СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия»



Тема урока: «Неживая и живая природа»

Класс: 2в

Цель урока: формирование представления о понятиях «Неживая природа», «Живая природа».

Задачи урока:

Дидактические: познакомить с понятиями; способствовать формированию знаний о взаимосвязи между неживой и живой природы.

Развивающие: развивать умение анализировать объекты окружающего мира; наблюдать и делать вывод об изученном; сохранять и принимать учебную задачу; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Воспитательные: содействовать воспитанию чувства бережного отношения к природе.



Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной

деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля,

взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные


Личностные

1

Этап мотивации


Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность


Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок – начинается урок.
Все красиво-ровно встали, спинки ровные, глазки все смотрят на меня.

Проверяем, всё ль в порядке?
Есть учебник, есть тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

-Меня зовут Светлана Константиновна, сегодняшний урок окружающего мира проведу я.



Настраиваются на работу


Приветствуют учителя




Фронтальная


Контроль учителя



устойчивая мотивация к деятельности

2

Актуализация и

фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

 Организовать фиксацию затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности


























Словесный(беседа)




























-Ребята, обратите внимание на слайд.

-Что вы на нём видите? (спрашиваю несколько ребят)

-Как вы думаете, почему всё, что вы перечислили, разделено на 2 группы? (предположения детей)

-Как бы вы назвали каждую из групп? (говорят свои варианты, если нет, подсказываю или называю сама)

ИЛИ СРАЗУ САМОЙ СКАЗАТЬ?!

-Ребята, эти 2 группы называются «Неживая и Живая природа»

-А что такое неживая природа?

-А живая природа?

-Как эти 2 понятия связаны между собой? (варианты детей)








Формулируют ответы на вопросы

























Фронтальная

















Фронтальная





















Презентация(PowerPoint)




















Контроль учителя














Контроль учителя











участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;












К: формулировать ответы на вопросы; включаться в коллективное обсуждение вопросов

П: понимать и принимать учебную задачу

;выявлений границ знаний и не знаний

























широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; классификация учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей



3

Этап выявления места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

Словесный(беседа)

-У всех различные мнения на счёт понятий и связи между ними.

-Ребята, какая проблема у нас возникла? (мы не знаем, что такое неживая и живая природа, и какая связь между ними)

-Какая будет цель нашего урока?( Узнать, что такое неживая и живая природа и какая между ними связь)

-А тема: «Неживая и живая природа».

Отвечают на вопросы учителя








Формулируют цель и тему урока

Фронтальная


Контроль учителя

Уметь выделять известное и неизвестное

П:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

К: формулировать ответы на вопросы; включаться в коллективное обсуждение вопросов

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4

Этап построения выхода из затруднения


Организовать деятельность плана по изучению нового знания

Словесный(беседа)







Практический(составление плана у доски)

- Что нам необходимо для реализации нашей цели урока?

-Верно, составить план.

- На доске показаны пункты плана, но в неверной последовательности, подумайте, какая тут должна быть их очерёдность? (выбираю того, кто выйдет к доске)

-А остальные ставят правильную последовательность плана цифрами в паре.

ПЛАН:

1.Узнать, что такое неживая и живая природа

2.Выявить связь между ними.

3.Сделать вывод

-Давайте его прочитаем, что у нас получилось.

-Как вы думаете, смотря на план, где нам эта информация может пригодиться в жизни?

-Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, в которых вы будете оценивать свою деятельность на протяжении всего урока.

-Приступим к выполнению плана!





Отвечают на вопросы учителя






Составляют план

Фронтальная













Парная









Фронтальная












Карточки с пунктами плана

Контроль учителя











Взаимоконтроль

устанавливать причинно-следственные связи




К: слушать и понимать речь других

Р: планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

5

Этап реализации построенного проекта

Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.










Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.








Словесный(беседа)




Практический(работа с учебником)





Словесный(беседа)

























-Ребята, какой первый пункт плана? (1)

-Давайте приступим к его выполнению.

-Откройте учебник на стр.25 и давайте прочитаем абзац со слов «Природа бывает..» (сама прочитаю, дети будут следить по учебнику)

-Ребята, скажите, как вы думаете, что такое неживая природа? (спрашиваю кого-нибудь)

-Давайте сравним ваши предположения со слайдом (Неживая природа - это то, что не растёт, не питается, не дышит, не размножается (вода, воздух, снег, земля…)

-Ребята, скажите, как вы думаете, что такое живая природа? (спрашиваю кого-нибудь)

-Давайте сравним ваши предположения со слайдом (Живая природа – это то, что растёт, питается, дышит, размножается (волк, бабочка, цветок…)

-Предлагаю вам посмотреть видео и после просмотра ответить на вопрос: Чем отличается живая природа от неживой?

Видео 2:02-3:25

-Теперь ответьте на вопрос, который я задавала ранее (отвечают, обсуждаем)

-Откройте рабочие тетради на стр 17 и выполните задание под №1.

-После того, как выполните, пусть сосед по парте проверит вашу работу.

-Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? (1)

-Давайте отметим на доске, и не забывайте оценивать свою деятельность в листах самооценки!

-Какой следующий пункт плана? (2)

-Давайте приступим к его выполнению!

