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер. Запишите.

- Ребята, найдите имена существительные.

- В каком числе они стоят?

- Молодцы

- Поблекнуть. Я не знаю.












Записывают по памяти предложение.



- Листья, ковер.


- слово листья во множественном числе, а слово ковер – в единственном числе.


ЛУУД, РУУД, КУУД

  1. Актуализация знаний

- Теперь откройте рабочую тетрадь. Вы самостоятельно выполните упражнение 25.

Открывают рабочую тетрадь и выполняют упражнение.

РУУД

  1. Постановка учебной задачи. Повторение сведений о склонении.

- Сегодня, мы будем склонять имена существительные в единственном числе, и различать падежи. Почему это важно?

- Сравните предложения: Я дала тетрадь ученику. Я дала тетрадь ученика.

- Чем они отличаются по смыслу?


- А в каком падеже употреблены слова ученика, ученику. Чтобы правильно написать окончание существительного, точно выразить свою мысль, нужно знать падеж.

- Прочитайте, какой вопрос ставит вам Почемучка на стр. 61 учебника. Ответьте, если не знаете, будем искать ответ вместе.


- Посмотрите на упражнение 109, давайте, его выполним. Просклоняйте письменно слова ученик и звонок.

- Объясните, пожалуйста, что такое склонение имен существительных.

- Прочитайте в учебнике на стр. 61 второй вопрос Почемучки.

- Для того, чтобы мы говорили правильно.



Сравнивают предложения.



- В первом предложении указано на то, кому дали тетрадь, во втором – чью.

- Разные падежи, разные окончания.

















- Склонение существительных – это изменение окончаний существительного по падежам.

Читают второй вопрос Почемучки.

ПУУД, КУУД, РУУД.

  1. Наблюдение за особенностями падежей.

- Теперь мы с вами запишем предложения под диктовку.

- Первым из космоса увидел Землю русский космонавт. Самолет пролетел над широкой сибирской рекой.

- Найдите в первом предложении подлежащее и сказуемое, подчеркните их.

- Какой частью речи выражено подлежащее? Определите падеж.


- Запомните, что существительное, которое является подлежащим, всегда стоит в именительном падеже.

- Для того чтобы узнать падеж существительного (из) космоса, прежде всего найдем слово, от которого оно зависит, и поставим от этого слова вопрос к существительному. Найдите слово и поставьте вопрос.

- Запомните, что на вопросы откуда? из чего? отвечает имя существительное только в родительном падеже.

- Найдите в предложении слово, от которого зависит слово Землю, поставьте вопрос и определите падеж.

- С какой трудностью вы здесь встретились?



- Обратите внимание на окончание. Оно вам здесь поможет.

- Итак, что нам надо сделать, чтобы узнать падеж имени существительного?



- Докажите это на примере второго предложения, определив падеж в словах самолет и рекой.


- Ребята, откройте учебник на стр. 63 и прочитайте памятку.

Пишут под диктовку.






- Космонавт увидел.



- Подлежащее выражено существительным. Именительный падеж.





- Увидел (откуда? Из чего?) – из космоса.










- Увидел (что?) Землю. А какой падеж мы не можем определить.



- слово отвечает на вопрос что? Этот вопрос есть и в именительном и в винительном падежах.

- Слово Землю стоит в винительном падеже.


- 1. Найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу узнать падеж.

- Пролетел (кто?) самолет – именительный падеж. Пролетел (где? над чем?) над рекой – творительный падеж.

ПУУД, КУУД

  1. Восстановление деформированных предложений и запись текста

- Прочитайте задание к упражнению 110. Что нам надо сделать?

- Первое предложением мы с вами составим вместе, а дальше вы сделаете самостоятельно. Для начала, нужно прочитать все слова, которые нам даны под цифрой 1.

-

- надо составить предложения из слов, и записать их.





- В жаркий, ребята, полдень, шли, по дороге, полевой.

ПУУД

  1. Распознавание падежей

Работа с упражнением 111


ПУУД

  1. Устное упражнение

- К доске выходит 4 человека. Первый из вас называет падеж, второй – вопрос, третий – имя существительное, четвертый – окончание. Также вам нужно будет определить род существительного и одушевленное или неодушевленное.

Например: Луна – женский род, неодушевленное.

  1. Именительный падеж.

  2. Что?

  3. Луна.

  4. -а.




КУУД, РУУД

  1. Итог урока

- Что мы с вами сегодня делали на уроке?

- А что значит «просклонять слово»?

- Узнали, как определить падеж существительного. Много писали

- Изменить окончание по падежам.

КУУД

  1. Домашнее задание

Упражнение 112, из рабочей тетради № 27.

Подобрать и записать слова с корнем -молод- (ой).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!