СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия "Моря, омывающие берега России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного занятия по географии " Моря, омывающие берга России". Цель: познакомить уащихся с особенностями морей, омывающих территорию России.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия "Моря, омывающие берега России"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п. Новый Первомайского района Томской области



Конспект учебного занятия

«Моря, омывающие берега России»

(для учителей географии)





Составитель: Козырева Наталья Викторовна,

учитель географии

05 декабря 2019 г.

п.Новый

Тема урока: «Моря, омывающие берега России».

Тип урока: изучение нового материала

Класс: 8

Цель: познакомить учащихся с особенностями морей, омывающих территорию России.

Задачи урока:

Образовательные:

формировать умение давать характеристику морей; определить черты сходства и различия между ПТК морей.

оценить природные ресурсы российских морей;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, любовь к познанию и к Родине.

Развивающие: развивать умения работать с учебником и картой. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы. Способствовать формированию географической культуры.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Планируемые результаты обучения:

Личностные: осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей.

Предметные: формирование представлений и знаний о морях, омывающих берега России, и их особенностях, о природных ресурсах российских морей и их использовании.

Метапредметные: формирование умений:

1) анализировать и обсуждать вопросы о природе российских морей, о значении для России Северного морского пути;

2) работать с текстом и географическими картами;

3) создавать схемы.








Этап урока

Действия учителя. Формы организации работы учителя

Действия учеников. Формы организации работы детей

1.Организационно-мотивационный этап урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Приготовились.

- Надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, узнаем много нового, интересного и полезного.


  1. Определение темы урока








А сейчас догадайтесь, о чем идёт речь (загадка)? 

Обманывать не стану,
- Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)

Как Вы думаете, какова тема нашего урока? 



Что же нам уже известно о морях их курса 6 и 7 классов?

Учитель: а что нам не известно? ….









1.Высказывают предположения.


2.Задумываются о теме урока.

- Море.

- Отвечают, что тема урока « Моря России».

Записывают число тему урока (В рабочих листах)

- Море. Залив. Пролив. Свойства воды.


- Особенности морей России.

  1. Определение целей и формулирование

задач урока

Значит цель нашего урока ……

Формулируют цель урока: познакомиться с особенностями морей, омывающих территорию России.




  1. Создание мотивационной установки

Сегодня на уроке мы будем путешествовать по морям России, и я зачитаю вам стихотворение, которое будет эпиграфом нашего урока.


Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров

Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).

Сколько морей омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).

Назовите и покажите эти моря на карте (работа с картой атласа и картой на экране). 














Отвечают на поставленные вопросы:

1. Россию омывает большое количество морей).

2. 12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну.


Работа с картой и атласами.

2.Процессуально - содержательный этап урока

  1. Изучение нового материала.

1. Моря бассейнов разных океанов

Давайте познакомимся с особенностями морей, омывающими берега России. Но сначала вспомним материал 6 класса и ответим на вопросы.

Что такое море?

Как классифицируют моря по местоположению? Приведите примеры. Заполните схему.


Местоположение морей



3. К бассейнам, каких океанов относятся моря России?



1.Отвечают на вопросы и записывают ответы в рабочие листы.

Море –это обособленная островами, полуостровами и подводными возвышенностями часть Мирового океана, отличающаяся от открытой части Океана своими особенностями.

  1. Как классифицируют моря Мирового океана по местоположению?

Местоположение морей

Учащиеся называют моря и определяют бассейны океанов, к которым они относятся.

3. Россию омывают воды трех океанов:

- Северный Ледовитый

- Атлантический

-Тихий

2. Особенности природы морей

С природными особенностями российских морей обучающиеся знакомятся самостоятельно, используя учебник параграф 25-26 и карты атласа.

1.Самостоятельная работа в группах.

Класс разбивается на 3 группы, по 4-5 человек. Выбирают координатора в группе.

1 группа – моря Северного Ледовитого океана

2 группа – моря Тихого океана

3 группа – моря Атлантического океана.