-Давайте откроем учебник на странице 26 и ответим на вопрос может ли живая природа существовать без неживой? (рассматриваем по картинкам)

Живые существа не могут жить без неживой природы, ведь солнце, вода, воздух и другое это источники, ресурсы выживания, без этого ни человек, ни животное они связаны.

-Ребята, а скажите, как нужно ухаживать за неживой и живой природой приведите примеры (приводят примеры, если что я им подсказываю)

-Важно ли беречь природу?

-Почему? (Если мы не будем беречь природу, люди начнут погибать от различных заболеваний и даже экологических катастроф. В течение своей жизни люди сильно загрязняют леса, моря, реки, озёра. Некоторые думают, что от их пакета с мусором, брошенного в водоём или во дворе жилого дома, ничего страшного не случится, но это не так)

-Давайте обратим внимание на рисунок на стр.27 и ответим на вопрос, который находится над ним.

-Хорошо, давайте проверим ваши предположения и посмотрим видео.1:38-2:02

-После просмотра ответьте на вопрос: Верно, ли вы объяснили значение стрелок на данном рисунке?( Стрелки на схеме обозначают связи между неживой и живой природой)

-Молодцы!

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (2)

-Давайте отметим его на доске.

-Не забывайте оценивать свою деятельность на уроке в листах самооценки.

-Какой пункт плана следующий?(3)

-Давайте сделаем вывод:

Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом.

-Давайте наш вывод сравним с учебником на стр. 27 со слов «Природа бывает..»

-Правильно мы с вами сделали вывод?

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (3)

--Давайте отметим его на доске.

-Не забывайте оценивать свою деятельность на уроке в листах самооценки.









Фронтальная
































Парная











Учебник

















Презентация(PowerPoint)








Видео





Рабочие тетради













Учебник






























Учебник





Видео

Контроль учителя

















Контроль учителя



















развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, находить нужную информацию в учебнике









применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;






















К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

П: поиск разнообразных способов решения задачи- структурирования знания












К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; П: поиск разнообразных способов решения задачи- структурирования знания

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации






– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;























– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;














6

Этап первичного закрепления с проговариванием

Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

















Словесный(беседа)











Практический метод(упражнение)













-После того как мы выполнили все пункты плана, предлагаю вам выполнить следующее задание:

-Выполните задания в парах. Ваша задача подчеркнуть из списка лишне на это задание отводится 3-4 мин.

-Заканчиваем. После того, как выполните задание, сравните свои ответы со слайдом.

-У кого-то были ошибки? (если да, обсуждаем почему)








Выполняют задания в парах


Анализируют выполненные работы

















Фронтальная











Парная



























Карточки с заданием















Контроль учителя












Взаимоконтроль
















развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире



















К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

П: поиск разнообразных способов решения задачи- структурирования знания

Р: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; планировать свои действия в течение урока




учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи




















7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 Организовать самостоятельную фиксацию учащимися нового содержания изученного на уроке.






































Практический метод(тест самостоятельна я работа)


















-Сейчас я раздам тест по сегодняшней теме, каждый его выполняет самостоятельно, на него отводится 5 мин.

  1. Что относится к неживой природе?

  • куст

  • озеро

  • поганка

  • стрекоза

  1. Что относится к живой природе?

  • гора

  • олень

  • дуб

  • звезда

  1. Что не относится к природе?

    • солнце

    • фонтан

    • учебник

    • дождь

-Заканчиваем, сравниваем свои ответы со слайдом.

-У кого-нибудь были ошибки? (если были, анализируем)









Выполняют самостоятельную работу














Анализируют проделанную работу








Фронтальная





Индивидуальная






Индивидуальная

























Планшеты










Планшеты

















Контроль учителя






Самоконтроль























расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира






























П: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

К: формулировать ответы на вопросы.

Р: понимать учебную задачу; планировать свои действия в течение урока; объективно относиться к своим успехам/неуспехам; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи








ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на

самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям

конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей




















8

Этап включения в систему знаний и повторения

Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

Словесный(беседа)


Чему был посвящен наш урок?

Какова была тема и цель урока? Достигли ли мы этой цели?

-Где нам пригодятся полученные знания по сегодняшней теме?

-Назовите пример неживой природы.

-А теперь живой природы.

-Молодцы!

Формулируют ответы на вопросы

Фронтальная



Контроль учителя






Взаимоконтроль


Р: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним построить ответ в устной форме. К: средства для взаимодействия на уроке; формулировать своё мнение. П: овладение логическими действиями сравнения; анализа и обобщения.


9

Рефлексия

Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и  одноклассниками.

Словесный(беседа)


-Ребята, давайте проанализируем ваши листы самооценки, которые вы заполняли на протяжении всего урока (выбираю желающих или сама спрашиваю)

А сейчас я предлагаю вам продолжить одно из предложений:

Я узнал(а)…..

Было интересно…

У меня получилось …


Оценивают себя, свою деятельность

Индивидуальная








Презентация (PowerPoint)

Самоконтроль


Р: адекватная самооценка; П: построение речевого высказывания в устной и письменной форм

Способность к оценке своей учебной деятельности


1