СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Твёрдые и мягкие согласные звуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Твёрдые и мягкие согласные звуки"»

Русский язык

(1 класс УМК «Школа России»)


Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки


Цель: дифференцировать твердые/мягкие согласные звуки


Личностные УУД:

  • формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи


Задачи:

  • обучающие:

- формировать навыки звукового анализа и синтеза

- формировать знания о способах обозначения мягкости согласных буквами: е, ё, ю, я, и, ь

  • развивающие:

создать условия для развития навыков и умений: умение классифицировать и обобщать, умение формулировать выводы по изученному материалу;

- способствовать развитию фонематического слух и внимания;

- содействовать развитию грамотной устной речи.

  • воспитательные:

воспитание бережного отношения к птицам;

- нравственное воспитание: воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, воспитание этики парной и групповой работы.

  • Здоровьесберегающие

- следить за правильной посадкой


Тип урока: закрепление знаний.


Формы работы учащихся: коллективная, фронтальная, в парах, групповая


Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс (2 часть) под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (М.: Просвещение, 2011г.); буквы из наждачной бумаги, трафареты букв; звуковые схемы; ребусы; плакат «Сиди правильно при письме».

Необходимое техническое оборудование: компьютер и проектор, анимация (ЭОР)


Ход урока:


  1. Организационный момент: (настрой на работу).

Ребята, посмотрите: всё ли вы приготовили к уроку, если нет, то приготовьте сейчас, чтобы в течение урока не отвлекаться.

Сегодня на урок к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Повернитесь и поприветствуйте гостей.

Желаю всем успешной работы и высоких оценок вашей деятельности.


  1. Чистописание:

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Запишите самостоятельно число.

- Сегодня мы будем отрабатывать умение писать заглавную букву К. Что вы можете о ней сказать? (Согласная, состоит из твёрдого [к] и мягкого[к,] звуков, парная глухая)

- На что похожа буква К ? Показ рисунка.

- Показ написания буквы К учителем: и-1-и-2 и-3-и

- Тактильное восприятие и закрепление по трафарету.

- Самостоятельно прописать строчку. Подчеркнуть самую красивую правильно написанную букву.

- На минутке чистописания мы запишем предложение. Прочитайте его.

Красна птица пером, а человек умом.

- Запишите предложение самостоятельно, правильно делая соединения букв.

- Подчеркните мягкие согласные.

- Как вы понимаете смысл этого предложения? Обсудите друг с другом (в парах)


3. Самостоятельная работа у доски (актуализация знаний):

Проверка по рядам с помощью светофоров.

1) «Найди ошибки в словарных словах»

е е о и

Учиник, пинал, Масква, деректор, класс.


- На какие группы можно разделить эти слова? (одуш./неодуш. предметы)

- Какое слово «лишнее»? (Москва – имя собственное, остальные–нарицательные)

2) Фонетический разбор слова: ястреб.

ястреб - [й, а с т р, и п] 6 букв, 7 звуков.

3) Поставь ударение и вставь буквы в слова:

Стр…жи, гр…чи, др…зды, сн..гирь, леб…дь.

- На какое правило эти слова? Как проверить безударную гласную?


4. Словарь: (по ребусам)

Сорока, дятел, ворона, воробей, ласточка.

- Как проверить написание словарных слов? (Нужно запомнить или воспользоваться орфографическим словарём)

- Назовите слова, в которых все согласные звуки звонкие (воробей, ворона)

- Назовите слова, в которых все согласные звуки твёрдые (ворона, сорока)

- Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие (нет)

- Какой темой объединены эти слова? (Птицы) Какое слово «лишнее»? (ласточка - перелётная птица, а остальные зимующие)

- А как вы можете помочь птицам?


Проверка тех, кто работал у доски.


5. Физминутка:

1) офтальмотренажёр,

2) найти птиц (картинки развешаны по классу)


6. Работа над новой темой:

Работа в парах

Послушайте загадку и постройте схему слова-отгадки.

  1. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют:
    Не боится он простуды: с первым снегом тут как тут! (Снегирь)

  2. С желтой грудкой у окошка собирает шустро крошки.
    Отгадайте что за птица? Называется (Синица).

- Назовите первый звук в первом слове [с]

- Назовите первый звук во втором слове ,]

- Давайте вместе определим тему урока (Твёрдые и мягкие согласные звуки)

Работа по электронному приложению

1) Объяснение материала

2) Выполним упражнение из электронного приложения (за компьютером работают ученики)


7. Физминутка: (Под музыку ребята смотрят на картину на стене класса)

- Какие были ваши ощущения, что вы увидели?

- Какие у вас возникают ассоциации, глядя на эту картину?


8. Работа по учебнику:

  • Правило стр. 82

  • Упражнение №8 – с комментированием по заданию учебника.

  • Назовите одушевлённый предмет среди этих слов (дятел)

Мерзликин Егор написал заметку в районную газету «Знамя» про эту птичку. А сегодня он расскажет вам интересные сведения о жизни дятлов.

  • Сделаем фонетический разбор этого слова у доски

дятел - [д, а т, и л] 5 букв, 5 звуков.


9. Работа в группах

  • Составьте предложение (слова на карточках)

  1. птицам, трудно, корм, Зимой, находить

  2. для, сделали, пернатых, Ребята, друзей, кормушки

  3. К, снегири, кормушке, красногрудые, подлетели

  4. мальчики, смастерили, и, скворечники, девочки, Весной

  5. наши, Птицы -, друзья

  6. помогайте, птицам! Ребята,


Зимой птицам трудно находить корм.

Ребята сделали для пернатых друзей кормушки.