Каждой группе необходимо составить краткий перечень особенностей природы морей океана. Сравнить глубину морей, температуру воды, соленость, ресурсы и сделать вывод.

План характеристики морей.

  1. К бассейну какого океана принадлежат..

  2. Окраинное или внутреннее

  3. Береговая линия (изрезана, нет, заливы, полуострова)

  4. Глубины

  5. Соленость

  6. Температура воды (льды)

  7. Ресурсы морей

2.Формулировка общего вывода.

Россию омывают моря разнообразные по природным условиям. Отчего же зависит их разнообразие?



Самостоятельная работа в группах.

  1. От каждой группы выступает один ученик, который знакомит учащихся с особенностями природы морей.

  2. Главные признаки морей учащиеся записывают в рабочие листы в виде таблицы.





















2)Учащиеся формулируют вывод.

На разнообразие природных условий морей влияют следующие факторы. 

  • географическое положение;

  • климатические условия.


3.Этап закрепления

1.Закрепление

1) Определите, о каком море говорится в тексте.

  • 1. Это море, известное поморам с XI в., именовалось Студеным. По площади оно уступает только Берингову и Охотскому морям. Это самое теплое из арктических морей. И все же оно северное и суровое. Здесь часто бывают штормы. В течение года над морем преобладает пасмурная погода. Суровые климатические условия на севере и востоке определяют его большую ледовитость. Только юго-западная часть не замерзает и свободна от плавучих льдов всю зиму . Здесь находится незамерзающий порт России – Мурманск.

  • Это море внутреннее. В разрезе напоминает ковш. Северная часть мелководная, средняя и южная имеют значительные (более 200м) глубины. Жизнь сосредоточена в основном в верхнем (150-200м) слое. Глубже, из-за наличия в воде сероводорода живые организмы представлены отдельными видами бактерий.

  • Это море образно называют «ледяным мешком». Льдины на его поверхности можно увидеть даже летом. Глубины моря невелики. Море полностью расположено в пределах континентального шельфа. Крупнейшая из рек, впадающих в него - Обь.

  • В разные периоды это море называлось Хвалынским, Дербентским, Хазарским и др. В него впадает самая длинная река Европы. Добыча нефти на шельфе этого моря началась в 1820 году.

  • Это окраинное море. Климат умеренный, муссонный. Осенью увеличивается количество тайфунов, максимальные волны достигают высоты 12 м. В Южной Корее его называют «Восточным морем».

  • Море названо в честь мореплавателя, под руководством которого оно исследовалось. Это самое глубокое и холодное море у берегов России.

2) Выполните задание № 4 в рабочих листах.

1)Учащиеся по описанию определяют море.





(Баренцево море)











(Черное море)







(Карское море)



(Каспийское море)





(Японское море)





(Берингово море)



2) Самостоятельно выполняют задание № 4.

Рабочие листы в конце урока сдают учителю.

4.Рефлексивный этап урока

  1. Рефлексия

«Как вы оцениваете свою работу…»

Определиться, как прошел наш урок, для этого вам необходимо выбрать то море, которое наиболее подходит для вашего настроения на уроке.

море радости

море грусти

море равнодушия



море Наслаждения

море Удовольствия

море недоумения


Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке.

2.Подведение итогов.

Д.з.

1.Параграф 25-26 прочитать ответить на вопросы к параграфу. Нанести на контурную карту моря омывающие берега России (низкий уровень).

2.Подготовить характеристику одного из морей, омывающих берега России (средний уровень).

2.Выполнить практическую работу: сравнить по плану два моря по картам атласа и таблице (Моря ученики выбирают самостоятельно ( высокий уровень).

План.

К бассейну какого океана относятся?

Окраинные или внутренние?

Береговая линия (изрезана или нет, заливы, полуострова).

Глубина, рельеф дна.

Соленость.

Температура воды.

Ресурсы.

Экологические проблемы.

Творческое задание:

Самое, самое, самое….