Тема: упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.
Цель: формирование умения склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе; ознакомление с приемами распознавания падежей.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Словарная работа | - Догадайтесь, о чем идет речь, и замените одним словом. Напишите его. Учреждение, где хранятся и выдаются книги для общественного пользования. Мера длины, равная тысяче метров. Человек, совершающий подвиг. Вагон или несколько вагонов городской электрической железной дороги. Листы бумаги, на которых печатаются сообщения о событиях в стране и за рубежом. Чаще всего это ежедневное издание. Надпись на письме с указанием места назначения и получателя. Человек, совершающий поездку на поезде, самолете или ином виде транспорта. Двенадцатая часть года. - Давайте проверим, какие слова у вас получились. Читаем все вместе. Молодцы! - Напишите названия осенних месяцев. | - Библиотека. - Километр. - Герой. - Трамвай. - Газета. - Адрес. - Пассажир. - Месяц. Читают слова. - Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. | КУУД, РУУД. |
Письмо по памяти предложения | - Ребята, обратите внимание на доску, тут записано слово. Один из вас мне его сейчас прочитает. Как ты понимаешь это слово? - Поблекнуть – потерять яркость. - На электронной доске наша гостья принесла два слова. Посмотрите внимательно и запомните. как они пишутся (жёлты, ещё). - Теперь слушайте внимательно. Я читаю один раз. - Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. Запишите. - Ребята, найдите имена существительные. - В каком числе они стоят? - Молодцы | - Поблекнуть. Я не знаю. Записывают по памяти предложение. - Листья, ковер. - слово листья во множественном числе, а слово ковер – в единственном числе. | ЛУУД, РУУД, КУУД |
Актуализация знаний | - Теперь откройте рабочую тетрадь. Вы самостоятельно выполните упражнение 25. | Открывают рабочую тетрадь и выполняют упражнение. | РУУД |
Постановка учебной задачи. Повторение сведений о склонении. | - Сегодня, мы будем склонять имена существительные в единственном числе, и различать падежи. Почему это важно? - Сравните предложения: Я дала тетрадь ученику. Я дала тетрадь ученика. - Чем они отличаются по смыслу? - А в каком падеже употреблены слова ученика, ученику. Чтобы правильно написать окончание существительного, точно выразить свою мысль, нужно знать падеж. - Прочитайте, какой вопрос ставит вам Почемучка на стр. 61 учебника. Ответьте, если не знаете, будем искать ответ вместе. - Посмотрите на упражнение 109, давайте, его выполним. Просклоняйте письменно слова ученик и звонок. - Объясните, пожалуйста, что такое склонение имен существительных. - Прочитайте в учебнике на стр. 61 второй вопрос Почемучки. | - Для того, чтобы мы говорили правильно. Сравнивают предложения. - В первом предложении указано на то, кому дали тетрадь, во втором – чью. - Разные падежи, разные окончания. - Склонение существительных – это изменение окончаний существительного по падежам. Читают второй вопрос Почемучки. | ПУУД, КУУД, РУУД. |
Наблюдение за особенностями падежей. | - Теперь мы с вами запишем предложения под диктовку. - Первым из космоса увидел Землю русский космонавт. Самолет пролетел над широкой сибирской рекой. - Найдите в первом предложении подлежащее и сказуемое, подчеркните их. - Какой частью речи выражено подлежащее? Определите падеж. - Запомните, что существительное, которое является подлежащим, всегда стоит в именительном падеже. - Для того чтобы узнать падеж существительного (из) космоса, прежде всего найдем слово, от которого оно зависит, и поставим от этого слова вопрос к существительному. Найдите слово и поставьте вопрос. - Запомните, что на вопросы откуда? из чего? отвечает имя существительное только в родительном падеже. - Найдите в предложении слово, от которого зависит слово Землю, поставьте вопрос и определите падеж. - С какой трудностью вы здесь встретились? - Обратите внимание на окончание. Оно вам здесь поможет. - Итак, что нам надо сделать, чтобы узнать падеж имени существительного? - Докажите это на примере второго предложения, определив падеж в словах самолет и рекой. - Ребята, откройте учебник на стр. 63 и прочитайте памятку. | Пишут под диктовку. - Космонавт увидел. - Подлежащее выражено существительным. Именительный падеж. - Увидел (откуда? Из чего?) – из космоса. - Увидел (что?) Землю. А какой падеж мы не можем определить. - слово отвечает на вопрос что? Этот вопрос есть и в именительном и в винительном падежах. - Слово Землю стоит в винительном падеже. - 1. Найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от него вопрос. 2. По вопросу и предлогу узнать падеж. - Пролетел (кто?) самолет – именительный падеж. Пролетел (где? над чем?) над рекой – творительный падеж. | ПУУД, КУУД |
Восстановление деформированных предложений и запись текста | - Прочитайте задание к упражнению 110. Что нам надо сделать? - Первое предложением мы с вами составим вместе, а дальше вы сделаете самостоятельно. Для начала, нужно прочитать все слова, которые нам даны под цифрой 1. - | - надо составить предложения из слов, и записать их. - В жаркий, ребята, полдень, шли, по дороге, полевой. | ПУУД |
Распознавание падежей | Работа с упражнением 111 | | ПУУД |
Устное упражнение | - К доске выходит 4 человека. Первый из вас называет падеж, второй – вопрос, третий – имя существительное, четвертый – окончание. Также вам нужно будет определить род существительного и одушевленное или неодушевленное. | Например: Луна – женский род, неодушевленное. Именительный падеж. Что? Луна. -а. | КУУД, РУУД |
Итог урока | - Что мы с вами сегодня делали на уроке? - А что значит «просклонять слово»? | - Узнали, как определить падеж существительного. Много писали - Изменить окончание по падежам. | КУУД |
Домашнее задание | Упражнение 112, из рабочей тетради № 27. Подобрать и записать слова с корнем -молод- (ой). | | |