2 Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Организовать фиксацию затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности | Словесный(беседа) | -Ребята, обратите внимание на слайд. -Что вы на нём видите? (спрашиваю несколько ребят) -Как вы думаете, почему всё, что вы перечислили, разделено на 2 группы? (предположения детей) -Как бы вы назвали каждую из групп? (говорят свои варианты, если нет, подсказываю или называю сама) ИЛИ СРАЗУ САМОЙ СКАЗАТЬ?! -Ребята, эти 2 группы называются «Неживая и Живая природа» -А что такое неживая природа? -А живая природа? -Как эти 2 понятия связаны между собой? (варианты детей) | Формулируют ответы на вопросы | Фронтальная Фронтальная | Презентация(PowerPoint) | Контроль учителя Контроль учителя | участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; | К: формулировать ответы на вопросы; включаться в коллективное обсуждение вопросов П: понимать и принимать учебную задачу ;выявлений границ знаний и не знаний | широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; классификация учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
3 Этап выявления места и причины затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения | Словесный(беседа) | -У всех различные мнения на счёт понятий и связи между ними. -Ребята, какая проблема у нас возникла? (мы не знаем, что такое неживая и живая природа, и какая связь между ними) -Какая будет цель нашего урока?( Узнать, что такое неживая и живая природа и какая между ними связь) -А тема: «Неживая и живая природа». | Отвечают на вопросы учителя Формулируют цель и тему урока | Фронтальная | | Контроль учителя | Уметь выделять известное и неизвестное | П: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: формулировать ответы на вопросы; включаться в коллективное обсуждение вопросов | – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
4 Этап построения выхода из затруднения | Организовать деятельность плана по изучению нового знания | Словесный(беседа) Практический(составление плана у доски) | - Что нам необходимо для реализации нашей цели урока? -Верно, составить план. - На доске показаны пункты плана, но в неверной последовательности, подумайте, какая тут должна быть их очерёдность? (выбираю того, кто выйдет к доске) -А остальные ставят правильную последовательность плана цифрами в паре. ПЛАН: 1.Узнать, что такое неживая и живая природа 2.Выявить связь между ними. 3.Сделать вывод -Давайте его прочитаем, что у нас получилось. -Как вы думаете, смотря на план, где нам эта информация может пригодиться в жизни? -Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, в которых вы будете оценивать свою деятельность на протяжении всего урока. -Приступим к выполнению плана! | Отвечают на вопросы учителя Составляют план | Фронтальная Парная Фронтальная | Карточки с пунктами плана | Контроль учителя Взаимоконтроль | устанавливать причинно-следственные связи | К: слушать и понимать речь других Р: планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; | – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
5 Этап реализации построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Словесный(беседа) Практический(работа с учебником) Словесный(беседа) | -Ребята, какой первый пункт плана? (1) -Давайте приступим к его выполнению. -Откройте учебник на стр.25 и давайте прочитаем абзац со слов «Природа бывает..» (сама прочитаю, дети будут следить по учебнику) -Ребята, скажите, как вы думаете, что такое неживая природа? (спрашиваю кого-нибудь) -Давайте сравним ваши предположения со слайдом (Неживая природа - это то, что не растёт, не питается, не дышит, не размножается (вода, воздух, снег, земля…) -Ребята, скажите, как вы думаете, что такое живая природа? (спрашиваю кого-нибудь) -Давайте сравним ваши предположения со слайдом (Живая природа – это то, что растёт, питается, дышит, размножается (волк, бабочка, цветок…) -Предлагаю вам посмотреть видео и после просмотра ответить на вопрос: Чем отличается живая природа от неживой? Видео 2:02-3:25 -Теперь ответьте на вопрос, который я задавала ранее (отвечают, обсуждаем) -Откройте рабочие тетради на стр 17 и выполните задание под №1. -После того, как выполните, пусть сосед по парте проверит вашу работу. -Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? (1) -Давайте отметим на доске, и не забывайте оценивать свою деятельность в листах самооценки! -Какой следующий пункт плана? (2) -Давайте приступим к его выполнению! -Давайте откроем учебник на странице 26 и ответим на вопрос может ли живая природа существовать без неживой? (рассматриваем по картинкам) Живые существа не могут жить без неживой природы, ведь солнце, вода, воздух и другое это источники, ресурсы выживания, без этого ни человек, ни животное они связаны. -Ребята, а скажите, как нужно ухаживать за неживой и живой природой приведите примеры (приводят примеры, если что я им подсказываю) -Важно ли беречь природу? -Почему? (Если мы не будем беречь природу, люди начнут погибать от различных заболеваний и даже экологических катастроф. В течение своей жизни люди сильно загрязняют леса, моря, реки, озёра. Некоторые думают, что от их пакета с мусором, брошенного в водоём или во дворе жилого дома, ничего страшного не случится, но это не так) -Давайте обратим внимание на рисунок на стр.27 и ответим на вопрос, который находится над ним. -Хорошо, давайте проверим ваши предположения и посмотрим видео.1:38-2:02 -После просмотра ответьте на вопрос: Верно, ли вы объяснили значение стрелок на данном рисунке?( Стрелки на схеме обозначают связи между неживой и живой природой) -Молодцы! -Какой пункт плана мы с вами выполнили? (2) -Давайте отметим его на доске. -Не забывайте оценивать свою деятельность на уроке в листах самооценки. -Какой пункт плана следующий?(3) -Давайте сделаем вывод: Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. -Давайте наш вывод сравним с учебником на стр. 27 со слов «Природа бывает..» -Правильно мы с вами сделали вывод? -Какой пункт плана мы с вами выполнили? (3) --Давайте отметим его на доске. -Не забывайте оценивать свою деятельность на уроке в листах самооценки. | | Фронтальная Парная | Учебник Презентация(PowerPoint) Видео Рабочие тетради Учебник Учебник Видео | Контроль учителя Контроль учителя | развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, находить нужную информацию в учебнике применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; | К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; П: поиск разнообразных способов решения задачи- структурирования знания К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; П: поиск разнообразных способов решения задачи- структурирования знания Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
6 Этап первичного закрепления с проговариванием | Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Словесный(беседа) Практический метод(упражнение) | -После того как мы выполнили все пункты плана, предлагаю вам выполнить следующее задание: -Выполните задания в парах. Ваша задача подчеркнуть из списка лишне на это задание отводится 3-4 мин. -Заканчиваем. После того, как выполните задание, сравните свои ответы со слайдом. -У кого-то были ошибки? (если да, обсуждаем почему) | Выполняют задания в парах Анализируют выполненные работы | Фронтальная Парная | Карточки с заданием | Контроль учителя Взаимоконтроль | развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире | К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; П: поиск разнообразных способов решения задачи- структурирования знания Р: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; планировать свои действия в течение урока | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организовать самостоятельную фиксацию учащимися нового содержания изученного на уроке. | Практический метод(тест самостоятельна я работа) | -Сейчас я раздам тест по сегодняшней теме, каждый его выполняет самостоятельно, на него отводится 5 мин. Что относится к неживой природе? куст озеро поганка стрекоза Что относится к живой природе? Что не относится к природе? солнце фонтан учебник дождь -Заканчиваем, сравниваем свои ответы со слайдом. -У кого-нибудь были ошибки? (если были, анализируем) | Выполняют самостоятельную работу Анализируют проделанную работу | Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная | Планшеты Планшеты | Контроль учителя Самоконтроль | расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира | П: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами. К: формулировать ответы на вопросы. Р: понимать учебную задачу; планировать свои действия в течение урока; объективно относиться к своим успехам/неуспехам; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей |