ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия кружка «Фото видеостудия»
руководитель кружка – педагог дополнительного образования М.Ю. Павлова
Тема учебного занятия: «Пропорции в цифровой фотографии»
Цели учебного занятия: научиться понимать пропорции цифровых фотографий, знать основные применения различных значений пропорций в процессе цифровой фотосъемки.
Задачи учебного занятия:
Образовательная:
- познакомить обучающихся с различными соотношениями сторон фотографии;
- закрепить полученные знания в процессе выполнения практического задания.
Развивающая:
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать умение оперировать ранее полученными знаниями, анализировать, сравнивать, оценивать качество выполненной работы;
- развивать умение работать самостоятельно и в группе.
Воспитательная:
- формировать культуру обращения со сложной техникой,
- воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности, исполнительность, аккуратность, развивать навыки самостоятельной работы.
Тип занятия: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Методические приемы обучения: словесный, наглядный.
Оборудование: фотоаппарат Canon 77D, объектив Canon 24-105 mm, смартфоны, доска, мел.
План занятия
Организационный момент
Актуализация знаний
Изложение нового материала
Подведение итогов учебного занятия
Ход занятия
Организационная часть:
Приветствие, подготовка к работе на занятии, проверка присутствующих, инструктаж по технике безопасности.
Актуализация знаний: Объявление темы занятия. Повторение прошлых тем.
Изложение нового материала:
Пропорции в цифровой фотографии
Что такое соотношение сторон?
В фотографии соотношение сторон представляет из себя соотношение между шириной и высотой изображения.
Общие пропорции в фотографии
Соотношение сторон часто определяется форм-фактором датчика пленки/изображения камеры, который практически всегда является прямоугольным. Наиболее распространенные пропорции современных сенсоров цифровых камер - 3:2 и 4:3. Все современные полнокадровые и зеркальные фотокамеры APS-C имеют сенсоры с соотношением сторон 3:2, тогда как 4:3 - популярный выбор среди смартфонов, Micro Four Thirds и некоторых производителей камер среднего формата.
Некоторые камеры позволяют выбирать различные соотношения сторон в меню камеры, предоставляя опции обрезки, отличные от оригинального датчика изображения.
Когда соотношение сторон выражается двумя числами, разделенными двоеточием, первое число обычно относится к горизонтальной стороне изображения, а второе число - к вертикальной. Например, 3:2 обозначает горизонтальное изображение, полученное в альбомной ориентации. А 2:3 будет считаться вертикальным изображением, полученным в портретной. Когда соотношение сторон выражается в десятичных числах, таких как 1,50 или 1,50:1, оно игнорирует ориентацию изображения.
Почему соотношение сторон важно?
CMOS-датчики Nikon имеют соотношение сторон 3:2
Понимание основ соотношения сторон очень важно, потому что это влияет на окончательное изображение. Это может быть особенно важно во время физического захвата фотографии. Например, если вы снимаете изображение с помощью камеры с его собственным соотношением сторон 4:3 и втискиваете свой объект или важные элементы сцены в края кадра, вы не сможете обрезать изображение с более широкими пропорциями. Посмотрите на следующее изображение.
Как вы можете видеть, изображение было получено в 4:3, и фотограф едва смог втиснуть здание, а также структуру переднего плана в кадр. Хотя в конце этого конкретного снимка это сработало, просто нет возможности обрезать изображение, чтобы оно соответствовало любым другим форматным соотношениям, без обрезания в здание или элемент переднего плана.
То же самое касается выбора чрезвычайно широких форматов изображения, когда камера обрезает верх и низ кадра, как на фото ниже:
Это изображение было получено в формате 16:9 Каппадокия, Турция. Снято с помощью квадрокоптера DJI Mavic Pro @ 10,26 мм, ISO 100, 1/60, f/5,6
Когда автор использовал беспилотник DJI Mavic Pro в Каппадокии, Турция, он забыл, что настроил камеру для съемки изображений в формате 16:9, поэтому получил кучу широких изображений, подобных фото, которое вы видите выше. К сожалению, поскольку верхняя и нижняя части изображения были обрезаны (даже при съемке в формате RAW), пришлось немного обрезать края изображения, чтобы получить 3:2 или 4:3. Посмотрите на то, что изменение этих пропорций сделает с изображением выше.
То же изображение, показывающее, что происходит во время кадрирования с соотношением сторон 3:2 и 4:3
Как вы видите 4:3 - определенно неудачный вариант, поскольку он врезается в элементы переднего плана. Если бы фотограф запечатлел это изображение в его нативном формате 4:3 для начала, он мог бы избежать этой проблемы.