К кормушкам подлетели красногрудые снегири.

Весной мальчики и девочки смастерили скворечники.

Птицы – наши друзья.

Ребята, помогайте птицам!


- Мы можем все эти предложения объединить вместе? Что получиться? А что такое текст? Как его можно озаглавить?


6. Подведение итогов.

- Над какой темой работали?

- Опираясь на ленту букв, назовите какие буквы смягчают согласные(е,ё,ю,я,и,ь) Назовите непарные твёрдые согласные (ж,ш,ц), непарные мягкие (ч,щ,й)


7. Рефлексия

Если у вас хорошее настроение, то поднимите зелёных птичек, если спокойное, есть неудовлетворённость, то жёлтых, а если вам грустно, то красных.










ПРИЛОЖЕНИЕ

птицам

трудно

корм

Зимой

находить



для

сделали

пернатых

Ребята

друзей

кормушки



К

снегири

кормушке

красногрудые

подлетели



мальчики

смастерили

и девочки

скворечники

Весной



друзья

Птицы -

наши


помогайте

птицам!

Ребята,



Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове; воспроизводить знания о парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуках, а также о роли букв е, ё, ю, я в слове; обучать правильному обозначению на письме твёрдых и мягких согласных звуков.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал — фишки (зелёного и синего цвета); сигнальные карточка с синим и зелёным цветом; карточки со словами «ребята», «в», «купались», «реке».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.



2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.

Способы проверки:

Вариант 1. Взаимопроверка.

Вариант 2. Фронтальный опрос.

— Прочитайте слова, в которых есть указанные звуки.



3. Актуализация знаний

— Здесь зашифровано два слова. Прочитайте эти слова, и вы узнаете, о каких звуках пойдёт сегодня речь на уроке. Догадайтесь, как надо читать. (Одно слово записано в больших треугольниках, а второе слово — в маленьких.)





Ключевые слова: парные, непарные.



4. Целеполагание

— Тема нашего урока «Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки».

Учебная познавательная задача урока «Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?»

Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; соотносить звуковые обозначение со словами; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.



5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 83, упр. 5)

Работа по определению твёрдости и мягкости согласных звуков и их обозначения на письме буквами.

Произнесите каждую пару звуков.

Определите, одинаково ли звучат эти звуки? Одинаково ли обозначаются эти звуки на письме?

Произнесите звуки, которые не имеют пары.

Определите, какие из них твёрдые, а какие мягкие.

Объясните, для чего в этой таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква ь.

Заслушиваются ответы учащихся.

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 84, упр. 6)

— Прочитайте стихотворение.

Определите, какая мысль выражена в стихотворении.

Спишите первое предложение.

Выполните задания к упражнению.

Словарная работа

— Кто не хочет войны? (Ребята.)

Что обозначает слово ребята? (Слово образовалось от слова ребёнок. Словом ребята называют детей.)

Обратите внимание на правописание слова ребята.

Запишите слово ребята. Разделите слово для переноса. Определите количество слогов в слове. Сделайте анализ слова.

Работа по учебнику (с. 84, упр. 7)

— Прочитайте загадку.

Какая это загадка: народная или авторская? Обоснуйте свой ответ. (Это авторская загадка. Автор Т. Белозёров.)

Прочитайте задания к упражнению. Выполните задания.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа с сигнальными карточками (обратная связь)

Игра «Молчанка»

— Я буду называть слово, а вы должны определить, с какого звука начинается слово: если с мягкого согласного звука — поднимаете сигнальную карточку зелёного цвета, если же слово начинается с твёрдого согласного звука, то показываете карточку синего цвета.

Лес, мэр, сыр, рак, мел, мир, ток, люк, ряд, лук, тюк, лёд, ком.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Игра «Живое предложение»

Условия игры: у некоторых детей на парте лежат карточки со словами.







— Поиграем в игру «Живое предложение». Помните, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. Определите это слово на одной из карточек.

Дети выходят с карточками. Совещаются несколько секунд и составляют предложение. Стоя перед классом, они поднимают вверх карточки и показывают остальным учащимся. (Ребята купались в реке.)

Сколько слов в данном предложении?

Почему маленькое слово «Ребята» написано с большой буквы?

Написание какого слова надо запомнить? Почему? (Слово ребята — словарное слово.)

Укажите слово, в котором все согласные мягкие. (Реке.)

Запишите по памяти это предложение.



6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Игра «Звуковая мозаика»

Условия игры: каждый ученик перед собой выкладывает на парте звуковую разноцветную дорожку. Синий квадрат — услышав твёрдый звук в начале слова, зелёный квадрат — услышав мягкий звук в начале слова.

Ребята, прекрасная, Родина, рябина, Урал, Россия, весна.

Способ проверки: самопроверка.

На доске правильный вариант дорожки.



7. Самостоятельная работа

Работа в тетради (с. 43, упр. 40.)

— Запишите в алфавитном порядке буквы, которые могут стоять в слове после букв, обозначающих мягкий согласный звук.

Запишите в алфавитном порядке буквы, которые могут стоять в слове после букв, обозначающих твёрдый согласный звук.

Способ проверки: 1. Самопроверка по учебнику на с. 83, упр. 5; 2. Взаимопроверка.



8. Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради на с. 43, упр. 39.



9. Подведение итогов урока

— О чём говорили на уроке?

Что нового узнали?

Что было интересно?

Что не поняли?



10. Рефлексия

— Закончите предложения.

Мы работали над темой ...

Мы выполняли задания ...

Мне было интересно ...

Я считаю, что познавательная задача урока ...




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!