Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии | Организовать фиксирование индивидуальных затруднений у каждого учащегося | Практический(работа по карточкам) Словесный(беседа) | У вас на столах лежат карточки под номером 1,возьмите их. Назовите одним словом данные определения Футбольное соревнование (матч) Небольшой грызун, любящий сыр(мышь) Добыча охотника (дичь)Дорожная сумка (саквояж) | Какие затруднения испытывали в написании слов? На какие два столбика можно разделить эти слова? Вы знаете значения этих слов? Давайте посмотрим в словаре. Какой вопрос возникает? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других не пишется). Какую цель поставим перед собой на уроке?Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? | Выполняют задание Формулируют цель и тему урока | Карточка №1 Словарь | Индивидуальная Фронтальная | Самопроверка Контроль учителя | Понимать значимости русского языка для дальнейшего обучения, понимать цель изучения; Учатся пользоваться словарём | П.понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной формеК.учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; формулировать собственное мнение и позицию; | Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности | Практический(составление плана) | Для успешного достижения цели урока предлагаю вам составить план. План: Вспомнить, как определять род у существительных. Вспомнить, когда в словах пишется мягкий знак после шипящих. Применить знания в выполнении упражнений. У вас на столах лежат листы самооценки, по ходу урока мы будем отмечать, какие пункты плана мы выполнили. | Составляют план урока | Карточки с пунктами плана Листы самооценки | Парная Групповая | Взаимоконтроль Взаимоконтроль | Планировать действий | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; |
Этап реализации построенного проекта | Построить новый способ действий и формировать умения его применять Открытие новых знаний | Словесный(беседа) Практический(работа по карточкам) Словесный(беседа) Практический (работа со словами на доске) Практический (работа по учебнику) Практический(работа по карточкам) | Я предлагаю отправиться в путешествие по загадочной стране «Имя Существительное». Что обозначает часть речи «Имя существительное»? (Предмет.)На какие вопросы может отвечать эта часть речи? ( Вопросы: кто? что?) Какого рода могут быть имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род.) Как определить род имен существительных? (Слова - помощники: он, мой; она, моя; оно, мое.) А чтобы вспомнить,когда в словах после шипящих пишется мягкий знак, я предлагаю вам выполнить задания на карточке №2. Заполните пропуски, использую подсказки. На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода не пишется мягкий знак. | Слова для помощи: женского рода, мужского рода. | Станция №1 В загадочной стране «Имя Существительное» жил – был мягкий знак «ь». Но стал он скучать. И решил он отправиться в путешествие. Шел он веселый. Посмотрел он налево, затем направо. (Поверните голову налево, направо). Как красиво кругом! Но тут он услышал шипение. Он подошёл поближе и увидел необычные слова. Удивился он. А когда слова подошли к нему поближе, он даже испугался. Ведь в конце каждого слова были шипящие согласные. Они шипели как настоящие змеи. - Давайте, произнесём эти шипящие звуки. (Учитель показывает карточки с буквами «ч, щ, ж, ш») - Некоторые слова просили о помощи, но каким именно словам надо помочь, « ь» не услышал из-за шипения. Давайте ему поможем! На доске слова: теч… (ь) брош…(ь) царевич… экипаж… скрипач… роскош… (ь) лож…(ь) гараж… доч… (ь) вещ…(ь) мелоч…(ь) трюкач… Остановка № 2 «Школьная». Узнав, как называется следующая остановка «ь» расстроился. Он ведь никогда не учился.Давайте поможем ему! Откройте учебники на странице 34 и найдите упражнение 60. Задание: Помоги «ь» найти свое место по образцу. Физминутка. Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (Выполняем движения стихотворения.) Вот и стали мы сильней, (Показать «силу».) Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу!) Остановка № 3 «Лесная». - Следующая остановка «Лесная». Нас встречает самая мудрая птица леса. Кто это? (сова). У неё для «ь» и для нас задания в конвертах. Задание: Прочитай внимательно. Найди и исправь ошибки. Дано предложение: «Тёплый лучь сонца проник в лисную глуш»(Тёплый луч солнца проник в лесную глушь.) Какие слова встретились по нашей теме? (луч, глушь.) Как написали эти слова? А какие ещё орфограммы нам встретились? (правописание безударных проверяемых гласных и непроизносимых согласных). Обозначьте род имен существительных с шипящим на конце слова. | Отвечают на вопросы Заполняют пропуски Отвечают на вопросы Заполняют пропуски Выполняют упражнение Выполняют физминутку Исправляют ошибки в предложении | Карточки №2 Карточки с буквами Слова на слайде Учебник Карточки | Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная | Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль | Расширять и систематизировать научные знания о языке, его единицах и категориях;соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи; стремление расширить свою речевую практику, применять правила правописания мягкого знака в словах; применять орфографические правила, проверять написанное; применять орфографические правила, проверять написанное применять орфографические правила, проверять написанное | Р:понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;; пытаться самостоятельно находить основание для сравнения сравнивать изучаемые; К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия науроке; К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; К: Адекватно использовать речь, средства для взаимодействия на уроке; | положительное отношение и интерес к процессу познания; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; положительное отношение и интерес к процессу познания; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Этап закрепления с проговариванием | Усвоение новых способов действия при решении типовых задач | Практический(работа по учебнику) | Откройте учебник на странице 34 и найдите упражнение 61. Прочитайте задание. И придумайте по 2 слова к каждому заданию. а) мама, папа, липа, берёза б) окно, молоко, ведро, слово | Придумывают слова по заданию. | Учебник | Фронтальная | Контроль учителя | расширять и систематизировать научные знаний о языке, его единицах и категориях; | Р:понимать заданный вопрос; строить ответ в устной форме; сравнивать изучаемые объекты по критериям; | Положительное отношение к школе; положительное отношение и интерес к процессу познания; |
Этап самостоятельной работы с само- проверкой по эталону | Проверить освоение знаний и умений каждого учащегося | Практический(записать словосочетаний) | Прослушайте словосочетания. Запишите, вставляя мягкий знак, там где он нужен. скорая … (помощь) вставить в замок … (ключ) затопить … (печь) удобная…(кровать) летучая … (мышь) сварила вкусный … (борщ) у воина острый … (меч) | Записывают слова Проверяют работу | Эталон | Индивидуальная | Самоконтроль | Понимать роли языка как основного средства общения; | П:понимать содержание текста К:формулировать ответы на вопросы | Навыки классификации и объединения заданные слова по значению; |