Вот почему очень важно обращать внимание на пропорции при составлении композиции и кадрировании снимков - всегда обеспечивайте достаточное «пространство для дыхания» вокруг объекта съемки, если ваша конечная цель состоит в том, чтобы позже было больше вариантов кадрирования.
Нативное соотношение против выбора в камере
Соотношение сторон часто определяется датчиком изображения камеры, которое является «родным» для нее. Однако некоторые камеры предоставляют фотографам возможность выбирать разные пропорции.
Например, Nikon Z7 позволяет выбирать между следующим:
FX (36×24)
DX (24×16)
5:4 (30×24)
1:1 (24×24)
16:9 (36×20)
Обратите внимание, что первые два параметра имеют формат 3:2 (FX 36×24 и DX 24×16), поскольку это нативное соотношение сторон сенсора на этой камере (второй вариант предназначен для обрезки центральной части изображения для моделирования датчиков камеры Nikon APS-C/DX). Все остальные параметры, такие как 5:4, 1:1 и 16:9, не являются встроенными, что означает, что выбор любого из них приведет к обрезке части изображения.
Собор Святой Софии, запечатленный в оригинальном соотношении сторон камеры 3:2 NIKON Z 7 + NIKKOR Z 24-70 мм f/4 S @ 70 мм, ISO 64, 1/6, f/5,6
Хотя это уменьшает разрешение изображения и размер файла, часто не стоит переключаться на невстроенные пропорции. Прежде всего, вы выбрасываете пиксели, которые никогда не сможете вернуть. Если вы обрежете изображение и решите вернуться и изменить его на другое соотношение сторон, вам придется либо повторно сделать снимок, либо потенциально потерять разрешение из-за дополнительного кадрирования. Если вы снимаете в исходном соотношении сторон, у вас будет возможность изменить его на этапе последующей обработки с минимальной потерей разрешения.
Почему кто-то может захотеть изменить исходное соотношение сторон? Первая причина связана с кадрированием - если вы хотите предотвратить случайную обрезку объекта, то может быть полезно переключиться на соотношение сторон, которое вы будете использовать для отображения или печати изображения. Вторая причина связана с буфером камеры и скоростью непрерывной съемки - некоторые камеры могут снимать дольше из-за хранения меньших файлов в буфере.
Полное солнечное затмение, снято в формате 4:3 Fujifilm GFX 50S + GF23mmF4 R LM WR @ 23 мм, ISO 100, 10 сек, f/11,0
Если вы хотите максимизировать разрешение изображений, всегда снимайте в исходном соотношении сторон датчика камеры. Однако если у вас есть особые требования (например, ваш клиент просит, чтобы вы производили изображения с определенным соотношением сторон), то кадрирование в камере будет более безопасным вариантом с точки зрения композиции.
Наиболее распространенные пропорции
Ниже приведены наиболее распространенные пропорции
1:1 (1,00) - Некоторые пленочные камеры среднего формата предлагают соотношение сторон 1:1. Тем не менее, ни одна из современных цифровых камер не имеет квадратных датчиков, и только некоторые камеры предлагают 1:1 в качестве опции в меню. Instagram сделал популярным 1:1, изначально применяя его к каждой фотографии, но платформа была изменена для соответствия различным форматам изображения. 1:1 является относительно распространенным для печати квадратных изображений.
5:4 (1,25). Соотношение сторон 5:4 довольно распространено в пленочных камерах большого и среднего формата, а также при печати изображений размером 8 ″ x10 ″ и 16 ″ x20 ″.
3:2 (1,50). Большинство зеркальных, беззеркальных и компактных камер имеют сенсоры 3:2, независимо от их размера. Соотношение сторон 3:2 было популяризировано 35-мм пленкой, и сегодня оно является наиболее распространенным в фотографии.
4:3 (1,33) - средний формат, Micro Four Thirds, большинство смартфонов и некоторые камеры типа «наведи и снимай» имеют сенсоры 4:3.
16:9 (1,78) - самый распространенный формат видео сегодня. Не распространенный формат в фотографии, но некоторые камеры предоставляют его в качестве опции кадрирования.
3:1 (3,0) - обычно используется для панорамных снимков.
Подведение итогов занятия: Обмен мнениями: выполнена ли цель учебного занятия? Что нового узнали на занятии? Что было сложно сделать? Учащиеся показывают друг другу выполненные работы, педагог и учащиеся оценивают свои работы и работы учащихся группы с точки зрения полученных знаний и применения их в практической работе с фотоаппаратом (смартфоном).